Введение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя. Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.

На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье. Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках. Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.

Особенности образа Агафьи в «Обломове»

Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия. У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.

С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере. Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа. Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении. Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.

По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы. Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.

Заключение

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.

Тест по произведению

МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

Т. В. Мальцева

Агафья Матвеевна Пшеницына: портрет в дверном проеме

В статье рассматриваются формы представления образа женщины и женского мира в романе И. А. Гончарова.

The article examines forms of representation of woman’s image and feminine world in the novel by I. Goncharov.

Ключевые слова: И.А. Гончаров, роман «Обломов», поэтика, образ, Агафья Пшеницына.

Key words: I. Goncharov, the novel "Oblomov”, poetics, image, Agafia Pshenitsyna.

И.А. Гончаров создает в романе сложную систему персонажей, которые помогают раскрыть характер Обломова и его жизненные приоритеты. Гончаров сам определяет принцип сопоставления героев, которые переходят у писателя из романа в роман. Четыре основных типа героев Гончаров нашел и у Гоголя, и у Пушкина и назвал их в статье «Лучше поздно, чем никогда» пушкинскими именами. Они, по мнению писателя, являются «коренными общечеловеческими типами»

Это Татьяна и Онегин, Ленский и Ольга: «Дело не изобретении новых типов - да коренных общечеловеческих типов и немного, - а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась» .

Особенно подробно Гончаров характеризует женские типы: «Два главных образа женщин постоянно являются в произведениях слова параллельно, как две противоположности: характер положительный -пушкинская Ольга, а идеальный - его же Татьяна. Один -безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой - с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности» . В романе «Обломов» первый тип может представлять Агафья Пшеницына, второй - Ольга Ильинская. Характер Ольги проявлен в романе отчетливее, яснее - это деятельная, сознательная натура, образованная, умная, глубокая, пылкая. В романе этот персонаж -предмет интереса, любви и обожания, героиня имеет способность к рефлексии, результатом которой является достаточно полная автохарактеристика. Образ Агафьи Пшеницыной не так отчетлив и ярок, вниманием исследователей он практически обойден. Из работ, посвященных анализу образа Агафьи Матвеевны Пшеницыной, следует назвать статьи В.А. Котельникова , В.Н. Криволапова ,

Е.И. Ляпушкиной , Е.В. Сарбиной , О.И. Сердюковой . В этих работах намечена тенденция возвышения Обломова в онтологической категории «высокого покоя» и, соответственно, и героини до «материнских жизненных начал» (В.А. Котельников), «идиллического хронотопа» (Е.И. Ляпушкина), возвышение души Пшеницыной ценой отречения от материального мира (О.И. Сердюкова), «христианского самоотречения» (В.Н. Криволапов).

Цель настоящей работы - обоснование возможности исследования визуальных живописных приемов как главных поэтических средств создания образа Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Героиня «не думает», «не сознает», «не понимает» и практически не говорит, поэтому «говорящими» в ее описании становятся портретная деталь, внешний облик, предметный мир.

В романе представлены два достаточно полных портретных описания Агафьи Матвеевны - во время первой встречи с нею Обломова в ее доме на Выборгской стороне и после смерти Ильи Ильича. Портреты показывают удивительную для сверхплотной материальной среды обитания героини и абсолютного ее укоренения в быту, растворения в нем духовную эволюцию Агафьи Матвеевны. Очевидно, что образ героини не исчерпывается ее композиционной ролью быть антиподом Ольги Ильинской, а ее предметный мир кухни, огорода и лавочки не является только контрастным фоном для мира Ольги - мира музыки, искусства, любви.

