• 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.

    В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

    Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

    Усиление англо-немецких противоречий

    После коронации нового императора Германии Вильгельма II (1888 г.) и отставки Бисмарка (1890 г.) Германия стала еще активнее бороться за свое место под солнцем, делать более решительные шаги в политике. Усиливается ее экономическая и военная мощь, начинается строительство мощного флота. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира в свою пользу.

    Это встревожило правительство Великобритании - крупнейшей колониальной империи того времени. Лондон в коем случае не хотел допустить передела колоний. Кроме того, Великобритания слишком зависела от морской торговли и считала свой флот важнейшей гарантией выживания. Поэтому усиление германского флота создавало реальную угрозу морской гегемонии англичан. И хотя до конца ХIХ века правительство Великобритании продолжал придерживаться принципа «блестящей изоляции», политическая ситуация в Европе, усложнялась, подталкивала Лондон поисков надежных союзников против Германии.

    Создание Антанты

    В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    Военно-политический блок - союз или соглашение государств, объединенных с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач.

    НАТО или Организация Североатлантического договора была образована в 1949 г. Цель НАТО, согласно официальным документам альянса, заключается в коллективной обороне своих государств-членов, но после перемен, произошедших в Европе в 90-е гг., блок НАТО провозгласил себя основополагающей силой в процессе расширения безопасности и гарантом стабильности в Европе в целом.

    Первоначально в этот блок входили: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция, выходившая из военной организации блока в период 1961-2009 гг.

    В 1952 г. ряды НАТО пополнили Турция и Греция, в 1955 г. – Федеративная Республика Германия, в 1982 г. – Испания, в 1999 г. – Венгрия, Чехия, Польша, в 2004 г. – Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Словения и Болгария, в 2009 г. – Албания и Хорватия.

    Главными ударными силами этого блока были (и в настоящее время остаются) армии США и Великобритании. Блок был сформирован для противодействия "советской военной угрозе", с целью недопущения расширения сфер влияния СССР. Основными сферами влияния этого блока были Европейский ТВД (театр военных действий) и вся Северная Атлантика. Общая численность вооруженных сил НАТО по состоянию на конец 2008 г. составляла около 3,6 млн. человек. Общие расходы на оборону достигали 895 млрд. долларов, в том числе 300 млрд. у стран Европы и 575 миллиардов у США. В процентах к ВВП в целом по НАТО они составляли 2,6%, при этом у США этот показатель составлял 4 %, а у стран Европы - 1,7%.

    Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), состоящий из представителей всех государств-членов. Он может созываться на уровне Постоянных представителей (послов), министров обороны, глав государств и правительств. Возглавляется Генеральным секретарем НАТО. Совет собирается еженедельно, иногда и чаще, на уровне Постоянных представителей, дважды в год – на уровне министров иностранных дел, министров обороны, а также по особым случаям на уровне глав государств и правительств.

    Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования. Он принимает решения об участии стран-членов организации в процессе военного планирования, а также ведает вопросами функционирования военной структуры НАТО. Его решением также утверждаются цели военной составляющей НАТО и роль глав военных ведомств стран-членов в перспективном военном планировании. Возглавляется Генеральным секретарем НАТО.

    К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Группа ядерного планирования имеет в НАТО высшие полномочия на принятие решений по вопросам ядерной политики, аналогично Североатлантическому совету и Комитету оборонного планирования в вопросах их компетенции. Проводимые на ней дискуссии охватывают обширный круг вопросов ядерной политики, включая вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ЯО, системы связи и информации, а также вопросы развертывания ядерных сил. В число обсуждаемых тем также входят более широкие вопросы, вызывающие общую озабоченность, такие как контроль над ядерными вооружениями и распространение ЯО.

    Роль Группы ядерного планирования заключается в анализе ядерной политики НАТО в свете постоянно меняющихся проблем безопасности в международной обстановке и ее необходимой адаптации. На ее заседаниях страны-члены Североатлантического союза принимают участие в разработке ядерной политики и решений о построении ядерных сил НАТО, независимо от того, имеется ли у них ядерное оружие. Согласуемые направления политики отражают тем самым общую позицию всех участвующих стран. Решения в ГЯП принимаются на базе консенсуса, как и во всех комитетах НАТО.

