Лев Львович Шестаков (28 декабря 1915 - 13 марта 1944) - Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного полка, полковник. Погиб в воздушном бою.

Биография

Лев Львович Шестаков родился 28 декабря 1915 года в Авдеевке, ныне город в Донецкой области, в семье рабочего.

Окончил 6 классов, фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал слесарем-инструментальщиком в железнодорожном депо станции Авдеевка. Учился в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Учась в институте, поступил в Днепропетровский аэроклуб. Член ВКП(б).

В Советской Армии с 1934 года. Окончил военно-авиационную школу пилотов в городе Луганск, это была 11-я Ворошиловградская школа пилотов. С 1935 служил во второй истребительной эскадрилье под Киевом.

Участник Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. В воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника лично и более 30 в группе с товарищами (по другим данным 2 - лично, 1 - в паре с Платоном Смоляковым), за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. По возвращении на родину служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове-на Дону.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия) майор Шестаков, проявляя отвагу и мужество, умело руководил боевой деятельностью полка. При обороне Одессы к сентябрю 1941 лично сбил 3 вражеских самолета и 8 самолётов в групповом бою. Кроме того, на дооборудованных истребителях «И-16» проводил штурмовку войск противника, сбрасывая на него авиабомбы и обстреливая реактивными снарядами. 21 сентября 1941 года во время штурмовки вражеского аэродрома на земле был уничтожен 21 самолёт противника. За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле.

В октябре 1941 участвует в перевооружении и переформировании 69 ИАП (из состава полка выделяется новый полк - 69 «А» ИАП, позже - 790 ИАП), полк получает самолеты ЛаГГ-3. 07.03.1942 приказом № 70 НКО полк преобразовывается в 9-й ГИАП. Под его командованием полк участвует в боях под Харьковом, отступает с войсками к Сталинграду, участвует в Сталинградской битве.

В июле 1942 по инициативе командующего 8-й Воздушной Армии Т. Т. Хрюкина в полк прибывает пополнение из числа наиболее опытных летчиков-истребителей (в это время в полк прибывают Лавриненков, Сержантов, Буданова, Литвяк и др.), полк получает новую матчасть (самолеты Як-1 взамен изношенных и потерянных в боях ЛаГГ-3), полку ставятся задачи связанные с завоеванием превосходства в воздухе.

«Спецполк» под командованием Шестакова сбил около сотни вражеских самолётов и стал одним из самых результативных полков Сталинградской битвы. Сам Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед.

10 января 1943 года Шестаков вступил в бой с тремя истребителями противника; один он сбил, но сам тоже был подбит, получив при этом ранения в голову и под лопатку.

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не прослужил, приняв командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС маршала авиации Новикова для ведения «свободной охоты».

В приказе ВВС Красной Армии указывалось, что к январю 1944 года Лев Шестаков совершил более 200 боевых вылетов (из них 65 на штурмовку войск противника), участвовал в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы, а с учётом боёв в Испании, совершил около 600 боевых вылетов и на своём счету имел 29 лично и 45 в группе с товарищами сбитых самолётов.

Родился 28 Декабря 1915 года в посёлке Авдеевка, ныне Ясиноватского горсовета Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в железнодорожном депо станции Авдеевка. С 1934 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании с Августа 1937 года по Апрель 1938 года. В воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника лично и 31 в группе с товарищами, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. После возвращения на Родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1941 года командир 69-го истребительного авиационного полка (отдельная Приморская армия) Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

13 Марта 1944 года командир 19-го истребительного авиационного полка Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле у Вечного Огня в городе Хмельницке. На месте его гибели установлен обелиск. Именем Героя названы колхоз и школа в селе Давыдковцы, улица в городе Авдеевка. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Один из самых знаменитых командиров советских ВВС, Лев Шестаков сформировал в годы войны два истребительных полка, вошедших в число наилучших подразделений авиации СССР. Отличный пилотажник, он постоянно совершенствовал свое лётное мастерство, а его значительный боевой опыт заставлял подчинённых относиться к нему с большим уважением. Строгий и взыскательный до мелочей в служебной обстановке, Шестаков был душой компании в часы отдыха, неистощимый на выдумки и шутки.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одарённости, Лев Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в лётной, огневой и тактической подготовке, весёлым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. "Летает как бог", - говорили о нём товарищи, это определение стало главным залогом авторитета лётчика. Его врождённое лётное мастерство было замечено ещё в лётной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: "Всё узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолёта - истребителя". Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в Июле 1942 года на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й Воздушной армии.