Рассмотрим подробно первый портрет Агафьи Матвеевны. Портрет представляет молодую женщину без очевидных признаков красоты, простоватую труженицу, какой увидел ее Обломов: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза сероватопростодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» . Портрет, как видим, фасовый. Если герой удостоен фасового портрета

Портрет должен быть выразительным, это идеализирующее изображение, но портрет Агафьи Матвеевны невыразителен (в живописном смысле), так как практически бесцветен (не колоритен) или, вернее, в нем очевидна агрессия белого цвета: белое лицо, белесые брови, сероватые глаза, белые руки; даже платье не имеет цвета. При этом невыразительное лицо уравновешивается описанием приятной для глаза (и рассказчика, и Обломова) полной, но статной фигуры хозяйки дома: «Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее

скромности» . Портрет в полный рост как будто является фотографией скульптуры, в нем есть плотность, объем, размер, форма. Такой способ изображения уже назван исследователями «фламандством» Гончарова . Портрет Агафьи Матвеевны Пшеницыной напоминает женские портреты живописцев голландской школы. Гончарову был присущ интерес к живописи, он написал несколько статей о живописных шедеврах, в частности о «Сикстинской мадонне» и «Мадонне с цветами» Рафаэля, чье творчество он особенно ценил. Исследователи уже обращались к теме «Гончаров и живопись», в частности, можно указать статью Микаэлы Бёмиг , которая анализирует заметки Гончарова о фламандской и голландской живописи. Особенный интерес в нашем случае представляет статья Гончарова «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”» (1872), в которой писатель обосновывал художественные взгляды Райского , которые отчасти и сам разделял.

Таким образом, применение живописных средств в произведениях Гончарова - сознательный прием, писатель сам об этом говорит. Относительно образа Агафьи Пшеницыной можно предположить наличие даже конкретного визуального прототипа первого портрета Пшеницыной - это живопись Яна Вермеера Дельфтского. Впервые на это соответсвие указала О.И.Сердюкова . Нам кажется возможным соотнести портрет героини Гончарова и молодой женщины на известном полотне Я. Вермеера Дельфтского «Служанка с кувшином молока» (картина имеет и другие названия - «Кухарка», «Молочница»).

На картине изображена крепкая молодая женщина с очень светлой кожей и неярким лицом: голова женщины чуть наклонена, но хорошо видны высокий белый лоб, отсутствие бровей, светлые глаза, опущенные вниз; белая косынка закрывает светлые волосы. Крепкие руки обнажены по локоть. Белая полная шея открыта. Портрет фасовый, почти в полный рост, лицом к зрителю, женщина изображена у кухонного стола, в руках у нее кувшин, из которого она переливает молоко в чашку. На столе «кухонный» натюрморт из предметов посуды, корзинки с хлебом и горкой овощей. Пространство кухни небольшое, маленький стол, видна только часть окна с мелкой расстекловкой, из-за чего окно кажется меньше. Но ощущение тесноты отсутствует. Однофигурная композиция картины сосредоточивает внимание зрителя на полной достоинства позе женщины, изображенной как хранительница очага, подчеркивает непреходящие жизненные ценности повседневного быта. Вид женщины величественен, целомудрен, спокоен. Ее поза одновременно и динамична (голова слегка наклонена вперед и набок, руки наклоняют кувшин, из которого льется молоко), и как будто застыла в вечности в этом привычном, отработанном веками движении. Центральная деталь женской фигуры - руки, дающие

/льющие молоко/жизнь. Общее впечатление от картины - ощущение безмятежного покоя, самодостаточности, полной гармонии женщины с окружающим миром.

У обеих женщин «простые, но приятные лица», обе «свежие, здоровые», обе «добры» и «кротки». Агафья Матвеевна Пшеницына в своем мире такая же полновластная хозяйка, хотя и ее мир замкнут, как мир молочницы ограничен рамками картины: из окна

вермееровской кухни нет обзора, нет перспективы и не видно горизонта, как не видно его из окон домика Агафьи Матвеевны - за окнами огород и забор. Мир Агафьи Матвеевны считывается только в горизонтали прямого видения, в окружении предметов, до которых хозяйка может дотянуться руками или взглядом. Пространство мира Пшеницыной нивелировано: комнаты низкие, окна маленькие,

заставленные цветами, неба и горизонта нет, «территория» подворья утрачивает цельность - она рассечена заборами, грядами, разбита на фрагменты.