    Официальные языки НАТО - английский и французский. Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

    С 1994 г. НАТО осуществляет программу "Партнерство во имя мира" - сотрудничество с 23 европейскими государствами и бывшими советскими республиками Центральной Азии, которые не являются членами организации.

    С 2001 г. на территории Афганистана были развернуты Международные силы по поддержанию безопасности (ISAF). Осенью 2008 г. численность ISAF составляла около 50 тыс. человек; в миссии принимали участие 26 стран НАТО и 15 других стран.

    В 1951 г. был создан военный блок АНЗЮС – региональное военное содружество Австралии, Новой Зеландии и США, призванный координировать усилия по коллективной обороне Тихого океана. Этот блок, в отличие от НАТО, не имел единого командования, единых вооруженных сил и постоянной штаб-квартиры. В настоящее время блок этот фактически прекратил свое существование, хотя официально распущен и не был.

    В 1954 г. с целью противодействия советской политической экспансии в регион Южной и Юго-Восточной Азии был создан блок СЕАТО . В него вошли: Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания и США. Однако просуществовал он недолго и в 1977 г. по взаимному согласию стран-участниц прекратил свое существование.

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ) - военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 г. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

    В него вошли – Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Россия. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы
    Высшим органом организации является Совет коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
    Совет министров иностранных дел – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
    Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
    Комитет секретарей советов безопасности – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
    Генеральный секретарь организации является высшим административным должностным лицом организации и осуществляет руководство секретариатом организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.
    Секретариат организации - постоянно действующий рабочий орган организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов организации.
    Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.
    В рамках ОДКБ в 2001 г. созданы Коллективные силы быстрого реагирования. Они состоят из 10 батальонов: по три от России и Таджикистана, по два - от Казахстана и Киргизии. Общая численность коллективных сил - около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.
    В случае начала крупномасштабного военного конфликта государства-члены ОДКБ обязаны будут предоставить свои воинские контингенты или все свои вооруженные силы для отражения агрессии.
    2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
    4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    3 апреля 2009 г. представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе также может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

    Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество по поддержанию мира и безопасности на территориях и в целом в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

    Организация Североатлантического договора - НАТО (Nord Atlantic Treaty Organization - NATO). Это военно-политический союз 26 стран, создан 4 апреля 1949 года в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии, в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Чехия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.

    В 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, но продолжает оставаться его членом в политическом сотрудничестве. То же самое в 1983 году сделала Испания.

    Высшие органы: сессия Совета НАТО (между сессиями - Постоянный совет), Комитет военного планирования, Военный комитет, Комитет ядерной обороны. Рабочий орган НАТО - Международный секретариат во главе с генеральным секретарем.

    Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека.

    Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

    Межпарламентский союз. Это международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы, создана в 1889 году.

    Цель: объединение парламентов всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами.

    Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

    Африканский Союз - АС (African Union - AU). Был создан 26 мая 1963 на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе под названием Организация Африканского Единства (ОАЕ), современное название получил 11.07.2000 года. Объективными причинами возникновения АС стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время существования ОАЭ (1963 - 2000 гг) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, которые были поставлены перед ОАЕ на время его создания.

    В состав Африканского союза входят все 53 страны Африки: Алжир, Ангола, Буркина, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Египет, Замбия, Западная сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад.

    Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости, ликвидация всех форм колониализма, согласование сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.

    Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).

    АНЗЮС (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United States - ANZUS). Это трехсторонний союз Австралии, Новой Зеландии и США. Действует с 1952 года.

    Цель: коллективная оборона в Тихоокеанском регионе.

    АНЗЮК (от первых букв стран его образовали - Australia, New Zealand, United Kingdom - ANZUK). Это пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура.

    Цель: содействие коллективной обороне в Тихоокеанском регионе.

    Постоянной штаб-квартиры не имеет.

    Организация американских государств - ОАГ (Organization of American States - OAS). Военно-политический союз, созданный в 1948 году на 9-й Международной конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ.

