Отцы Церкви – христианские писатели первых веков христианства, которые защищали и объясняли православную веру. Их учение называют святоотеческим, а сочинения – апологиями. Среди Отцов Церкви выделяют:

– апологетов, защищавших христианское учение от противников веры;

– учителей, разъяснявших основы веры и развивавших ее;

– наставников в духовной жизни, которые учили верующих смыслу и способам общения с Богом в молитве и христианской жизни. Среди них были аскеты, которые сосредоточивались на духовном подвиге и мистики-тайновидцы, которые сосредоточивались на пути духовного общения с Богом.

Из святых Отцов Церкви особо выделяются вселенские Учители, которые сформулировали и разъяснили различные догматы веры. В Православной Церкви это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и некоторые другие.

Все святые Отцы, будь то богословы, пастыри, аскеты или мистики, в своих учениях исходили из собственного жизненного опыта. Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их святыми Отцами Церкви.

Богословская наука, занимающаяся изучением творений Отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения, называется патристикой (от лат. раtег – отец). Этим термином обозначают также совокупность теологических и философских доктрин христианских писателей первых веков христианства. Богословская дисциплина, освещающая жизнь и деятельность Отцов Церкви, изучающая и комментирующая их учение, называется патрологией .

Определения критериев авторитета и отбора Отцов Церкви неотделимо от церковного Предания. У христиан один Учитель – Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения, поэтому содержание веры запечатлено не только в Писании, но и в Предании.

Согласно традиции, в Католической Церкви Отцы Церкви должны отвечать трем условиям – древности, святости и правильности учения. При этом обязательно соблюдаются хронологические границы: святые Отцы жили и творили только до VIII в. включительно; последним из них был Иоанн Дамаскин. Все выдающиеся богословы после Дамаскина у католиков называются Учителями Церкви, а не Отцами.

В свете православного понимания Священного Предания такой подход неприемлем, оно не ограничено никакими хронологическими рамками, поэтому Отцами Церкви могут быть и те святые, которые жили позже VIII в. В Православной Церкви, святым Отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников, ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы.



Отцы Церкви писали по-гречески, по-латыни, а также на сирийском языке. Много святоотеческих писаний сохранилось в переводах на грузинский, коптский, армянский, эфиопский и другие языки. В раннехристианскую эпоху и в средние века святоотеческие тексты распространялись в рукописной форме. Массовое печатание святоотеческой литературы началось в XVI в, на Западе. Большинство рукописей было издано мавринианами – членами ученого общества бенедиктинских монахов во Франции, живших в пригороде Парижа в монастыре св. Мавра, одного из учеников св. Бенедикта. Для этого издания они получили крупную субсидию от французского короля Людовика XIV. На Востоке печатание святоотеческой литературы началось значительно позже – только в XVII – XVIII вв. Большое значение здесь сыграли греки, жившие в Яссах (Румыния) и Венеции. В течение всего XIX в. святоотеческая литература переводилась на русский язык и изучалась специалистами по патрологии.

В Русской Православной Церкви много праздников, посвященных памяти Отцов и Учителей Церкви. Так, день памяти святителя Григория Нисского (335 – 395), брата свт. Василия Великого, богослова и философа празднуют 10/23 января; свт. Афанасия Великого (296 – 373), Патриарха Александрии, противника арианства – 18/31 января; прп. Максима Исповедника (580 – 662), византийского подвижника, борца против монофелитов – 21 января/3 февраля; св. Милетия Антиохийского (умер в 381 году), противника арианства – 12/25 февраля; свмч. Поликарпа Смирнского (умер в 155 году), ученика апостолов, малоазийского епископа – 23 февраля/8 марта; прп. Федора Студита (759 – 826), византийского подвижника, богослова, борца против иконоборчества – 11/24 ноября и т. д. Особо празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) . Этот праздник был установлен в Византии в 1084 году и перешел оттуда в русскую Православную Церковь.