Первый портрет Агафьи Матвеевны - единственный до периода вдовства по Обломову, в котором изображено лицо (с деталями, но без выражения и всего лица, и глаз), дальше фигура Агафьи Матвеевны будет развернута, и Обломов, и читатель будут видеть ее только со спины. Доминирующей деталью облика Пшеницыной станут руки и особенно локти, которыми любуется Обломов: «Как у вас хороши руки... можно хоть сейчас нарисовать» [подчеркнуто нами. -Т.М.] ; «.глядя ей вслед в спину и на локти» .

Возникает парадокс разномасштабности: дом вроде бы большой -в шесть комнат, с большой кухней с огромной плитой, буфетной и «светелкой»; подворье вроде бы большое - с палисадником и «бесконечным» огородом; округа вроде бы большая - Обломов без помощи будочника и не нашел бы дом вдовы, - но в соотношении с Агафьей Матвеевной все мельчает: большая Агафья оказывается укорененной в мелких интерьерах. При этом система пространственных координат имеет разные точки отсчета, она все время сбивается. Агафья Матвеевна никогда не бывает вровень с собеседником в пространственном отношении.

В первый приезд Обломов в коляске въехал во двор дома, при этом окна дома оказались ниже уровня его глаз, и он на всех смотрит с высоты коляски, то есть он выглядит здесь Гулливером. С дивана Обломова уже Агафья Матвеевна кажется монументальной, она пространственно приближена, чем дополнительно укрупнена: Обломов видит в деталях ее голые руки и локти. Утяжеляет фигуру Агафьи Матвеевны и дробление ее тела, когда читатель «видит» только части фигуры, и «вписывание» ее в «естественные рамки»

живописного полотна, которыми служат дверные проемы: «С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит ее локти в полуотворенную дверь» ; «Вот она сама, - говорил Захар,

указывая на полуотворенную дверь боковой комнаты. <...> Обломову видна было только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти» ; «через пять минут из боковой комнаты высунулась к Обломову голая рука, едва прикрытая виденною уже им шалью, с тарелкой, на которой дымился огромный кусок пирога. Обломов <...> заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи» ; «если дети не затворяют дверь за собою, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки» .

Вся фигуры Агафьи Матвеевны не охватывается взглядом Обломова целиком - ее видно только частями, деталями, фрагментами. Более того, она сама, при людях стыдясь своих голых рук, поджимает и закрывает их, всегда наклоняет голову, всегда глядит вниз, пытаясь уменьшить свои формы, понимая, что она большая и занимает как будто все пространство дома.

Но одновременно, при всей крупности и тяжести фигуры, Агафья Матвеевна движется легко, стремительно, даже «бегает», беспрестанно мелькают ее руки и локти, она вся в постоянном движении: «Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет... на большом столе» ; «она вечно на ногах, вечно в заботах и движении» ; «принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах» . При этом признаков движения и самой работы практически не видно: мы не знаем, какая у Агафьи походка, не слышим, как она идет, не видим, что она делает, практически всегда держа работу перед собой. Обломов часто гадает по движению локтей, что именно делает хозяйка: «Что это она там локтями так живо ворочает, - спросил Обломов. - Кто ее знает, кружева, что ли, гладит. Обломов следит, как ворочались локти, как спина нагибалась и выпрямлялась опять» .

Видимо, разномасштабность описания облика Пшеницыной призвана акцентировать физиологический центр фигуры с как бы отсеченной головой, ее жизнетворящую детородную часть как подлинное проявление здорового тела и тем самым подчеркнуть ее функцию матери-прародительницы, выросшей из земли, олицетворяющей досознательное творящее начало, которому и покорился Обломов.

Сознательное в Агафье Матвеевны проснулось, благодаря чувству к Обломову, которое она приняла по-обломовски идеально: «без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв», но, тем не менее, «она стала жить по-своему полно и разнообразно» . В этот счастливый период материальное уравновешивается пробуждением сознательного - она начинает видеть смысл своей жизни в посвящении ее Обломову.

Мера осознанности жизни Агафьи Матвеевны, конечно, условна, но процесс начался, и он необратим.