    Состав (35 стран): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Ямайка.

    Цель: поддержание мира и безопасности в Америке, пресечение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками, организация совместных действий при отражении агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем, содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран- участников.

    Штаб-квартира - Вашингтон (США).

    ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2000, стр. 5-12

    Генерал-лейтенант Е.А.КАРПОВ ,

    кандидат военных наук

    Полковник Г .А.МОХОРОВ ,

    доктор исторических наук, профессор

    Полковник в отставке В.А.РОДИН ,

    доктор философских наук, профессор

    НА ПРОТЯЖЕНИИ многих веков человечество вело многочисленные войны, не создавая сколько-нибудь стабильных военно-политических объединений государств. Предпосылки для военных коалиций в подлинном значении этого понятия начинают складываться лишь в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Сам термин «военная коалиция» был впервые введен в обращение в конце XVIII века для обозначения военно-политического союза, заключенного в 1792 году между Австрией и Пруссией в целях воспрепятствования расширению влияния Французской революции. Впоследствии к этому союзу присоединилась Россия, сыгравшая решающую роль в разгроме наполеоновской Франции. В новое и новейшее время военно-политические союзы по мере усиления межгосударственных связей и особенно в результате обострения борьбы за раздел и передел сфер влияния обретают новые импульсы в своем развитии. Происходит возрастание роли коалиций не только как инструмента ведения войны, но и как фактора, воздействующего на мироустройство, на весь ход мирового развития, что было сопряжено с возникновением крупномасштабных межрегиональных союзов государств.

    Для того чтобы попытаться разобраться в этом сложном процессе блокообразования, прибегнем к методологическим ориентирам, выраженным в синергетике (названной ее создателями «новым мировидением»).

    Мировое сообщество с позиции синергетики может быть представлено как нелинейная, открытая, колебательная, сложноорганизованная и самоорганизующаяся система государств. Самоорганизация находит выражение в эволюции взаимоотношений, в сложных сочетаниях состояний: от порядка к хаосу и обратно. Характерные проявления хаоса в мировом сообществе в глобальных, межрегиональных и зонально-географических масштабах - это периоды смут, войн, потрясений, глубоких кризисов и великих бедствий. Такие состояния обычно присущи экстремальным ситуациям, тем периодам в истории, когда на международной арене действуют всякого рода претенденты на мировое господство, когда возникает своеобразная обстановка крайней неупорядоченности, для которой характерны резкие отклонения от устоявшихся мировых связей и отношений. Когда хаотические состояния достигают известного предела, что приводит к непредсказуемости исхода конфронтационных ситуаций, а пик неупорядоченности начинает угрожать не только безопасности, но и самому существованию государственных общностей и перспективам развития мирового сообщества в целом, наступает, как утверждается в синергетике, раздвоение (разделение, разветвление, развилка), иными словами, полоса урегулирования, создания определенного вида мироустройства. Таким образом и происходит самоорганизация мировой системы государств.

    Эволюция колебательной, нелинейной, неравновесной и самоорганизующейся мировой системы государств находит наиболее яркое выражение в происходящих время от времени изменениях в центрах силы, так сказать, взаимопереходах, перемещениях силовых полюсов. Речь идет о взаимопереходах силовых состояний (многополярных, биполярных, однополярных структур мироустройства) в различных коалиционных конфигурациях и многообразных экономических, политических, в том числе и не скрепленных военными соглашениями, интеграционных объединениях. К сожалению, в настоящее время сохраняется тенденция к формированию однополярного мира. Следует, однако, отметить, что история, фигурально выражаясь, не терпит длительного (сверх меры) существования международной системы государств, основанной на однополярном центре силы. Рано или поздно наступает «упорядочение» в мировых структурах, все дело лишь в том, как это происходит, какой ценой, какими путями, в каких формах образуется многополярный мир.