Василия Великого, Григория Нисского и Григория Назианзина (Богослова) называют великими каппадокийцами, положившими начало новому периоду в истории христианской Церкви. Они родились в IV в. в Каппадокии (ныне – центральная Турция) и долгое время жили там. Христианство распространялось на востоке Римской империи среди населения, выросшего в традициях эллинистической культуры, и ключом к его пониманию являлась греческая философия, поэтому необходимо было истолковать новое учение и веру в греческих понятиях и категориях, что предполагало творческое усилие ума, души и сердца. Это синтез удалось осуществить «великим каппадокийцам», которые были также непримиримыми противниками современного им арианства. Введенная ими терминология создала возможность церковного мира. Еще одной заслугой каппадокийских Отцов было включение монашеского идеала и основное русло церковной жизни путем разработки правил и устава монастырей. Результатом усилий «великих каппадокийцев» явилась тысячелетняя православная культура, определившая судьбы многих народоввплоть до ее разложения в новое время под влиянием западных секулярных идеалов.

Василий Великий – будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской и его брат Григорий Нисский родились в 20-х годах IV в. в знатной и высококультурной христианской семье. Друг Василия Григорий Назианзин также родился и вырос в семье, где чтились и неуклонно соблюдались христианские традиции. Все они получили прекрасное образование в самом знаменитом научном центре того времени – высшей школе в Афинах, затем Василий долгое время жил отшельником в Египте, а в 370 году был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василию предстояла долгая и трудная борьба с арианами за достижение единства в Церкви на основе Православия. Он много заботился о бедных и больных основывал церковные больницы и приюты, помощь в которых получали не только верующие, но и все нуждающиеся. Большое внимание Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Из его посланий епископам впоследствии были составлены «Правила», используемые в церковной жизни по сей день. Его имя известно православным христианам также в связи с Литургией, чин которой он разработал. Она совершается в храмах в воскресные дни Великого поста, а также накануне Рождества и Крещения, в четверг и субботу Страстной недели и в день памяти святого 1/14 января . Святителем были введены многие молитвы, песнопения и обряды, исполняемые в Православной Церкви. Он оставил знаменитые «Беседы на Шестоднев», содержащие объяснения сюжетов Книги Бытия о сотворении мира, толкование Псалмов и Книги пророка Исайи, полемические сочинения против ариан, церковные поучения, послания к разным лицам и монашеские правила. Православная Церковь чтит Василия как одного из своих вселенских Отцов и называет Великим.

Григорий Назианзин возглавлял епископскую кафедру в каппадокийском городке Сасиме и продолжал помогать своему отцу в управлинии епархией в Назианзе. Затем по рекомендации Василия Великого был приглашен в Константинополь, где к этому времени почти не осталось ни одной неарианской церкви. Здесь в небольшом домашнем храме он произнес знаменитые «Пять слов о богословии», в которых с особой глубиной раскрыл учение о Святой Троице. Эти «Слова...» принесли ему новое имя – Богослов, с которым он вошел в историю Церкви. Вскоре Григорий стал архиепископом Константинополя и одним из организаторов и участников Второго Вселенского собора в 381 году. В том числе благодаря его последовательной и непреклонной позиции в дополнение к Никейскому символу была принята вторая часть Символа веры, раскрывающая православное учение о Святом Духе. Его литературное наследие насчитывает 45 поучительных слов, 240 писем и большое количество стихотворений, которые в качестве песнопений исполняются православной Церкви во время различных праздников. Григорий Богослов почитается православными верующими как один из вселенских Отцов Церкви.

Жизнь святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 – 407) была жизнью христианского подвижника и мученика. Он родился в Антиохии в образованной греческой семье. Этим объясняются его высокая личная культура и аристократическое благородство облика. Он получил блестящее и широкое образование. После смерти матери в 374 году Иоанн удалился в монастырь, в 381 году был рукоположен в диаконы, а в 386 году – в пресвитеры. Тогда же он написал знаменитую книгу «О священстве» и прочитал проповеди «О статуях», которые являются историческим источником об обычаях и отношениях того времени. Златоуст написал множество других проповедей, которые были застенографированы современниками, впоследствии отредактированы и изданы. Он был блестящим оратором и пользовался такой популярностью, что люди специально приходили в церковь слушать его проповеди. В 397 году Иоанн Златоуст был переведен в Константинополь и избран епископом. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, которого пришлось увести обманом. Златоуст начал изобличать беспорядки в Константинопольской Церкви, утверждая там дух благочестия, что вызвало недовольство стороны некоторых клириков. У Иоанна появились недоброжелатели среди придворного духовенства, но он продолжал искоренять недостатки и пороки, появившиеся в Церкви, и критиковать легкомысленный образ жизни придворных и пышность двора. Это был евангельский суд над современностью и мнимым воцерковлением жизни. Все это привело к его осуждению на соборе 403 года. Все обвинения или были откровенной клеветой, или извращали действительное положение дел. Решение о высылке Иоанна Златоуста из Константинополя в Вифинию вызвало народные волнения, во время которых произошло землетрясение. Это было расценено императорским двором как небесное знамение, и Иоанна немедленно возвратили из ссылки. Он продолжал в своих проповедях обличать пороки общества, роскошь двора и распущенность нравов, что привело к новому конфликту. На Рождество 403 года императорский двор не пришел на богослужение, а на Пасху 17 апреля 404 года император запретил Иоанну служить в храме св. Софии Изгнанный из своей церкви, епископ служил пасхальную службу в поле под открытым небом собрав вокруг себя толпы народа.

