МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Красноярский филиал

Петрова Ольга Германовна

Студентка 3 курса психологического факультета

Группа 2-31

Психология личности

Контрольная работа

Роль среды и наследственности в формировании личности

Проверил: преподаватель

Иванова Н.Г.

Красноярск 2010г.

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4

Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5

Глава 3. Роль среды в формировании личности……………………….. 8

Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………...15

Список использованной литературы……………………………………..16

Введение

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. И, первое, с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального.

В истории психологии существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека.

Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.

Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

Таким образом, ни один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности.

Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,

Цель работы, проанализировать какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование - личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие личности.

2. Рассмотреть основные концепции, влияющие на развития личности.

3. Подвести итоги исследования.

Глава 1. Понятия «развитие» и «личность».

Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия «личность». Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития. Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, раскроем сущность понятия «развитие».

Развитие происходит:

1. в единстве биологического и социального в человеке;

2. диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности – сенситивные периоды.

3. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.);

4. через деятельность - игру, учебу, труд.

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.

Глава 2. Роль наследственности в формировании личности.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» .
Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие.

Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208

К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов.

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.

С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот - на склоне лет), с другой - условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности

растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

Глава 3. Роль среды в формировании личности.

Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания. Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует. Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.

Среда географическая - История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.

Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности.

Домашняя среда - колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.
Микросреда - это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.п., а именно геометрические формы квартиры, высота этажа дома, дизайн стен, расстановка мебели, излучения электроприборов, биополевые воздействия растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергией) и т.д. По-своему воздействие могут оказывать и результаты науки и техники. Так, японскими учеными установлено, что слушание беременными женщинами народной или классической музыки развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибрации, которые создают условия для увеличения притока крови и питательных веществ, благотворно воздействуют на развитие нервных тканей и головного мозга

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции, многое другое. Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития: литература, искусство, СМИ, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но природное начало всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию, освоению знаний. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.
В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики - сознания - сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности не тождественна мышлению.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969; О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977.

Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое - атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое - других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д. Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных.

Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.

В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд).

Мне бы хотелось отметить теорию В.Штерна, он писал, что концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями

Крайг Г. Психология развития. СПб., Изд-во «Питер», 2000. – с.18.

«наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие - только неодинаковое в разных случаях - в его осуществлении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В, Петровского. М., 1987.

А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З.Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А.Адлера), аналитической психологии (К.Юнга), а также многих представителей неофрейдизма ( Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество». По мнению (А.Г. Асмолова), пансексуализм психоаналитической теории (З.Фрейда), его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затем К.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни личности.

Заключение

Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет.

Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектические неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде; он неразрывно связан с этой средой, несомненно, что генетически нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его «в чистом виде» не представляется возможным. Точно также и влияние среды не является простыми, механическими напластовываниями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть две противоположные теории влияние роли среды и наследственности в развитии и формировании личности. Обе оказались неприемлемыми. Нужно отметить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну промежуточную. Эта попытка принадлежит Штерну. Создание общей теории развития еще впереди. Эта теория должна вобрать в себя все достижения наук.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,

2. Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208

3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969; О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., Изд-во «Питер», 2000. – с.18.

7. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В, Петровского. М., 1987.

8. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксона// Принцип развития в психологии. М., 1978.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1968.

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность - способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК . Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы . Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых - 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека - его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека - его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других - во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено -, сурдо - и тифлопедагогике .

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).


С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств .

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).

Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного - ``чистый лист""). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори , К. Лоренц , Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин , Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, - это является доказательством неизменности человеческой природы.

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие - отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует - есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма - без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Определение источников индивидуальных вариаций психического - основная проблема дифференциальной психологии. Индивидуальные различия порождены многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда - его изменчивость и возможность приспосабливаться к общим условиям жизни. Наследственные признаки детерминируют гены, которые передают родители эмбриона при оплодотворении. Химическая разбалансированность или неполнота генов вызывает физические аномалии или психические патологии. Даже в обычных условиях наследственность допускает широкий спектр вариаций поведения, является следствием суммирования норм реакций разного уровня - биохимических, физиологических, психологических, а окончательный результат зависит от влияния среды.