    Баланс сил группировок государств создает на определенное время относительную безопасность, до поры до времени обеспечивает миропорядок и стабильность. Неравновесность и колебательное состояние как фундаментальный признак живой, самоорганизующейся системы (в данном случае международных отношений) делает ее очень чувствительной к флуктуациям, т.е. отклонениям как внутренним (внутри союзов), так и внешним (в зависимости от внешнеполитической обстановки, стратегической ситуации), которые создают поле вариаций∗ для выбора будущего пути развития. Такой выбор совершается при создании новой структуры, которая, в свою очередь, не может оставаться прежней опять же в силу своей открытости и способности генерировать в себе изменения. Общество, как открытая система, собственно, и может существовать лишь в таком пульсирующем состоянии. При этом важен поиск устойчивых, повторяющихся «структур порядка» в неустойчивом стохастически организующемся мире. В таких «перемещениях центров силы», в многообразных интеграционных (или, напротив, дезинтеграционных) явлениях огромную роль играют внутригосударственные процессы, особые состояния общества, нации на каждом данном отрезке времени. Большое значение имеют внутрирегиональные связи и отношения, наличие традиций, опыта, определенной доверительности партнерских или союзнических отношений как в истории отдельных государств, так и в региональном масштабе.

    Популярный на Западе теоретик С.Хантингтон, отвечая своим оппонентам, предрекает возможность распада самих Соединенных Штатов Америки. По оценке бюро переписи населения, отмечает он, к 2050 году американское общество будет на 23% испанского происхождения, на 16 % - чернокожим и на 10% - азиатско-американским. Будут ли новые переселенцы ассимилированы прежде доминирующей европейской культурой Соединенных Штатов? Если нет, если США станут истинно многокультурной страной, страдающей от внутреннего конфликта цивилизаций, то уцелеют ли они как либеральная демократия? Будет ли девестернизация Соединенных Штатов, если она произойдет, одновременно означать деамериканизацию? Если это случится, если Америка перестанет придерживаться своей либерально-демократической, имеющей европейские корни, идеологии, США в том виде, в каком мы их знаем, перестанут существовать и последуют на свалку истории за другой идеологически мотивируемой сверхдержавой (подразумевается Советский Союз. - Авт.).

    В общем комплексе предпосылок, условий и причин формирования военно-политических союзов значительная роль принадлежит субъективному фактору. С ним сопряжен целый «срез» случайностей, связанных с личностными, интеллектуальными, психологическими, социокультурными качествами государственных руководителей, лидеров политических партий, общественных движений. Как показывает исторический опыт, субъективные особенности лидеров, их способность предвидеть ход событий, здравомыслие или, напротив, безрассудные порывы, наконец, личные ошибки и просчеты, выраженные в политической мотивации, оказывают весьма существенное влияние на генезис, процесс формирования тех или иных интеграционных объединений, в том числе военно-политических союзов. Случайности, а их в историческом процессе великое множество, даже если они внешне представляются совсем незначительными, оказываются с точки зрения синергетики судьбоносными, когда попадают в резонанс событий, стечение обстоятельств, и таким образом играют весьма существенную роль в эволюции мировых межгосударственных отношений.

    Известную трудность представляет анализ самого механизма возникновения каждого конкретного военно-политического союза, учет всего комплекса причин, условий, факторов, воздействующих на процесс формирования альянса определенного типа, конфигурации.

    Вопросы классификации военно-политических союзов с выяснением факторов и условий формирования последних специально в исследовательском плане у нас широко не разрабатывались. В советское время в массовой и многочисленной пропагандистской литературе, посвященной характеристике организаций НАТО и бывшего Варшавского Договора, суть данной проблемы сводилась к характеристике социально-классовой природы военных союзов. И в этом была определенная доля истины, так как действительно имела место острая идеологическая конфронтация, в том числе (особенно рельефно) по военно-блоковому размежеванию. Однако чрезмерная идеологизация альянсов сужала взгляд на их генезис, не позволяла осуществить их более конкретную и детальную классификацию, выявить сложные союзнические связи. Видение союзов представлялось упрощенно, в черно-белой гамме: прогрессивные союзы и реакционные блоки.

