1. Ярослав Мудрый высоко ценил книги, говоря, что они дают мудрость и воздержание, полезны душе. 2. Среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 3. Книги помогли Алёше Пешкову преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». 4. Писатель рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа. 5. В первой книге призывает к внимательному, вдумчивому чтению. В «Письмах о добром и прекрасном» говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. 6. Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Мамин-Сибиряк вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом 8. О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. 9. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения, что лучше фильм посмотреть по книге, чем саму книгу прочитать. Он переживает, «литературу уберут из школы». 10. Тихомирова вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

«Роль поэзии в современном мире»

«Поэзия содействует нравственному совершенствованию человека

во все времена, развивая его воображение

И таким образом, его способность к любви,

которая есть суть нравственности,

ибо любовь - это выход за пределы своего "я"

и слияние с тем прекрасным,

что заключено в чьих-то, не наших

мыслях, деяниях или личности"

Шелли

  • Цель: вызвать эмоциональный интерес к поэзии, увлечь поэтическим творчеством разных поэтов, в котором и верность Родине, и страстная любовь, и поиски смысла жизни.

Задачи:

  1. Задуматься о роли поэзии и поэта в жизни человека и общества;
  2. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в постоянном самосовершенствовании своего внутреннего мира; побудить их к самовоспитанию
  3. развивать навыки критического мышления на примере анализа чужих текстов, высказываний, аргументировать собственную точку зрения

Средства обучения: раздаточный материал (для удобства работы с текстом стихотворений следует их распечатать), мультимедийная презентация, свечи, классическая музыка

Организационный момент

1.Вступительное слово учителя :

Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.

21 век до н.э. Древний Египет - знаменитая песня арфиста в переводе Ахматовой. Читает ученик на фоне звучащей арфы О чём эти стихи? Что волнует поэта? Ответьте вы – молодое поколение 21 века нашей эры.

  • Следуй желаниям сердца,
    Пока ты существуешь,
    Надуши свою голову миррой,
    Облачись в лучшие ткани,
    Умасти себя чудеснейшими благовониями
    Из жертв богов.
    Умножай своё богатство...
    Свершай дела свои на земле
    По велению своего сердца,
    Пока к тебе не придёт тот день оплакивания.
    Утомлённый сердцем не слышит их криков и воплей,
    Причитания никого не спасают от могилы.
    А потому празднуй прекрасный день
    И не изнуряй себя.
    Видишь, никто не взял с собой своего достояния.
    Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Поэтов называли пророками. В древние времена были поэты, которые пробуждали дивными звуками слова тайную жизнь лесов; оживляли семена растений и создавали цветущие сады; укрощали свирепых зверей и смягчали души диких народов. Волшебством слова поэты низводили на землю высшие существа, которые открывали им тайну будущего. Поэты пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов…. Мы вспоминаем золотой век русской поэзии, серебряный век, поэтов-шестидесятников.

21 марта отмечается Всемирный день поэзии, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году. И вроде бы есть чему порадоваться, когда б не вопрос: а кому она сейчас нужна? Остался ли спрос на нее, когда средний тираж поэтического сборника – 300 экземпляров? И это в самой читающей некогда стране мира!

Видеофрагмент – канал культура, передача «культурная революция» тема: «Поэзия сегодня не нужна»


Поэзия сегодня не нужна!
Отвыкли видеть смысл между строк,
И никого не радует строфа
Своим размером вдоль и поперёк,

Уходят в прошлое красивые слова,
Уходят в прошлое великие стихи,
Поэты гениального ума,
Кудесники божественной строки,

Безжалостное время перемен
Стирает в людях Каллиопы дар,
Экран приходит чтению взамен,
И книги скоро поглотит пожар...

О, как опасен этот переход
От теплоты и шелеста страниц...
И может завтра вся поэзия уйдёт
Тропой забытых профилей и лиц.

Мы не будем дискутировать сегодня на тему, нужна поэзия или нет. Цель урока - что бы вы задумались о роли поэзии в современном обществе и о тех причинах, которые влияют на то, что современный человек перестаёт интересоваться поэзией. но есть и другая цель: мне бы хотелось, чтобы пусть на 45 минут главной хозяйкой этого кабинета стала поэзия. И что бы вы, прикоснувшись к ней ощутили её красоту, смогли задуматься над какими – то вопросами, заглянуть в себя.

Ход урока

1. учащиеся зажигают свечи и читают стихи, которые они сами выбрали к этому уроку (если они хотят, то могут объяснить свой выбор)

2. обсуждение по кругу, делимся впечатлениями.

3. уч-ся получают карточки с высказываниями разных людей о значении поэзии, её роли в современном мире и дают свои комментарии.

Вывод: зачем мы сегодня собрались? Нужны ли такие уроки? Заинтересовал ли вас какой-либо поэт?

Заключительное слово учителя:

Поэзию не нужно навязывать, но нельзя о ней и забывать. Ибо это – наша традиция, наша история, наша гордость.

Время есть и у вас, дорогие одиннадцатиклассники!

Поэзия наших дней не несёт в себе некоей громогласности, теперь кино управляет умами, живые концертные выступления, музыкальные клипы и компьютерные игры. Единственное место, где популяризируется поэзия, правда с некоторым изменением в концепции – это музыкально-стихотворный жанр хип-хопа. Молодые исполнители в текстах рассказывают о своей нелёгкой жизни или, наоборот, о счастливой гламурной. Но в этих стихах, в общем-то, мало высокого, красивого, всё больше чернухи, порнухи и разврата.