Полк был пополнен сильными лётчиками, имевшими на счету более 5 сбитых самолётов, перевооружён на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, лётчики 9-го ГвИАП уничтожили в воздухе около 100 самолётов противника. Наряду с 32-м ГвИАП (434-й ИАП) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы...

Лучшие дня

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й ГвИАД, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й ГвИАП, подчиняющийся непосредственно Главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, лётчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолётов: 9-й ГвИАП - 558, а 176-й ГвИАП - 445.

Родился Лев Шестаков в 1915 году в посёлке Авдеевка Екатеринославской губернии семье железнодорожного служащего. Окончил 6 классов школы - семилетки. В 1930 году поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако небо притягивало юношу, и, получив комсомольскую путёвку, 8 Августа 1934 года он стал курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов. Отлично закончив её в 1935 году, старшина Шестаков получил назначение во 2-ю истребительную эскадрилью, базировавшуюся под Киевом.

В середине 1937 года Лейтенант Шестаков отправился добровольцем в Испанию, где впервые принял участие в боях с фашистами. Здесь, за полгода, он выполнил 150 боевых вылетов И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолётов противника лично. А эскадрилья, в которой он воевал, уничтожила 31 самолёт. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым молодой пилот стал самым результативным из лётчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В ходе сражений в Испании проявились такие качества Шестакова, как чувство коллективизма и способность идти на самопожертвование во имя товарища. Однажды, во время воздушного боя с итальянскими "Фиатами", он, не видя иного выхода, закрыл своим самолётом от пулемётного огня истребитель Платона Смолякова. Лишь случай тогда спас его жизнь - 2 пули ударились в бронеспинку кресла, а одна прошила кожаные брюки пилота. Опешившего итальянского лётчика, не ожидавшего такого маневра, они сбили уже вдвоём.

Именно в Испании Лев Шестаков разработал и первые свои правила воздушного поединка. Например, при невозможности добиться преимущества в высоте он использовал бомбардировщики противника как прикрытие и атаковал вражеские истребители снизу.

"Взаимовыручка товарищей в бою, их взаимопонимание - основа основ успеха, - говорил он, - действовать надо компактно и не отрываясь от группы". В качестве основной боевой единицы Шестаков считал целесообразным использовать пару самолётов и всегда был сторонником такого порядка.

В Сентябре 1939 года Капитан Л. Л. Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го ИАП, оснащённого истребителями И-16. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 Июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. К этому моменту 18 румынских дивизий вели наступление по всему фронту, и на подступах к городу разгорелись ожесточённые сражения.

Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил её передавать всё, что она узнает о налётах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании "ишачков" балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 Сентября 1941 года, когда на земле был уничтожен 21 самолёт противника...

Командовать полком в 25 лет, да ещё в таких сложных условиях, - на это способен не каждый. В первый же день войны он поднял своих соколов навстречу вражеской армаде. Времени на предварительное знакомство с людьми война ему не предоставила. Личный состав познавался непосредственно в сражениях. Майор Л. Л. Шестаков, проявив отвагу и мужество, умело руководил своими подчинёнными.

Полк, возглавляемый Шестаковым, сначала вёл бои на дальних подступах к Одессе, а когда немецкие войска подошли вплотную к городу, он оказался единственной частью, оборонявшей твердыню Черноморья с воздуха. Моряки и пехотинцы, истекавшие кровью в неравной борьбе, с благодарностью взирали на краснозвёздных "ястребков", которые наносили смелые штурмовые удары по танкам и механизированным колоннам противника.

В целях поддержки наземных войск, Шестаков выступил сторонником идеи превращения И-16 в лёгкие бомбардировщики - штурмовики. В Августе 16 истребителей оборудовали подвесками для мелких 50-кг осколочных бомб, а также направляющими для реактивных снарядов. Вскоре импровизированные штурмовые группы уже действовали над линией фронта. 115 суток лётчики шестаковского полка сражались, защищая Одессу и взлетая с аэродромов в непосредственной близости от позиций противника.