    В этот период в натовских штабах и исследовательских центрах интенсивно изучались разносторонние и многоаспектные проблемы военно-политических союзов, нюансы их отношений. Результаты исследований отражались в теоретизированных публикациях и широко обсуждались в средствах массовой информации. Достаточно напомнить, что во времена пика «холодной войны» в Вашингтоне был издан аннотированный аналитический сборник материалов по вопросам военно-политических союзов. Западные специалисты, такие, как Г.Лиска, Р.Е.Осгуд, А.Коттрелл, И.Догерти и многие другие, в своих многочисленных выступлениях в печати рассматривали разные аспекты военных союзов в мировом балансе сил, но всегда представляли Североатлантический альянс как средство коллективной безопасности.

    Различные мнения высказываются также по вопросам происхождения и классификации военно-политических союзов. Французский военный теоретик Э.Мюрез в свое время утверждал, что коалиции являются следствием соперничества двух держав - господствующей на континенте и господствующей на море. Они оспаривают друг у друга приобретенные промежуточные территории. Исходя из этого Мюрез подразделял коалиции на наступательные, создающиеся вокруг «континентального нарушителя спокойствия», и оборонительные, образующиеся вокруг господствующей на море державы. Неудачи, по его мнению, обычно постигают первых, вторым же сопутствует успех. Здесь явные намеки на превосходство западных военных союзов перед иными, в том числе восточными.

    У теоретиков НАТО имеется целый набор признаков классификации коалиционных объединений. При определении типа союза основным является масштабный критерий, геополитический (национально-географический) или технический, но чаще всего цивилизационный. Так, американский специалист по вопросам теории военных союзов КДж.Холсти в трактате «Дипломатические коалиции и военные союзы», помещенном в сборнике «Альянсы в международной политике», предлагает классифицировать военно-политические союзы по следующим основным признакам: характеру ситуации, в которой взаимные обязательства становятся активно действующими; типу обязательств, принятых на себя участниками союза или договора; степени сотрудничества или интеграции вооруженных сил участников союза; географическим масштабам союза или договора. Один из родоначальников концепции политического реализма американский политолог Г.Моргентау дополняет эту классификацию и вводит в обращение понятие «идеологический союз», в пределах которого, по его мнению, «идеологические интересы превалируют над материальными».

    Идеологическим союзом западные теоретики обычно называют бывший Варшавский Договор. Тем не менее и Североатлантический альянс в их прежних и нынешних трактовках не лишен идеологического содержания. Идеологический критерий разделительных линий и коалиционных образований оказался достаточно живучим. Несмотря на отсутствие былой идеологической конфронтации, он представлен в настоящее время в зарубежных публикациях в самых различных ипостасях, но чаще всего в форме цивилизационных и культурно-психологических различий наций и народов, составляющих коалиционные объединения. Не прекращаются попытки идеологического обоснования принципа «атлантизации» европейской безопасности.

    Идеологический подтекст так или иначе выступает в разных концептуальных разработках. Например, в статье магистра политических наук Ланкастерского университета (Великобритания) С.А.Бара и Д.Я.Бондаренко «К вопросу о коалициях и разделительных линиях в Европе» вновь подчеркивается цивилизационный критерий формирования военно-политических союзов. Авторы при этом соглашаются, что в новых геополитических условиях проблема сбалансированности межгосударственных отношений приобретает особую актуальность, признают, что военные коалиции не служат гарантией стабильности и безопасности, не способствуют поддержанию прочного мира, не оспаривают (надо полагать драматических - Авт.) последствий дисбаланса сил между коалициями. Вместе с тем они считают утопичной идею коллективной безопасности и потому весьма несостоятельной концепцию, основанную на этой идее. С.А.Бар и Д.Я.Бондаренко признают, что расширение НАТО на Восток противоречит интересам России, что действующая система безопасности Запада направлена против нее. Весь смысл статьи состоит в утверждении необходимости наличия разделительной линии между НАТО и Россией в силу их различий, предопределенных геополитическими, идеологическими и культурно-психологическими факторами, а также отсутствием идентичности внутреннего устройства государств.

    Активным проповедником цивилизационных различий в формировании коалиционных объединений государств является С.Хантингтон. «Линия разлома между цивилизациями, - пишет он, - это и есть линия будущих фронтов». Это будет, по его мнению, завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире.