9 июня 404 года Иоанн Златоуст был арестован и насильно отправлен в ссылку. Его вторичное смещение с кафедры вновь вызвало волнение народа и уличные беспорядки, в ходе которых был сожжен весь центр Константинополя и собор св. Софии. Сначала Златоуста сослали в город Кукуз (Армения), где он провел два года. Оттуда его отправили в Пициус (ныне Пицунда), но туда он не доехал, так как его здоровье оказалось подорванным тяжелыми условиями существования. Иоанн Златоуст скончался Команах (Абхазия) 14 сентября 407 года. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь и положены в храме Двенадцати апостолов. Литературное наследие Златоуста огромно. Его главными трудами амногочисленные проповеди, беседы, наставления для чтения, сочинения на аскетические темы, письма из ссылки. Ему принадлежит несколько измененный литургический канон Василия Великого, который известен православной Церкви как Литургия Иоанна Златоуста.

Энциклопедический словарь

Отцы Церкви

традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.

Православие. Словарь-справочник

Отцы Церкви

(святые отцы)

те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий Антиохийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Деятельность большинства отцов Церкви падает на II-VIII вв., однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени, например Григорий Палама. Среди всех церковных писателей отцы Церкви занимают особое место. Формальными признаками отцов Церкви служат: 1) ортодоксальность, православность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Однако ни один из названных критериев нельзя рассматривать с узкоформальной точки зрения. Например, критерий «ортодоксальности» нельзя применять в том плане, что все сказанное тем или иным отцом является абсолютной истиной, т.к. писания отцов – человеческие произведения и существенно отличаются от Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которое составлено под воздействием Святого Духа. Но следует проводить различие между «погрешностями» и «заблуждениями», т.к. они не одно и то же. Ошибки в изъяснении таких истин, которые не определены Церковью, нередко можно встретить у святых отцов. Но упорство против ясного определения всей Церкви – никогда. Что касается второго критерия – святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность», ибо, как известно, только один Бог без греха. Нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки, но своим подвигом покаяния и молитвы они искупили их пред Господом, и Церковь единодушно признает их святыми. А главное, их святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Третий критерий – признание Церкви – является главным фактором в определении границ понятия «отцы Церкви».

Таким образом, основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера. Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Отцов Церкви, их наследие изучает патристика и патрология.

389 Просмотров

(греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы ) - основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона - списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.

С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность . Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и , живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения. Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов ). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией .

Теологу́мен - богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Если же теологумен был осуждён на церковном соборе, то он превращается в ересь.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия .

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами… ». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения . Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви, но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»).

Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Общее число Учителей Церкви, почитаемых в Католической Церкви, составляет 35 человек, в том числе - четыре женщины. Наиглавнейшим из них («князем философов») считается Фома Аквинский , которому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия Бога.

В Православной Церкви наименование «Учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из Отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «Отцов Церкви», но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, Феодорит Кирский), и по своему значению близки к Отцам, стоя в тесной связи с ними.

Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).

Принцип «согласия отцов» (consensus patrum)

Классическое определение принципа «согласия отцов» (Consensus patrum) дал в Vв. преп. Викентий Лиринский:

«Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.»

Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями Вселенских Соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов – это памятники церковной письменности.