Итогом душевного развития Пшеницыной становится ее отречение от материального. Заключительный портрет Агафьи Матвеевны - это портрет монашки: «Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по-прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит, будто нехотя, тихим голосом, и не по-прежнему смотрит вокруг беспечно перебегающими с предмета на предмет глазами, а с сосредоточенным выражением, со смыслом в глазах» . Визуальные прототипы этого образа, возможно, тоже могут быть определены, что входит в дальнейшие планы нашего исследования.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной создан объемным и выпуклым благодаря возможностям пластического искусства, пространственно-живописной организации образа.

Список литературы

1. Бёмиг М. И. А. Гончаров о живописи // И. А. Гончаров: материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / сост. М. Б. Жданова и др. - Ульяновск, 1997. - С. 230-233.

2. Бухаркин П.Е. «Образ мира, в слове явленный...» (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX - начала XX века. - СПб., 1992. - С. 120-131.

3. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда // Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. - М., 1952-1955. - Т. VIII. - С. 64-113.

4. Гончаров И.А. Обломов. - Л.: Лениздат, 1969.

5. Гончаров И.А. Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. - М., 1952-1955. - Т. VIII. - С. 198-215.

6. Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. - 1994. - № 1. - С. 3-41.

7. Криволапов В.Н. Героиня Гончарова в свете средневековых ассоциаций // Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. - Курск, 2000. - С. 182-188.

8. Ляпушкина Е.И. Идиллический хронотоп в романе И.А. Гончарова «Обломов // Вестник ЛГУ. Сер. 2. - 1989. - Вып. 2. - С. 23-29.

9. Сарбина Е.В. Агафья Матвеевна Пшеницына в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изучение литературы в вузе: учеб. пособие. - Саратов, 2002. -С. 45-55.

Сердюкова О.И. Пространство героя, или Еще раз об Агафье Матвеевне Пшеницыной // Пространственно-временные модели художественного текста. Сб. статей и материалов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 149-181

Агафья Матвеевна Пшеницына, урождённая Мухоярова - персонаж романа Ивана Гончарова "Обломов". Супруга главного героя - Ильи Ильича Обломова - и мать его маленького сына Андрюши.

Женщина приходилась сестрой чиновнику-махинатору Ивану Мухоярову. До брака с Обломовым Агафья была вдовой другого чиновника, поэтому и носила фамилию Пшеницына на момент встречи с Обломовым.

Характеристика героини

Агафья Матвеевна была трудолюбива и постоянно старалась угодить возлюбленному, а затем и мужу. Она любила повторять, что "работа всегда есть". Она не позволяла себе расслабиться: "А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает!"

Героиня стремилась создать в доме уют и оградить любимого человека от лишних усилий. И вначале знакомый, а затем супруг Илья Ильич оценил трудолюбие Пшеницыной: "Вы славная хозяйка!"

Однако Агафья не отличалась эрудицией и высоким интеллектом. Она едва знала грамоту: "Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать... она подписала криво, косо и крупно..." Это можно объяснить тем, что женщина не любила читать. Вспомним её отрицательный ответ на вопрос: "А читаете что-нибудь?" К тому же она практически не бывала в театре и не интересовалась культурой.

(Илья Обломов знакомится с будущей женой Агафьей Матвеевной )

Простоту и бесхитростность этой женщины подчёркивает даже её фамилия по первому браку - Пшеницына. Жена Ильи Обломова была доверчива. Она могла подписать письмо, совершенно "не подозревая, что такое и зачем она подписывает".

Несмотря на это, дама пыталась заниматься своеобразным бизнесом - торговала курами. Видимо, предприимчивость всё же объединяла её с братом. Хотя Пшеницына, в отличие от него, честно трудилась и рано вставала по утрам: "она ложится - и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов"

Как и второй супруг, Агафья Матвеевна была домоседкой и не любила переезды. "Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо..." - говаривала она о своём имении. Примерно так же ранее относился Илья Ильич к родной Обломовке. Он с трудом заставлял себя выехать даже на встречу с другом Андреем Штольцем.

