Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает, прежде всего, культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

I) значение;

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний,- эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Рис. 4.1. Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

3.2. Развитие сознания в онтогенезе.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только

Рис. 4.2. Развитие сознания

следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятель-ность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I . Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая

Функции сознания : (Составить таблицы 3.6)

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

(Таблица 3.7) В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит (Таблица 3.8) : 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова и язык не существует только как язык сам по себе, в нем объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка.

ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (Таблица 3.9)


Венцом развития сознания является формирование самосознания , которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт влияет не представление человека о себе, делает его более многогранным.

Структура СМОСОЗНАНИЯ . (Таблица 3.10)



Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание также выражается в эмоционально-смысловой оценке своих личных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля.

(Преподаватель задаст Вам эти вопросы.)

1. определите сущность психического, физиологического и физического отражения. Обратите внимание на соотношение психики, сознания и самосознания у человека.

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль. (Четыре этапа)

3. Основные формы проявления психики. Развитие психики и сознания: что это и как проявляется? Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.

4. Укажите в чем различие сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов в психической деятельности человека.

5. Объясните понятия: сознание, самосознание, значение, смысл, мыслительная форма, бытийное и рефлексивное сознание.

Страница 35 из 100

35. Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание . Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я" .

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

1. Проблема сознания в философии.

2. Что такое сознание?

3. Природные предпосылки сознания.

4. Возникновение человека и его сознания.

Одной из высших форм бытия является также внутренний, духовный мир человека. В научной философии его обычно называют сознанием, Вопросы о происхождении сознания, его природе, сущности, всегда волновали, волнуют, и будут волновать лучшие умы человечества. Исследование этих проблем, как и других философских вопросов, проходило по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания всегда имело христианское богословие.

Идеалисты, как правило, отождествляли сознание с душой. Душа трактовалась ими, как нематериальная сущность, не возникающая одновременно с телом, а существующая вечно и связанная невидимыми каналами с Мировым Разумом. Душа обладала активностью, и соединяясь с косной материей, порождала человека.

Христианское богословие тоже исходит из того, что человек состоит из тела и души, причем и тело и душа сотворены Богом. Но для полноценного становления христианской личности требуется еще и обретение Святого Духа. Отсюда следует, что идеальное человеческое сознание - это гармоническое единство Святого Духа и души.

Материалисты в решении проблемы сознания всегда исходили из того, что сознание вторично по отношению к материи и являет собой особую функцию головного мозга.

Жесткое противостояние идеализма и материализма привело к односторонним трактовкам важнейших проблем сознания и недостаточной их разработанности в философии. И только в 20 веке начинается комплексное исследование проблем сознания современными специализированными науками.

Человеческое сознание является сложным , многогранным феноменом, поэтому его изучает множество наук: философия, психология, биофизика, биохимия, психиатрия, кибернетика и другие. Но вследствие своей многогранности и нематериальности, сознание с большим трудом поддается изучению и любое его определение, если не оговаривать специального направления этого определения, оказывается не полным, не передающим всех своеобразий этого удивительного явления.

Поэтому, за точку опоры, мы возьмем наиболее часто употребляемое определение сознания, используемое в философской теории познания - гносеологии. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Условно сознание можно разбить на четыре сферы. Главной целью первой сферы сознания является регуляция поведения человеческого тела в окружающем мире, на основе анализа поступающей через органы чувств информации. Вторая сфера - сфера мышления, с помощью которой человек выходит за пределы чувственно - воспринимаемого сущего в мир абстракций. Третья сфера связана с эмоциональной компонентой сознания. Сюда относятся эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.) и чувства (любовь, ненависть, наслаждение и т.п.). И, наконец, четвертая сфера включает в себя ценностно-мотивационный комплекс сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их творческому формированию в виде интуиции, воображения, фантазии и т.п. Но всегда нужно помнить, что все эти компоненты сознания переплетены между собой, тесно взаимодействуют и разделить их практически невозможно.



Большинство современных философов исходит из представлений о естественном, природном происхождении сознания. В пользу этого говорят данные многих наук, и прежде всего биологии. Так одним из основных свойств человеческого сознания является способность к отражению окружающей действительности и адекватному реагированию на нее. Но эти способности проявляются, пусть и в примитивных формах, уже у организмов стоящих на низшей ступени развития. Например, первой формой отражения в живой природе стала раздражимость (ответная реакция на внешние воздействия). Мы знаем, что одноклеточные организмы реагируют на изменение температуры и освещенности. У растений - это выражается в раскрывании и закрывании цветков, распускании и сбрасывании листьев и т.д.