21 Сентября 1941 года Шестаков предпринял небывало дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома в районе Баден и Зельцы, где сосредоточилось множество "Хейнкелей", "Мессершмиттов" и "Юнкерсов". Вылетев ещё до восхода солнца, советские истребители с приглушёнными моторами подошли к аэродрому неожиданно. Пока одна группа расправлялась с зенитными батареями противника, другая обрушила огненный смерч на палатки, в которых ещё спали немецкие лётчики, расстреляла самолёты на стоянках, подожгла бензосклад, штабеля с боеприпасами. Полк вернулся домой в полном составе, а враг потерял более 20 машин.

В воздушных боях с истребителями Шестаков использовал собственную тактику. Боевой порядок его группы располагался несколькими ярусами по высоте - в недалёком будущем такой строй получил название "этажерка". Верхний ярус находился там, где обычно Ме-109 заканчивали набор высоты после атаки и из боевого разворота вновь пикировали на И-16. Самолёты верхнего яруса, пользуясь превосходством в скорости на снижении, могли преследовать вражеские истребители, так же как и машины среднего яруса. Нижние "ишачки" на малой высоте вынуждены были рассчитывать только на свою лучшую, по отношению к врагу, маневренность на горизонтали. В поединках с более маневренными румынскими истребителями PZL Р-24 применялась немецкая манера боя - более скоростные И-16 атаковали их сверху и тут же уходили обратно вверх.

73 дня бок о бок с защитниками блокированного города дрался истребительный авиационный полк Шестакова. Когда враг подошёл почти вплотную к аэродрому и начал его обстреливать из артиллерийских орудий, командир принял решение перегнать самолёты на заблаговременно подготовленную площадку в районе 4-й станции Большого фонтана, по существу в черте города. Самолёты укрывали в сараях, между домами, и противник недоумевал, откуда они взлетают. Аэродром и взлётные площадки размещались рядом с боевыми позициями наземных войск, а в последние дни - на футбольном поле стадиона. Но это не помешало лётчикам успешно выполнять боевые задачи.

За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле. Вскоре, 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк завоевал звание Гвардейского, почётное наименование "Одесский", на его знамени засиял орден Красного Знамени.

К Сентябрю 1941 года Лев Львович Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А через месяц его полк был отведён в Крым на переформирование.

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление, куда немецкое командование перебросило свою 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Её костяк составляли ветераны воздушного флота. Многие из них участвовали в боях на стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести страх и ужас на защитников советского неба.

Против отборных неприятельских вояк требовалось создать не только надёжный щит, но и разящий меч, который бы оказался в состоянии нанести по ним смертельный удар, развеять в прах не в меру раздутую славу немецких асов. С этой целью и был сформирован 9-й Гвардейский истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославившиеся к тому времени советские лётчики. Возглавил отборную Гвардию советских асов бесстрашный боец и талантливый авиационный командир Лев Львович Шестаков.

Получив истребители ЛаГГ-3, 9-й Гвардейский ИАП (бывший 69-й ИАП) 15 Июня 1942 года влился в состав 268-й авиадивизии, воевавшей на Сталинградском направлении. Однако в самом начале боёв были потеряны сразу 6 самолётов и пилоты разочаровались в ЛаГГ-3. Для схватки с новыми немецкими Ме-109G они явно не годились, теряя маневренность на малых высотах. Шестакову пришлось в срочном порядке разрабатывать правила применения этих тяжеловатых самолётов, существенно повысившие их эффективность, личным примером претворяя их в жизнь. Он сразу отказался от оборонительного круга, который использовали "ЛаГГи" соседней части, и противопоставил немцам свой разнесённый боевой порядок, эшелонированный по высоте.

Наступательная тактика позволила уменьшить потери и увеличила результативность боёв. За 10 дней полк уничтожил 50 вражеских самолётов. Особенно много ему пришлось поработать, когда противник по воздуху пытался прорваться к окружённой в Сталинграде армии Паулюса. И снова, как в боях за Одессу, командир полка лично водил своих лётчиков в бой, только в Июле 1942 года сбив 3 бомбардировщика Ju-88 и истребитель Ме-109.

Тем не менее немецкие лётчики продолжали господствовать в небе и силы полка быстро таяли. В Сентябре он был вновь снят с фронта и оснащён на этот раз более лёгкими истребителями Як-1. Часть пополнили опытными лётчиками, имевшими на счету не менее 5 побед каждый, и перевели в особое подчинение командования 8-й Воздушной армии. Борьба за господство в небе отныне становилась его основной задачей.