Причём автор заметил, что по-настоящему Пшеницына впервые влюбилась именно в Обломова. По-видимому, она не испытывала подобных чувств к покойному первому мужу и отцу двоих её старших детей: "Не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на неё нашло".

Образ героини в произведении

Агафья Матфеевна - тридцатилетняя обедневшая аристократка. И. А. Гончаров описывает героиню следующим образом: "Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было… Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил".

Жёсткие натруженные руки подчёркивают любовь персонажа к труду. Полнота означает, что даму не заботила внешность. Перед нами предстала простая русская женщина. Именно такая, заботливая и хозяйственная, не слишком умная, она и привлекла Обломова.

(Агафья Петровна, Илья Обломов и сын Андрей, по роману названный в честь Андрея Штольца )

Образ Агафьи Матвеевны, казалось бы, абсолютно положительный. Заботливая жена, ласковая мать, отличная хозяйка и просто добрая и трудолюбивая женщина. Однако писатель всё же подчёркивает: её любовь оказалась губительна для Ильи Обломова. Чтобы избежать повторного инсульта (апоплексического удара), мужу Пшеницыной нужно было двигаться, встать с любимого дивана. Однако супруга не позволяла ему предпринимать какие-либо усилия. Она заботилась об абсолютном комфорте любимого мужчины. И именно это стало трагической ошибкой любящей жены. Апоплексический удар повторился, и Илья Ильич всё же умер.

Однако автор всё же даёт надежду, что Пшеницына поняла свою ошибку. Ведь она неспроста отдала сына на воспитание Ильинской и Штольцу. Мать хотела, чтобы ребёнок видел пример других людей и иной жизни. Она пожелала, чтобы Андрюша, в отличие от покойного отца, научился выходить из зоны комфорта и идти к своей мечте.

Ведь Обломов потерял некогда любимую Ольгу Ильинскую именно из-за собственной лени. И сам Илья Ильич это осознавал. Возможно, именно поэтому его маленький сын Андрей был тёзкой его деятельного друга Штольца... Поэтому Пшеницына, доверив ребёнка друзьям покойного супруга, поступила правильно. Она знала, что тот одобрил бы её решение...


Агафья Матвеевна Пшеницына - вдова мелкого чиновника. Ее образ противопоставлен образу Ольги.

Доминанта характера Пшеницыной - самоотверженная любовь в соединении с глубочайшим смирением. Вся ее жизнь посвящена заботе о ближних - о детях, о недостойном брате, которого она не смеет даже критиковать, потом и об Обломове.

Глубокая и бесхитростная вера в Бога, надежда на Его помощь также отличительная черта героини.

Пшеницына почти исключительно занята хлопотами по дому.

Ее не привлекают развлечения - прогулки, театры.

Весьма существенны портретные характеристики Агафьи Матвеевны. В ее внешнем облике нет аристократической утонченности. У нее грубые руки; она склонна к полноте. Одевается она просто. Речь и манеры Пшеницыной также отличаются простотой.

История любви Агафьи Матвеевны к Обломову раскрывает в ней иные, по сравнению с Ольгой, черты характера. И для Ольги, и для Агафьи Матвеевны любовь к Обломову означала духовное пробуждение и расцвет личности. Но если Ольга требует от Обломова соответствовать идеалу «настоящего мужчины», то Пшеницына любит его беззаветно, не требуя ничего взамен. Гончаров пишет, что Агафья Матвеевна «полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Любовь Пшеницыной - это любовь-обожание. Илья Ильич для нее дитя и барин. Его появление принесло ей свет и духовное возрождение. То, что для Обломова умирание, сон, для нее - пробуждение, жизнь.

Таким образом, в романе воссозданы два идеала женской любви: любовь-долг Ольги и любовь-обожание Агафьи Матвеевны.

Обновлено: 2012-02-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.

Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери - Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование.

П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними - все ухмыляется, как лошадь на овес», - говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами - любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство... получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно... Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам».

Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки... И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой».

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума».
Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «...он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску - она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.