    Как нам представляется, ори всем бесспорном значении цивилиза-ционной идентичности наций и государств с точки зрения проблемы формирования военных союзов все же сводить дело лишь к этому фактору при рассмотрении изучаемого процесса неправомерно, так как в этом случае значительно огрубляется и упрощается картина классификации рассматриваемого феномена, резко сужается набор многих других критериев и признаков объединения стран и народов в военно-договорные организации. Действительно, трудно представить, чтобы на планете сложились когда-либо военно-интеграционные объединения строго по цивилизационному признаку. Ведь цивилизации существуют испокон веков. Непонятно, почему же они только сейчас бросают вызов мировому порядку. На наш взгляд, все значительно сложнее. История человечества насыщена войнами между противоборствующими союзами в рамках одной цивилизации. И напротив, создавалось немало военных союзов с участием государств разнородных цивилизаций с весьма различными типами внутреннего устройства. Наши оппоненты, сторонники цивилизационного подхода к рассмотрению названной проблематики, могут возразить, заявив, что так было в прошлом. Но с таким аргументом согласиться нельзя. Мы все еще живем в опасном, непредсказуемом мире, где возможны совершенно неожиданные варианты государственных объединений. Заметим, что как раз сейчас образуются все новые мосты взаимовлияний между цивилизациями, о чем свидетельствует множество фактов. В то же время существуют и внутрицивилизационные противоречия. Что касается Североатлантического альянса, то он, строго говоря, не соответствует цивилизационному критерию. Это подтверждает хотя бы членство в НАТО Турции с ее очевидными особенностями цивилизационного характера. С.Хантингтон, например, считает Турцию самым ярким и типичным примером расколотой изнутри страны с очень сильными традициями тюркской цивилизации. Именно поэтому элита Запада настроена против принятия Турции в Европейский Союз. Как видим, стратегический интерес альянса берет верх над всеми прочими факторами.

    Исторический опыт показывает, что непременным условием формирования любого военного союза является идеологическое и информационное обоснование необходимости его создания. Здесь, в общем, нет или почти нет исключений. Но это не дает оснований утверждать, что союзные договоры заключаются только по идеологическим признакам или могут существовать некие «идеологические союзы». При этом идеологическое сопровождение и информационное прикрытие союзов могут иметь самые различные формы и модификации, включая националистические, геополитические, цивилизационные, религиозно-конфессиональные и многие другие. В наше время нет оснований для возрождения идеологических аргументаций в ходе создания блоковых организаций по социально-классовому или общественно-экономическому признаку. Ушли в прошлое и намерения сокрушать какие-либо общественно-экономические системы, государственные устройства. Принцип мирного сосуществования, действовавший в период «холодной войны», сменился принципом свободы выбора народами того общественного строя, который соответствует их историческим традициям, умонастроениям, интересам.

    Исходя из вышеизложенного, попытаемся представить наиболее полную картину всего многообразия известных в истории и возможных (с разной степенью вероятности) типов военно-политических союзов, а также дать их классификацию (см. рисунок). Каждый из представленных типов договорных союзнических организаций имеет свою специфику, отличительные черты, приобретенные в процессе возникновения и эволюции.

    Классификация военно-политических союзов по указанным признакам, конечно, носит относительный, условный характер. Дать жесткую и однозначную типологию военно-политических союзов представляется затруднительным и нецелесообразным. Союзы, классифицируемые по одним признакам, могут заключать в себе черты других военных коалиций.

    Так, Североатлантический союз, будучи межрегиональным, в то же время является альянсом демократических государств, союзом стратегического характера с акцентом на интеграционные связи со сверхмощной военной инфраструктурой, очень неодинаковой степенью интенсивности союзнических отношений между различными участниками блока (США и Англией с одной стороны, Турцией и Грецией - с другой), а также с сомнительным равноправием между союзниками. Приведем другой пример. Во время военных действий в зоне Персидского залива США создавали многонациональные силы, которые правомерно считать межрегиональным коалиционным объединением государств лишь на данный период. Такую организационную коалиционную форму можно именовать как ситуативную, тактическую (тактическую не с точки зрения теории военного искусства, а в международно-организационном аспекте). Речь идет об относительно кратковременных соглашениях в целях решения ситуативных военно-политических или военно-оперативных проблем.