Под Сталинградом Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед. "Льву Шестакову, - писал начальник политотдела дивизии Зубков - 8 Января 1943 года Тимофей Хрюкин приказал летать на задания, как можно меньше. Однако, Шестаков летал, как рядовой лётчик, то есть каждый вылет. Сегодня в полку было 2 вылета двумя группами по 8 самолётов, и Шестаков оба раза летал ведущим. Со второго задания он не вернулся..."

Это произошло 10 Января. Вступив в бой с 3 истребителями противника, Шестаков дерзкой атакой уничтожил одного из них. При этом, сам был ранен в голову и лопатку (первый раз за всю войну), а самолёт поврежден. Получив ожог лица, он всё же сумел оторваться от противника. На горящем самолёте Шестаков дотянул до своей территории и посадил его на полевой плащадке. Едва он успел выскочить из кабины, как его "Як" был разнесён в щепы пушечной очередью с "Мессера".

Лев Шестаков пользовался у лётчиков полка не только большим авторитетом, как замечательный воздушный боец, но и искренной любовью за поистине отеческую заботу о своих подчинённых. В одном из стихотворений, написанных полковым поэтом, были и такие строчки:

Наш орёл расправил гордо крылья над грядою чёрных облаков,

в бой ведёт Гвардейцев эскадрильи командир бесстрашный Шестаков.

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 Августа 1943 года, когда лётчики полка освоили новую для них "Аэрокобру", Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод "Кобры" из казавшегося для неё страшным плоского штопора.

Уничтожив под Сталинградом около сотни вражеских самолётов, 9-й ГвИАП стал одним из двух наилучших авиаполков битвы на Волге. В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не удержался - штабная работа его не привлекала.

Через некоторое время он принял командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС Маршала Новикова для ведения "свободной охоты".

В состав этого полка вошли лучшие пилоты из различных частей 8-й Воздушной армии, имевшие на счету несколько сбитых самолётов. И тем не менее, первое с чего начал Шестаков, - лично проверил уровень техники пилотирования у всех без исключения лётчиков полка. А затем усадил их "грызть гранит науки". Со своими подчинёнными Шестаков разработал то, что, если применить современную терминологию, можно было бы смело назвать комплексной системой управления воздушным боем. Её основой стал девиз: "Кто хозяин высоты - тот хозяин боя!"

Надёжная радиосвязь, непрерывное управление экипажами в полёте, определение рациональных боевых порядков истребителей и выбор эффективных тактических маневров - всё это по замыслу Шестакова должно было способствовать достижению преимуществ над противником с самого начала схватки в воздухе. И конечно - огонь! Огонь на поражение с минимально безопасной дистанции.

Чтобы доказать важность использования в бою наивыгоднейших углов набора высоты, Лев Львович Шестаков провёл с несколькими пилотами своего полка показательные поединки в воздухе, причём своих противников он заранее предупреждал о том, что во время атаки не будет прибегать к сложным маневрам. "Соперникам" же разрешалось по собственному усмотрению выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Но как ни пытались подопечные Шестакова "поймать" в перекрестие прицела его самолёт, сделать это им не удавалось: истребитель "Бати" (так между собой лётчики ласково называли своего командира) спустя несколько минут после взлёта оказывался в тактически выгодном по отношению к самолёту условного противника положении. И... одна его атака следовала за другой.

Так по крупицам складывалась "шестаковская наука побеждать", составившая в дальнейшем основу тактики действия советских истребителей - "охотников". Всё в ней было подчинено главной цели - достижению победы в воздухе, и вёл к ней своих подчинённых сам командир - "лётчик от Бога", летавший наравне с рядовыми пилотами.

После переучивания на новейшие истребители Ла-7, полк асов начал боевые действия 4 Марта 1944 года, приняв участие в Проскурово - Черновицкой наступательной операции (Западная Украина). Всего за время войны лётчики полка выполнили 9450 боевых вылетов и уничтожили в боях 389 самолётов противника - достойный итог славного подразделения ВВС. Однако первый его командир не дожил до светлого дня Победы.