Конечно, много сегодня ресурсов в сети Интернет, которые являются библиотеками, как русской классической поэзии, так и современной. Хотя это всё больше похоже на склады, на них много «пыли», - и основной, главный (обязательно молодой) искатель, герой нашего времени, не будет концентрироваться на каком-то там «сомнительном» виде информации, он скорей полезет туда, где модно, кульно, прикольно, много картинок, фоток, видео и пахнет большими деньгами.

Александр Тененбаум

У поэзии независимый источник жизни. Поэзия констатирует присутствие Красоты или ее отсутствие - ничего больше. У красоты нет цели, она существует по закону внутренней целесообразности. В присутствии поэзии сегодня чувствуют себя неловко, неуютно, неестественно. Такое чувство охватывает мелких шкодников в присутствии воспитанного человека. Если предметы и явления начнут называться собственными именами, прежде всего это, согласно формуле Д. Оруэлла, произойдет в современной поэзии. Если жанровая лестница будет перевернута, неизвестно, стоит ли доверять словам вообще.

Разговоры о стихах, не начинавшиеся со слов “не нужна”, рождались, как память о путешествии в неизвестную землю. Там было гибельно, там было северно, но не слова, а нездешний отсвет на лице рассказчика запоминался слушавшему, толкал искать тех же впечатлений. Находил каждый свое. Многие оставались ни с чем, но обманут не был никто.

О поэзии должно говорить “как нужна”. Так начинался о ней серьезный разговор, в котором воспитывались читатель и поэт несколько столетий.

Поэзия не может нравиться - можно нравиться ей. Она меряет человека сама, читает его как книгу, стихотворение, скроенное на свой лад. Бесконечно снисходительная, она дает время каждому и ждет. Время у нее есть.

Виталий ПУХАНОВ

Первая половина XIX века была Золотым Веком русской поэзии - в этом нет сомнения. Сомнения нет настолько, что термин «Золотой Век» стал обозначением той эпохи даже в учебниках. Пушкин, Державин и Лермонтов - это лишь малые доли расцвета поэтической культуры, какая царила в те давние времена. Во второй половине XIX века наступил небольшой спад. Да, талантливые и даже гениальные поэты были, и они есть в учебниках, но не было такого количества альманахов, поэтических сообществ, не было нового шага в развитии искусства стихосложения. Вторая половина XIX века стала логическим развитием Золотого Века.

Первая половина XX века стала Серебряным Веком русской поэзии - и это также стало термином для учебника. Новые жанры, новые стили и слова - Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Брюсов, даже рваные строки Маяковского - это Серебряный Век, новая веха в развитии, шаг вперёд. И снова же - вторая половина XX века стала логическим развитием. Появляются гении - Бродский, Ахмадуллина, но это гении единичные, не объединённые. Это следствие Серебряного Века.


1. Ярослав Мудрый высоко ценил книги, говоря, что они дают мудрость и воздержание, полезны душе. 2. Среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 3. Книги помогли Алёше Пешкову преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». 4. Писатель рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа. 5. В первой книге призывает к внимательному, вдумчивому чтению. В «Письмах о добром и прекрасном» говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. 6. Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Мамин-Сибиряк вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом 8. О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. 9. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения, что лучше фильм посмотреть по книге, чем саму книгу прочитать. Он переживает, «литературу уберут из школы». 10. Тихомирова вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.

Поэзия В Жизни Человека

1. Литература в жизни человека.

2. Хорошие стихи – это тайна.

а) Нужна ли поэзия?

б) «Любовь прекрасна и грустна».

3. Значение поэзии для человека.

Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются.

Е. Винокуров

Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие – исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.

Хорошие стихи – всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Ф. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия – это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные стихи о любви.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

Так писала Анна Ахматова. А Александр Пушкин любимую женщину называет «гением чистой красоты». Он напоминает о том, что красотой нужно дорожить, оберегать ее от «шумной суеты», не забывать даже в несчастье. Любовь – это то, без чего человек жить не может, а любовь не может жить без поэзии.

Любовь прекрасна и грустна.

И все на свете ясно -

Грустна для третьего она,

А для двоих прекрасна.

Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли.

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.


Роль поэзии в жизни человека

Я уверен, что каждый человек знает хоть какой-нибудь стих. Ещё в детстве мы их учили, чтобы потом рассказать Деду Морозу. То были простые стихи. Когда мы взрослеем - взрослеют и стихи. Какую же роль они играют в жизни людей? Стихи заставляют задуматься; они вдохновляют, пробуждают какие-то чувства. В наше время человек редко берётся за книгу, а если и берётся, то читает фантастику или перечитывает романы. Популярность стихов сегодня падает. Дело в том, что современный человек гонится за сюжетом. Стихи же нужно анализировать, а это всегда трудно. Гораздо проще читать интересные книги, без какой-либо глубокой мысли, или вообще не читать книг. Однако проблемы, которые поднимаются в стихах не потеряли актуальность и сегодня.

Смысл одного четверостишия М. Ю. Лермонтова может оказаться глубже, чем современный фантастический рассказ. Людям стоит начать учить стихи, не только для того, чтобы подчеркнуть какое-нибудь нравоучение. Станет грамотной речь, увеличится словарный запас, улучшится орфография. Произведения поэтов должны поучать человека на протяжении всей его жизни. В детстве стих должен заложить такие понятия, как помощь, добро, зло, любовь к родным. Позже великие поэты познакомят со словами вроде "верность" "уважение" "благородство". Стихи будут поучать всю жизнь. С годами человек будет только мудрее. Он станет извлекать из стиха всё больше и больше уроков.

Обновлено: 2017-12-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.