    Весьма важным (хотя и в известном смысле относительным) является различие агрессивно-наступательных и оборонительных военно-политических союзов. Как правило, ни один военный союз открыто не провозглашает агрессивных целей, они всегда прикрываются оборонительными намерениями. Лишь в ходе реальных военных действий обнаруживается подлинная природа блока.

    В связи с классификацией различных интеграционных объединений можно выдвинуть и некоторые проблемные положения. По нашему мнению, не всегда и совсем не обязательно субъектами военно-политических союзов могут быть только вполне официальные государственные органы и институты. В современных условиях, когда в значительных масштабах интенсифицируются межгосударственные и межрегиональные отношения, субъектами таких союзов могут стать самые различные политические, военные, полуофициальные и негосударственные, общественные организации. В наши дни стало известно о существовании неоглашаемых межрегиональных связей между организациями международного терроризма. У террористов есть план борьбы с «мировым порядком» от Кавказа до Памира, суть которого заключается в реальной агрессии, направленной на разрушение СНГ и установление на его территории военно-диктаторских режимов. Имеются сведения о поддержке террористов со стороны официальных государственных институтов стран с теократическими режимами правления. Кроме того, террористические агрессивные организации могут устанавливать связи и отношения с существующими военно-политическими союзами. В прессе высказываются мнения, что ваххабизм, как наиболее агрессивная версия ислама (а по сути его секта), встречает понимание в атлантических кругах.

    При всех бесчисленных и непохожих друг на друга событиях всемирной истории, самых разнообразных комбинациях соотношения сил, образования и распада различных коалиционных конфигураций, калейдоскопе союзнических и межблоковых отношений с учетом всего драматизма последствий силового противоборства просматривается определенная закономерность, пронизывающая всю ткань межгосударственных отношений, особенно в последние два столетия. Ее сущность состоит в том, что по мере развития мировой истории, возрастания динамизма межгосударственных связей, небывалого увеличения арсеналов разрушительных военных технологий постепенно усиливается потребность в глобальных действенных организациях для стабилизации миропорядка. Следует отметить, что в XX веке вполне рельефно и наглядно проявились катастрофические по своим последствиям разительные перемены в формировании полюсов силы (особенно на Европейском континенте), приведшие к двум мировым войнам.

    Неупорядоченность мироустройства после Первой мировой войны выразилась в разбалансированности сил на международной арене, и прежде всего в Европе. Существовавшая в те годы межгосударственная организация Лига Наций не выполнила своего исторического предназначения, она оказалась неспособной стать стабилизирующим фактором умиротворения, урегулирования межгосударственных отношений, не смогла воспрепятствовать формированию мощного межрегионального агрессивного фашистского военного союза.

    После Второй мировой войны человечество, наученное горьким опытом, испытавшее тяжелейшие потрясения, наконец обрело глобальную организацию, признанную большинством народов и стран, - ООН. Именно Организация Объединенных Наций с ее разветвленными органами и институтами, со всей структурой сдержек и запретов на ведение агрессивных войн и вооруженных конфликтов имела все возможности, чтобы стать фактором постепенного построения структуры подлинной, а не «атлантизированной» коллективной безопасности. Но создание небывалой военной инфраструктуры, достижение и превышение «критической массы» численного состава государств Североатлантического альянса, выход его устремлений за пределы установленной договором зоны влияния, принятие чрезмерно жесткой стратегической концепции блока, позволяющей ему действовать без санкций Совета Безопасности ООН, ведет к дисбалансу в мировых делах, хаосу и разрушению сложившегося миропорядка, к возобновлению и развитию опасного в современных условиях коалиционного противостояния, порождает рецидивы ушедшей в прошлое блоковой стратегии. В настоящее время просматривается демоническое влияние на международную обстановку США и НАТО, претендующих на роль единоличных вершителей судеб Европы и других континентов. Единственный, на наш взгляд, выход из опасной ситуации - сместить акценты, изменить осуществление миропорядка, основанного на так называемой атлантизированной системе коллективной безопасности, превратить НАТО в большей степени в политическую организацию, укрепить ООН и ОБСЕ как стабилизирующий фактор урегулирования различных конфликтов.