13 Марта 1944 года, спустя неделю после начала боёв, Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в очередном воздушном бою. В тот день, у села Давыдковцы Хмельницкой области, наши лётчики вступили в бой с большой группой вражеских пикировщиков Ju-87. Шестаков во главе шестёрки "Лавочкиных" устремился в атаку и быстро уничтожил один "лапотник". Затем, показывая молодому ведомому как нужно атаковать с минимальной дистанции, Шестаков подошёл к другому Ju-87 вплотную. От его очередей "Юнкерс" взорвался и наш истребитель был разрушен взрывной волной. Шестаков успел выпрыгнуть с парашютом, но до его полного раскрытия не хватило буквально сотни метров... Только в Мае, когда в оврагах стаял снег, было найдено его тело с орденами и "Золотой Звездой" Героя на груди.

Гибель Шестакова потрясла неожиданностью и отозвалась острой болью в сердцах всех авиаторов: в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

В специальном приказе ВВС Красной Армии указывалось, что к Январю 1944 года Лев Шестаков совершил более 200 боевых вылетов (из них 65 на штурмовку войск противника), участвуя в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы.

Общим итогом его боевой деятельности, по данным приведённым в книге выдающегося лётчика, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова, "Сокол - 1" (посвещённой Льву Шестакову), стали более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боёв, 29 неприятельских самолётов сбитых им лично и более 45 - в группе с товарищами. Д. Я. Зильманович, в своей книге "На крыльях Родины", указывает на 400 боевых вылетов, 23 сбитых лично и 44 в группе. Если же просто сложить имеющиеся данные по Испании (8 + 31) и Великой Отечественной войне (15 + 11), то получается 23 сбитых лично и уже 42 в группе...

Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошёл по стопам отца, был военным лётчиком, летал на реактивных машинах...

спасибо за материал
Сергей 03.08.2015 07:32:29

Человек с большой буквы.
Спасибо за материал.
Живу в городе Хмельницкий(Проскуров) , освобождая который и погиб ГЕРОЙ,

Шестаков Лев Львович

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одаренности, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в летной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. «Летает как бог», - говорили о нем товарищи, это определение стало главным залогом авторитета летчика. Его врожденное летное мастерство было замечено еще в летной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: «все узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолета истребителя». Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными летчиками, имевшими на счету более пяти сбитых, перевооружен на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, летчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни самолетов противника. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы… В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, летчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолетов: 9-й гиап - 558, а 176-й гиап - 445.

А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в поселке Авдеевка (ныне город Екатеринославской губернии) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров же-лезнодорожного транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиационной школы.

Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. 31 самолет сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из летчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил ее передавать все, что она узнает о налетах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании «ишачков» балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолет противника… 10 сентября 1941 г. «за героизм и мужество», 3 лично сбитых и 8 самолетов противника, уничтоженных в группе под его командованием, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолетов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолета - такого счета не имел в то время ни один полк. Именно в то время у летчиков 69-го иап появилось новое имя - «шестаковцы».

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолет, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружен на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит, ранен в голову и лопатку. Посадив «як» в поле, едва успел выскочить из кабины, как его самолет был разнесен в щепы пушечной очередью с «мессера».

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 августа 1943 г., когда летчики полка освоили новую для них «Аэрокобру», Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод «Кобры» из казавшегося для нее страшным плоского штопора В конце лета 1943 г. он был назначен заместителем командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка «охотников»…

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой области во главе шестерки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87, мастерской атакой сбил один самолет и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий неприятельский бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолет Шестакова был поврежден, потерял управление, летчик покинул машину на малой высоте и погиб.

Это была тяжелая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолетов противника. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным летчиком, летал на реактивных машинах.

Родился 19 апреля 1922 г. в городе Оханске Пермской губернии. Окончил 9 классов и Симферопольский аэроклуб, в 1941 г. - Качинскую военную авиационную школу.

Свой первый «мессер» на МиГ-3 он сбил в первые дни войны. К августу 1942г. на его счету уже было 5 немецких самолетов, сбитых на МиГ-3 и на ЛаГТ-3. С ноября 1942 г. полк воевал на Ла-5. К июлю 1943 г. зам. комэска 5-го гиап (до декабря 1941 г. - 129 иап) гвардии ст. лейтенант Шардаков в 156 боевых вылетах и 18 воздушных боях сбил 16 самолетов противника. Он сражался на Западном, Степном, Калининском, Юго-Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах, в 1944 г. стал комэском три в 5-м гиап - одном из лучших истребительных авиационных полков, летчики которого сбили в воздушных боях 739 самолетов противника (2-й результат среди полков советских ВВС).