Возникновение органов чувств и нервной системы у более сложных организмов привело к появлению новых форм отражения, а значит и новых форм поведения. У этих существ появляются безусловные рефлексы (врожденные инстинкты), которые теперь регулируют поведение этих особей.

Появление головного мозга добавило к прежним способностям, возможность реагировать на внешнюю среду посредством условных (приобретенных) рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами головного мозга и заканчивается ответными действиями мышц и органов. При этом возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в производимые действия и значит, вплотную подводит к разумному поведению.

С точки зрения современной науки, уже в психике высших животных можно видеть зачатки разумного поведения, основанные на индивидуальном и коллективном опыте. Например, волки во время охоты прекрасно ориентируются в складывающейся обстановке, вырабатывают определенный план действий и осуществляют его. Можно сказать, что у волков есть практический интеллект, который проявляется в непосредственной деятельности.

Многочисленные опыты показывают, что высшим животным свойственно не только инстинктивное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитических форм мыслительной деятельности, основанных на образном мышлении. Отличие же мыслительной деятельности человека выражается в том, что наряду с образным мышлением, человек обладает и способностью к абстрактному мышлению.

Единственным реальным существом, обладающим сознанием является человек. Поэтому вопрос о происхождении человека стал одним из самых главных для философии.

Уже первобытные люди начинают задумываться над этим вопросом и искать на него ответы. Эти ответы определялись мировоззрением древних людей. В условиях господства мифологического сознания, люди ощущали себя неотъемлемой частью природы и вели свою родословную от какого-либо животного, реже растения. Так люди из рода медведя считали, что они произошли от медведя, люди из рода волка - от волка и т.д.

С появлением на исторической арене национальных и мировых религий, изменилось и мировоззрение человека. В это время начинает господствовать библейская версия происхождения человека. Согласно Библии, первый человек - Адам - был создан Богом на шестой день творения, по образу и подобию своему. И если неживая и живая природа была создана из ничего, то человек создается из земной почвы. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», Затем Бог усыпил Адама, вынул его ребро, и из него создал женщину - Еву. Таким образом, появились на свет родоначальники человечества - Адам и Ева.

В Новое время утвердилась научная версия происхождения человека. Ее основу составляет эволюционная теория Ч.Дарвина и трудовая теория Ф. Энгельса. Согласно этой версии, человек произошел от одного из вымерших видов человекообразных обезьян. В настоящее время большинство философов и ученых стоят на позициях именно этой теории происхождения человека, но откорректированной на основе последних достижений современной науки.

Согласно последним данным выделение человека из мира животных (антропогенез) началось около 4-х миллионов лет назад. Главными факторами или причинами антропогенеза стали:

Наследственная изменчивость, в том числе мутации;

Естественный и половой отбор;

Трудовая деятельность.

Сегодня ни у кого уже нет сомнения, что именно трудовая деятельность стала главной причиной превращения обезьяны в человека. Но возникает вопрос: «Почему обезьяны начали изготавливать и применять орудия труда?» Опыты с человекообразными обезьянами показывают, что они способны использовать различные предметы для решения определенных задач, прежде всего добывания пищи. Но происходит это только тогда, когда привычным способом сделать это невозможно. Отсюда можно сделать вывод, что начало трудовой деятельности, связано с довольно резким изменением среды обитания. Лишившись привычной кормовой базы, популяция обезьян становится перед выбором, или погибнуть, или найти новые способы добывания пищи. Естественно, что преимущество здесь получают мутировавшие особи, с новыми признаками, позволяющими им выжить в изменившихся условиях. В данном случае, мутации, вероятно, коснулись головного мозга и передних конечностей, что и позволило этим особям выжить за счет применения простейших инструментов: палок, камней, костей и рогов убитых животных. А дальше в результате естественного отбора новые качества начинают закрепляться и усиливаться. Таким образом, начинается эволюция человека. Основными этапами этой эволюции стали:

Переход к прямохождению;

Овладение огнем;

Появление членораздельной речи и абстрактного мышления;

Появление религиозных верований и родо - племенной организации. Отсюда видно, что решающим фактором для формирования человеческого сознания стало появление членораздельной речи и на ее основе способности к абстрактному мышлению. Именно это и привело к появлению около 40 тысяч лет назад человека современного типа - Хомо сапиенс (человек разумный).