Современные богословы

Святитель Григорий Богослов говорил: «Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело».

Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием. У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно. Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.

Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики. Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.

Один из самых известных современных православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) в одном из своих интервью сказал: «В наши дни богослову непременно требуется академическое . Однако этого недостаточно. Богослов должен быть членом Церкви, говорящим изнутри Церкви. Богослов должен уметь пользоваться всеми инструментами, которые предлагают ему академические исследования, но он также должен быть укорененным в жизни Церкви. В моем восприятии богослов - это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам. В IV веке Евагрий Понтийский утверждал, что «богослов – это тот, кто молится». Возможно, его восприятие богослова относительно отличалось от нашего современного понимания, однако его слова по-прежнему актуальны, так как существует связь между богословием и молитвой. Это то, что богослов должен выражать в своей жизни.»

Заключение

Упомянутый выше, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит:

«Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».

Митрополит Иларион (Алфеев) необходимым атрибутом всякого Отца Церкви считает актуальность святоотеческого богословия в любую эпоху.

«Отцы Церкви были выразителями христианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи, использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом они выражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, который всегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежних веков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того или иного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, на которые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, его духовный строй, его догматическая и нравственная сердцевина - все это остается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.»

Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.

С самых ранних времён существования Церкви великим авторитетом в ней пользовались люди, имевшие дар от Бога разъяснять верующим богооткровенные христианские истины.

Глубоко и сложно христианское учение. Оно во многом касается предметов, трудно постигаемых человеческим разумом: тайны триединого бытия Божия, богочеловечества Иисуса Христа, искупительного смысла крестной смерти Спасителя… Именно спасение человеческого рода было главным делом Христа, но Его можно назвать и величайшим Учителем человечества. Не случайно люди часто обращались к Нему: "Равви!", что значит "Учитель".

Евангелие свидетельствует о том, что Христос постоянно проповедовал и учил людей. Он учил в галилейской синагоге, в иерусалимском храме, в домах, на улицах, в пустынях. Спаситель постепенно открывал людям Божественные истины, как постепенно приучают живущих во тьме к свету.

Перед вознесением Господь заповедал Своим избранным ученикам продолжить Его дело: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века".

А через несколько дней на апостолов сошёл Дух Святой, Который "наставил их на всякую Истину". С тех пор на земле звучит живоносная евангельская проповедь. Вот почему апостол Павел среди благодатных даров Святого Духа, наряду с даром пророчества и чудотворения, упоминает дар учительства.

Продолжатели дела святых апостолов - учителя Церкви, наученные Духом Святым, - наставляют людей в спасительных христианских истинах. Православная Церковь с благоговением хранит их имена и почитает их память, именуя "святыми отцами и учителями Церкви". По слову Климента Александрийского, "слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами".

Это наименование получили те, кто, по мнению Церкви, не уклонился в своём учении от Божественной истины. Кто всю свою жизнь стремился оградить божественную правду от заблуждений и ересей. Кто смог ограниченным человеческим языком передать невыразимую божественную истину и утвердить её в хранимых Церковью догматах.

Самыми известными учителями Церкви, кого по праву именуют "вселенскими учителями", являются три святителя, жившие в четвёртом веке. Это святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+407). Святители Василий Великий и Григорий Богослов прославились тем, что смогли раскрыть, насколько это возможно, христианское учение о бытии Пресвятой Троицы. Именно они ввели в богословский лексикон греческий термин "ипостась". С его помощью они смогли выразить тайну единой природы Божией и различия ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Святитель Григорий Богослов, будучи поэтом, иногда излагал божественные истины прекрасным поэтическим языком, добиваясь совершенства формы и содержания.

Святитель Иоанн, за дар красноречия прозванный Златоустом, был непревзойдённым проповедником и толкователем Священного Писания. Его проповеди, ясные и искренние, на века стяжали ему любовь христиан. Святитель Иоанн был одним из тех, кто мог сложные догматические истины сделать близкими и понятными простым людям. Он мог вселить желание следовать этим истинам в жизни.

Среди других великих церковных учителей - также живший в четвёртом веке святитель Афанасий Великий, защитник православия от арианской ереси. Это лжеучение стало великим испытанием для Церкви: Арий ставил под сомнение божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство Богу Отцу. Тем самым он сводил на нет спасительное значение крестного подвига Богочеловека.