Свою последнюю победу гвардии капитан Шардаков одержал 14 марта 1945 г., в день отъезда в академию, сбив на прикрытии Ил-2 ФВ-190. Всего он выполнил 483 боевых вылета, в 80 воздушных боях лично сбил 20 и в группе 6 самолетов противника.

В 1949 г. он окончил ВВИА имени Жуковского. Демобилизовался в звании подполковника в 1956г. Жил и работал в Симферополе. Умер 2 августа 1982 г.

Герой Советского Союза (8.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Шестаков Лев Львович

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одаренности, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в летной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. «Летает как бог», - говорили о нем товарищи, это определение стало главным залогом авторитета летчика. Его врожденное летное мастерство было замечено еще в летной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: «все узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолета истребителя». Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными летчиками, имевшими на счету более пяти сбитых, перевооружен на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, летчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни самолетов противника. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы… В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, летчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолетов: 9-й гиап - 558, а 176-й гиап - 445.

А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в поселке Авдеевка (ныне город Екатеринославской губернии) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров же-лезнодорожного транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиационной школы.

Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. 31 самолет сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из летчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил ее передавать все, что она узнает о налетах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании «ишачков» балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолет противника… 10 сентября 1941 г. «за героизм и мужество», 3 лично сбитых и 8 самолетов противника, уничтоженных в группе под его командованием, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолетов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолета - такого счета не имел в то время ни один полк. Именно в то время у летчиков 69-го иап появилось новое имя - «шестаковцы».

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолет, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружен на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит, ранен в голову и лопатку. Посадив «як» в поле, едва успел выскочить из кабины, как его самолет был разнесен в щепы пушечной очередью с «мессера».

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 августа 1943 г., когда летчики полка освоили новую для них «Аэрокобру», Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод «Кобры» из казавшегося для нее страшным плоского штопора В конце лета 1943 г. он был назначен заместителем командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка «охотников»…

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой области во главе шестерки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87, мастерской атакой сбил один самолет и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий неприятельский бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолет Шестакова был поврежден, потерял управление, летчик покинул машину на малой высоте и погиб.

Это была тяжелая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолетов противника. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным летчиком, летал на реактивных машинах.

Герой Советского Союза (10.2.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст.

Шишкин Александр Павлович

Родился 12 февраля 1917 г. в поселке Верхняя Санарка Пермской губернии. Окончил 3 курса Миасского педтехникума, работал учителем, занимался в аэроклубе. Получил направление в Качинскую военную авиационную школу и в 1938 г. окончил ее. Служил летчиком-инструктором, позднее командиром звена.

В июне 1942 г. в составе 434-го иап (позднее 32 гиап) летчик приступил к боевой работе на Сталинградском направлении. Через год на счету замкомэска гвардии капитана А.Шишкина числилось 14 самолетов, сбитых в 132 боевых вылетах и 67 воздушных боях, проведенных на Як-1, Як-7Б и Ла-5. В одной из служебных характеристик он отмечался как «мастер организации внезапных атак небольших групп истребителей». Всего гвардии майор А. Шишкин совершил около 250 боевых вылетов, лично сбил 20 самолетов противника.

Герой Советского Союза (28.9.43). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й ст., медалями.

Шмелев Илья Васильевич

Блестящий воздушный боец, без единой царапины прошедший всю войну - от западной границы до Сталинграда и от Кубани до Прибалтики, умница с внешностью и манерами старого русского интеллигента, И. Шмелев был образцом для молодежи и опорой для командования, человеком, способным самостоятельно решать сложнейшие боевые задачи.

«Даже внешность у него была располагающая - крепкая, широкая в плечах фигура, роскошная черная шевелюра и огромная борода», - вспоминал о нем однополчанин дважды Герой И. Степаненко.

Он родился в Москве в рабочей семье 2 августа 1917 г. Здесь он окончил десятилетку, аэроклуб. Жил в Москве в Товарищеском переулке в доме 22/24. Работал инструктором по авиамоделизму. По путевке комсомола был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую успешно закончил в 1940 г.

С начала войны на фронте. Его имя стало широко известно во время боев на Кубани. 29 и 30 апреля летчик провел сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолетов, из них 4 Ю-87 в одном бою.