Итак, на человека влияют наследственность и среда, ей также свойственно социальное наследование - соблюдение культурных образцов, передачи акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку через воспитание, формирование семейных сценариев, которого лишены животные.

Теории о влиянии среды и наследственности

Учитывая предпочтения биологической или средовой (социально-культурной) детерминации исследователи выделяют несколько групп теорий:

1. биогенетическом теории основываются на положении, что формирование индивидуальности обусловлено врожденными и генетическими задатками. Генетические задатки определяются совокупностью генов мужских и женских половых клеток - генотипом, что образует целостную, согласованную и эффективно работающую систему, которая постоянно совершенствуется в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма - морфологические, биохимические, физиологические, до параметров высшей нервной деятельности. Врожденные задатки обусловленные генотипом во взаимосвязи с качеством внутриутробного развития. Поэтому в медицинской генетике четко различают такие понятия, как генетическая и врожденная патология. Например, некоторые виды умственной отсталости могут быть следствием пагубных воздействий среды на плод через организм матери (от инфекционных заболеваний к нездоровому образу жизни матери). Развитие является постепенным развертыванием этих свойств во времени, а вклад средовых воздействий очень ограничен. Биогенетические подходы нередко были теоретической основой расистских учений о начальную отличие наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также американский психолог, автор теории рекапитуляции Стэнли Холл (1844-1924).

2. социогенетичного теории (сенсуалистический подход, постулирует примат опыта) утверждают, что сначала психика ребенка - чистая доска (tabula rasa), а все ее достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобную гипотезу выдвинул еще английский философ Джон Локк (1632-1704). Эти теории более прогрессивные, однако их недостаток - понимание ребенка как первично пассивной существа, объекта воздействия.

3. двухфакторной теории (конвергенции двух факторов) постулируют, что развитие является результатом взаимодействия врожденных структур и внешних воздействий. Карл Бюлер (1879-1963), В. Штерн, А. Бине считали, что влияние среды накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни о какой функцию нельзя сказать, "извне" она или "изнутри". Надо интересоваться, что в ней "извне" и "изнутри". Однако и в пределах двухфакторной теории ребенка считают пассивным объектом воздействия.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Льва Выготского (1896-1934) утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря существованию культуры - обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека составляют условия развития, а среда - источник (так как в нем содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, косвенные знаковыми системами и предметной деятельностью, является содержанием культуры. Чтобы ребенок мог его усвоить, надо, чтобы она вступила в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливалась, а активно присваивала себе опыт предыдущих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, то есть носителями культуры.

Швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875- 1961) доказал, что культура также является источником устойчивых поведенческих проявлений, закрепленных в коллективном бессознательном в форме архетипов, но сохранение и проявления их нельзя доказать естественнонаучными методами.

Роль наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, которая анализирует различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждая простая признак фиксируется одним геном (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, комплексный эффект нельзя рассматривать как арифметическую сумму воздействия каждого из генов, потому что они взаимодействуют между собой, вызывая системные эффекты. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится найти ответы на следующие вопросы: насколько генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. каков ожидаемый степень вариативности) и биологический механизм его воздействия (на участке хромосомы локализованы соответствующие гены) процессы объединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип; существуют экологические факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм.

Унаследованность признаки распознают по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству показателей. Например, темпераменты биологических родителей и их преданных на усыновление детей имеют много общего. Скорее всего, в приемных семьях дети будут находиться под влиянием средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут подобными и на приемных родителей. Однако корреляции не будет.

Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не позволяют однозначно оценить роль среды или наследственности. Например, благодаря психогенетически исследованием Ф.Гальтона, проведенным в 20-е годы XX в. с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированы характеристики (размеры черепа, другие признаки) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллекта по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На них влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и др.

На данный момент распространились экспозиционная и идентификационная модели средовых воздействий на интеллектуальные способности. Согласно экспозиционной модели Роберта Зайонца (род. 1923), больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллекта со старшим родственником. То есть ребенок по интеллектуальным способностям похожа на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-то причинам уделяют ей мало времени, она будет похожа на няню или бабушку. Согласно идентификационной модели самая высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, который является предметом Ее идентификации. То есть интеллектуальный авторитет на него может влиять даже дистанционно, а регулярная совместная деятельность не обязательно. Почти одинаковое популярность двух моделей, которые противоречат друг другу, свидетельствует, что большинство дифференциально-психологических теорий имеют ограниченный характер.

Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологи­ческого и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоре­тических концепциях.

При рассмотрении за­кономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие опре­деляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На эти вопросы представители различных научных направ­лений дают различные ответы.

Многие ученые считали, что развитие ребенка цели­ком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены. Конеч­но, не предполагается, что сложнейшие психические функции зак­лючены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как саморас­крытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способ­ствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может.

В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивает­ся яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчи­ненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического со­зревания.

Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены не­которые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близ­нецов, в разных условиях обучения и воспитания могут разви­ваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом по­нимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появля­ется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде. Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми - так кратко можно сформу­лировать эту точку зрения.

Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребен­ка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задат­ков, ни со стороны возрастных возможностей.

По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.

Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.

Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В.Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвер­генции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.

Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутрен­нее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития.Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической ос­нове, без которой невозможно было бы развитие. Биологи­ческое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чи­стом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-раз­ному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осоз­нает, как он научился действовать в этой среде на предшествую­щих стадиях своего развития и что он представляет собой в физи­ческом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка.

Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басо­ва, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития пси­хики и личности в последующие годы.

Факторами психического развития, особенно влияющими на развитие личности ребёнка, являются: наследственность, воспитание, среда, обучение, депривация, активность и игра. Действуют они в комплексе, и в разные возрастные периоды степень значимости любого из них меняется. Эти факторы могут оказывать как благоприятное влияние на формирование личности, так и негативное. И от того, насколько родители обладают знанием о них, зависит их способность понимать поступки и действия своих детей. Эти знания дают возможность не только лучше понимать своего ребёнка, но и помогать ему решать любые проблемы, которые периодически будут возникать по мере становления личности. Здесь мы рассмотрим двое из этих факторов, а именно: наследственность и окружающую среду.

Наследственность

Передаваемые из поколения в поколение способности живого организма определённым образом реагировать на условия существования и свойственный этому организму метаболизм называют наследственностью. В свою очередь носителями любой наследственной информации являются гены.

Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные "пределы". Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.

Ребёнок с большой долей вероятности может получить от родителей склонность к плохому поведению. Тем не менее, благоприятная среда способствует снижению такой врожденной способности, существенно уменьшая этот риск. Развитие у человека некоторых психических заболеваний тоже напрямую зависит от генетических факторов.

Следует помнить, что ребёнок наследует также задатки, которые обусловлены морфологическими и функциональными особенностями строения мозга, органов чувств и органов движения. Иначе говоря, задатки - это природные предпосылки развития тех или иных способностей.

Окружающая среда

Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.

К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.

Наследственность играет огромную роль в формировании и развитии личности, но эта роль не безгранична. В какой степени проявятся те или иные гены зависит от множества внешних факторов, которые родители могут держать под своим контролем.

Средой обитания человека следует считать весь комплекс взаимодействующих между собой биологических, экологических, антропогенных, психических и социальных факторов, который весьма существенно различается в разных географических и экономических районах.

Благоприятная социальная среда обеспечивает более полное и гармоничное развитие личности. На ребёнка в раннем возрасте огромное влияние оказывает его семья, её культурные и нравственные ценности, отношение к нему родных и близких. По мере взросления вступают такие факторы как школа, искусство, культура, СМИ, политика и общественный строй. Каждый из них и все в комплексе оказывают на каждого человека влияние, которое может способствовать развитию его способностей, а может и существенно затормозить его.

Воспитание занимает особое, очень значимое место в ряду социальных факторов, поскольку занимается формированием конкретных личностных качеств и развитием способностей. Оно способно влиять на природные (наследственные) качества личности, наполняя их новым содержанием и адаптируя к существующим социальным условиям.

Именно поэтому домашняя среда оказывает на развитие ребёнка огромное влияние. Здесь определяются потребности, интересы, ценности и взгляды подрастающего человека, создаются необходимые условия для развития его способностей, закладываются моральные, нравственные и социальные личностные качества. А такие негативные проявления, как невежество, грубость, скандалы, могут существенно затормозить развитие личности.

Таким образом, благоприятные условия могут значительно повлиять на психическое развитие ребенка, подвинув наследственность на второй план.