    Но на этом пути еще много препятствий. Должно быть, не настало время для интеграции всех стран в единые международные системы. Военно-силовые факторы преобладают, и ни экономика, ни политика пока не в состоянии вытеснить их на периферию.

    Расчеты на изоляцию России в мировых делах, сохранение и даже углубление разделительной линии по азимуту Запад-Восток совершенно несостоятельны и даже пагубны еще и потому, что в настоящее время активизирует свои действия международный терроризм, создавая опасные зоны для многих стран и народов. Международный терроризм, по признанию некоторых западных политиков и дипломатов, представляет одну из самых больших опасностей для мира и международной стабильности. Для противодействия злонамеренным акциям террористов необходимы коллективные усилия не только стран, подвергающихся агрессии, но и всего мирового сообщества.

    Вопросы генезиса и классификации военно-политических союзов, безусловно, требуют дальнейшего уточнения в соответствии с изменениями в состоянии международных отношений, военно-политической обстановки. Рассматриваемая проблематика имеет определенное значение также при разработке военной теории, и прежде всего общих проблем военной науки. Именно при ведении военно-научных исследований на высшем уровне важно определять возможные военно-союзнические реалии, прогнозировать их эволюцию и вероятную конфигурацию, учитывать коалиционный аспект в решении задач укрепления обороноспособности страны, помня о том, что наращивание военной мощи России, совершенствование ее Вооруженных Сил составляют необходимое условие роста авторитета страны, ее вхождения в европейский дом.

    Вариация - видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-либо при сохранении того, что является основой.

    Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999. С. 211.

    Там же. С. 205.

    Полис. 1994. № 1. C.S4.

    Nuclear Weapons and NATO. Analitical survey of Literature. Washington, 1970. P. 450.

    Liska G. Nation in Alliance. The Limits of Independence // The John Hopkins Press. Baltimore, 1962; Osgood R.E. Alliances and American Foreign Police//The John Hopkins Press, Baltimore; London, 1971. P. 2-3; Cottrell A.J., Dougherty J.E. The Politics of the Alliance // Fr.A.Praeger Publisher. New York; London, 1964. P. 13-14.

    Revue de Defence Nationale. 1967. Juillet. P. 1254-1255.

    Alliance in international Politics. Boston (Масс), 1970. P. 95.

    Военная мысль. 1999. № 2. С. 64.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33.

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    Военно-политические блоки. Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

    В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из го­сударств-союзников. Главное военное противостояние разверну­лось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри бло­ков выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудниче­стве, а также в создании США и СССР военных баз и развер­тывании своих войск на территории союзных государств на ли­нии противостояния блоков. Особенно значительные силы сто­рон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного ору­жия.

    «Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

    Периоды «холодной войны» и международные кризисы. В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946- 1963 гг. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.

    Берлинский и Карибский кризисы. Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.



    Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

    Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

    Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

    Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

    Война во Вьетнаме. После войны (1946- 1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь-енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

    США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

    Война в Афганистане. В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская война между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей­ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

    Ближневосточный конфликт. Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

    Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска

    Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

    С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

    В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

    5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

    В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

    Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» - восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

    Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

    Разрядка. С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ­нейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отноше­ний между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

    Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

    В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

    В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

    Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 -80-х гг. XX в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.

    Благоприятно сказалось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

    После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

    Серьезные перемены произошли на рубеже 80 -90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

    В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

    В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. Руководство Югославии вынуждено было вывести свои войска из Косова, которое было оккупировано силами НАТО. В 2008 г. там при под­держке Запада незаконно провозгласили независимость.

    Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX - начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупи­рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израиль­ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

    Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло­гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.

    Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю­щиеся массовым истреблением населения.

    С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой­ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со­вершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по­добным положением недовольны другие постоянно растущие цент­ры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Рос­сия, выступают за создание многополярного мира.