В мае 1943 г. майор Шмелев выследил и после долгого преследования сбил над Геленджиком Як-1, захваченный немцами, противник на советской машине пристраивался к советским самолетам и неожиданно атаковывал их. Оборотень столь досаждал командованию советских ВВС, что оно пошло на чрезвычайные меры: на фюзеляжи всех «яков», участвовавших в кубанских боях, были нанесены две параллельные кольцевые полосы черного цвета. По этому признаку, вернее, по его отсутствию и нашел врага Шмелев…

В июле 1943 г. 4-й иап, где воевал И. Шмелев, был перевооружен на Як-9Т, имевший 37-миллиметровую пушку. На этой машине летчики полка воевали до конца войны.

…В начале октября 1944 г. перед боями за Ригу Шмелев попросил слова на партсобрании: «После Сталинграда мы ведь, по сути, не воевали над большими городами. Город-то красивый. Сталинград фашисты в щебень превратили, а этот не успели. Уберечь бы нам Ригу. Вношу предложение: избегать обстрела жилых зданий». Почин Шмелева был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В Прибалтике Шмелев сбил 9 неприятельских самолетов.

Он сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. В 350 боевых вылетах и 77 воздушных боях сбил лично 29 и в группе 15 самолетов противника.

После войны продолжил службу в ВВС, окончил Высшие летно-тактические курсы командиров частей, командовал полком. 25 марта 1957 г. во время тренировочного полета на истребителе у полковника Шмелева в результате паралича глазных нервов пропало зрение. Чудом он посадил машину и через несколько дней подал рапорт об отставке. Жил в Москве. Работал на ВДНХ. Умер 25 декабря 1979 г.

Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Шутт Николай Константинович

«Всю войну я провел в небе, но таких красивых атак, такого совершенства в маневре и стрельбе не видел», - так отзывался командир 144-го гшап гвардии майор М. Степанов о бое, проведенном гвардии капитаном Шуттом в районе Потсдама в апреле 45-го.

В этом вылете на прикрытие штурмовиков он атаковал шедшую параллельным курсом пару «мессершмиттов», по-видимому, выжидавших момента для удара. Неожиданно довернув машину и включив форсаж, он снизу, под большим ракурсом, короткой очередью сбил ближнего и, перевернувшись через крыло, мгновенно атаковал и уничтожил второго.

Весельчак, душа компании, мастер розыгрышей и проделок, летчик преображался в воздухе, становясь образцом выдержки, собранности и решительности.

Свой первый бой он провел 7 января 1942 г. на И-16 над Керченским проливом, безуспешно атаковав Ю-88, а 30 марта над Азовским морем одержал первую победу: «… с дистанции 70-50 метров длинной пулеметной очередью ударил по правому мотору. Объятый пламенем и черным дымом, „юнкере“ начал беспорядочно падать на мыс Казантип, в одном-двух километрах от берега. Два выбросившихся парашютиста были снесены ветром в Азовское море. Медленно снижаясь, я наблюдал за ними. Они упали в воду и через минуту исчезли под набегающими волнами».

21 апреля реактивным снарядом ему удалось сбить Ме-109. Это был первый вражеский истребитель, сбитый в полку. 16 мая при срочном отступлении из Керчи он вывез на своем «ишачке» товарища - лейтенанта Е. Павловича.

После перевооружения на Як-7Б полк, где воевал Н. Шутт, был включен в состав 203-й иад, обеспечивавшей боевую работу 1-го шак. На Як-7Б и позднее на Як-1 с бортовым номером 21 он воевал под Курском, освобождал Украину, Румынию, Чехословакию, участвовал в Берлинской операции.

В июле 1944 г. был сбит на Як-1, приземлил его на переднем крае и вернулся в часть на танке, застыв на броне в «монументальной позе» под ликующие крики и хохот соратников.

Он родился 30 декабря 1916 г. в селе Плещеницы Минской губернии. Окончил рабфак при Минском медицинском институте, аэроклуб, в 1938 г. - Борисоглебскую военную авиационную школу. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

За время Великой Отечественной войны пом. командира 152-го гиап (270 иап) гвардии капитан Шутт совершил 444 боевых вылета, в 120 воздушных боях сбил лично 21 самолет противника и 1 уничтожил в группе. В августе-сентябре 1945 г. участвовал в боях с Японией.

Демобилизовался в 1946 г. Жил и работал на родине, затем в городе Тирасполе. Умер 30 марта 1977 г.