Прославился в борьбе с еретиками и преподобный Максим Исповедник, простой монах, отец Церкви седьмого века. Он боролся с монофелитством - ложным учением, отрицавшем присутствие в Богочеловеке Иисусе Христе человеческой воли. Если арианство умаляло божественность Христа, то монофелитство умаляло Его человечность.

Ещё одним замечательным учителем Церкви является преподобный Иоанн Дамаскин, живший в седьмом-восьмом веке на Ближнем Востоке. Он известен как пламенный защитник иконопочитания и обличитель иконоборческой ереси.

Святые отцы и учителя Церкви до сих пор остаются для всех верующих духовными наставниками. Примером своей святой жизни они помогают нам уразуметь богооткровенные истины и стать ближе к Богу.

В качестве Учителей Церкви почитается также ряд церковных писателей, живших, как правило, в первые века христианства: Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский, Блаженный Августин. Их творения по большей части были посвящены полемике с язычниками и порой содержали мнения, впоследствии не принятые Церковью. Тем не менее все они внесли заметный вклад в развитие христианского богословия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ПАТРИСТИКА. ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику -- Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета. патристика философский средневековый христианский

Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

§ теоцентризм -- признание в качестве источника всего сущего Бога;

§ креационизм -- признание того, что Бог создал все из ничего;

§ провиденциализм -- признание того, что Бог правит всем;

§ персонализм -- признание того, что человек -- “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

§ ревеляционизм -- признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 -- 220), Ориген (ок. 185 -- 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 -- 258), Евсевий Памфил (ок. 260 -- 339), Афанасий Великий (295 -- 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 -- 390), Василий Великий (ок. 330 -- 379), Амвросий Медиоланский (333/334 -- 397), Григорий Нисский (335 -- после 394), Иероним Стридонский (347 -- 419/420), Августин Блаженный (354 -- 430) и др.

Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Однако если представители кинизма, эпикуреизма и стоицизма возлагали обязанность устройства в мире на личность и усматривали в ее деятельности средство для этого, то христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” -- читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.

Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало философского анализа и других проблем. Существенной здесь была проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, -- это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.

Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.

В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.

Затрагивалась в трудах христианских философов периода патристики антологическая проблематика и проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется величие создателя. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Сущность средневековой теологической философии, ее особенности и размышления. Понятие патристики и формирование теоцентрического типа философствования. Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма. Представители философского мышления средневековья.

    реферат , добавлен 09.08.2009

    Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика. Патристика как духовное наследие отцов церкви. Реалисты и номиналисты как течения средневековой философии. Проблемы души и тела. Философия Аквинского как официальная доктрина католицизма.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2010

    Философия Древней Индии и Китая. Отличие метода Сократа от софистики. Ближневосточная философия Средних веков и Нового времени. Патристика как духовное наследие отцов церкви. Русская философия XIX-XX веков. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм.

    шпаргалка , добавлен 13.03.2010

    Патристика - христианское богословие I-VIII вв., учение о боге первых христианских теологов. Откровение как основная идея патристики. Понятие и значение схоластики как типа религиозного философствования. Основные принципы философии Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Географическое распространение византийской традиции и основные отличия восточной и западной патристики. Общие идеи в философии капподокийцев, учение Василия Великого и Григория Нисского. Влияние византийской патристики в развитии христианства в России.

    реферат , добавлен 04.11.2010

    Исследование особенностей средневековой философии и её вклада в дальнейшее развитие гносеологии. Характеристика основных философских течений: патристики, схоластики, реализма и номинализма. Анализ принципов теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2013

    Философия Средневековья. Философы этого периода. История средневековой философии. Общие черты средневековой философии и периода патристики. Стержневые положения христианской теологии.

    реферат , добавлен 19.12.2003

    Преобладание светских элементов над церковными в культуре Нового времени. Новый стиль философского мышления и выработка развитого юридического мировоззрения. Взаимосвязь философии и науки, философские взгляды Ф. Бэкона, вклад Р. Декарта в философию.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Идеи Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Томаса Брадвардина. Формирование средневековой философии. Святые отцы и учители церкви. Средневековые математические идеи с точки зрения современной математики.