Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологических школ.

Прежде всего, выделяются школы по географическому принципу.

Наиболее представительными из них являются:

Англо-американская. Она занята разработкой проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии. Эта школа представлена таким именами, как С. Хантингтон , Г. Моргентау , Р. Дарендорф и др.;

Французская. Иссследует типологии политических режимов, партийную структуру (М. Дюверже , М. Крозье, Р. Арон и др.);

Немецкая. Эта школа занята сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства.

Все школы и направления также можно расположить между двумя подходами - позитивистским (бихевиоральным - от англ. behavior - поведение) и антипозитивистским. Согласно первому подходу задача политологии состоит в исследовании эмпирически наблюдаемых фактов, поведения людей в сфере политики. Здесь внимание исследователя фиксируется на описании и объяснении имеющейся реальности, конкретных политических процессов, например, выборов. Это направление в политологии тесно связано с выполнением прикладных задач.

Согласно второму подходу политология должна иметь возможности для критической оценки имеющейся реальности и указания путей совершенствовании. Это возможно сделать только с позиции общей теории, не сводимой к эмпирическим фактам, и с точки зрения политического идеала.

Классификация политологических направлений дается также по их идеологической направленности . На сегодняшний день основными идеологическим и доктринами являются либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм - идеология, в которой главной ценностью является индивид. Общество лишь средство для реализации интересов личности. Поэтому для теоретиков либеральной направленности характерно повышенное внимание к изучению роли человека в политике, его поведения, исследованию значения гражданского общества в формировании политических институтов, к поиску путей регулирования конфликтов в сфере политики, которые они считают обязательным условием социального прогресса.

Социализм как идеология исходит из того, что все социальные проблемы нужно решать исходя из первостепенной важности общественных интересов. Социалистически настроенные теоретики в формировании политических институтов отводят решающую роль населению, ищут пути для более широкого участия масс в управлении обществом.

Консерватизм является идеологией, призывающей с осторожностью относиться ко всяким преобразованиям. Исследователи, тяготеющие к консерватизму, с недоверием относятся к участию широких масс в политике, считая это делом элит. Они призывают к реализму в политике, обосновывают политические средства поддержания стабильности и порядка в обществе, высоко оценивают при этом роль государства.

  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 200

ГЛАВА X. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДНЫХ ЭТАПОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ14

§ I. Классики марксизма-ленинизма, международное коммунистическое движение о переходных этапах революционного процесса.14 -

§ 2. Учет национальных особенностей классовой борьбы в концепции переходных этапов.40

ГЛАВА П." ПЕРЕДОВАЯ ДШКРАТЙЯ"- ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП

НА ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ63

§ I. Объективные причины появления концепции" передов ой демократий".63 -

§ 2. Общая характеристика" передовой демократии81 -

§ 3. Необходимостьюза народа Франции -решающее условие продвижения кциализму.123

Рекомендованный список диссертаций

  • Проблемы антимонополистической демократии в Мангеймской программе ГКП 1984 год, кандидат исторических наук Крышкин, Евгений Федорович

  • Некоторые проблемы борьбы коммунистической партии Великобритании за широкий антимонополистический союз (70-е начало 80-х годов) 1983 год, кандидат философских наук Власова, Ирина Борисовна

  • Борьба партии большевиков за студенчество в трех российских революциях 1984 год, доктор исторических наук Олесич, Нинэль Яковлевна

  • Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии 1984 год, кандидат юридических наук Якушик, Валентин Михайлович

  • Исторический опыт Великого Октября: общее и особенное в аспекте современной идеологической борьбы 1984 год, доктор философских наук Малафеев, Леопольд Федорович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка Французской Коммунистической Партией концепции переходных этапов революционной борьбы»

Научная и политическая актуальность темы." Одним из центральных вопросов стратегии и тактики коммунистических партий развитых капиталистических стран является проблема отыскания формы подхода или перехода к социалистической революции.

Появление новых форм подхода или перехода в современных условиях связано с укреплением и ростом революционных сил, преээде всего мировой системы социализма, с дальнейшим обострением общего кризиса капитализма, усилением рабочего и демократического движения внутри развитых капиталистических стран.

Одной из таких форм подхода или перехода в этом регионе является борьба за экономическую и политическую демократию. Борьба за демократию здесь может стать той объединительной основой, на которой соединятся различные потоки антимонополистического движения. Ее использование в целях победы социалистической революции строится на правильном учете основных тенденций мирового революционного процесса, на сочетании текущих, каждодневных задач с задачами социалистической революции.

Коммунистические и рабочие партии, в отличие от правых и "левых" оппортунистов, - отмечалось в Итоговом документе Мевду-народного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 года,-не противопоставляют борьбу за глубокие экономические и социальные требования, за передовую демократию, борьбе за социализм, а считают ее частью этой борьбы. Радикальные демократические преобразования, которые будут достигнуты в борьбе против монополий, против их экономического господства и политической власти, будут способствовать осознанию все более широкими массами необходимости социализма"*.

I. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.

Документы и материалы. - М.:Политиздат, 1969, с.306.

Значительный опыт в разработке программы глубоких демократических преобразований накоплен Французской коммунистической партией. Действуя в условиях страны, имеющей богатые демократические традиции, мощное рабочее и демократическое движение, Французская коммунистическая партия внесла весомый вклад в разработку демократических программ. Серьезные теоретические исследования проводят французские коммунисты и в современных условиях.

Интерес к исследуемой проблеме объясняется также и прочными историческими связями, существующими между СССР и Францией, революционным рабочим движением этих стран. Как отмечал на конференции, посвященной 60-летию Французской коммунистической партии, академик А.Г.Егоров: "Диалектика истории такова, что проверенный и обогащенный в огне первой в мире победоносной социалистической революции, углубленный теоретической мыслью Ленина опыт Парижской коммуны. был использован Французским рабочим движением в процессе борьбы за создание и укрепление Французской компартии, в руководстве классовой борьбой"*. Особого внимания заслуживает период с 1958 по 1970 гг., когда французскими коммунистами была разработана концепция передового демократического строя, как переходного этапа на пути к социализму. В этот период в результате серьезного теоретического анализа появились такие важные программные документы, как "Манифест Французской Коммунистической партии", "Правительственная программа ФКП"2.

1. Вопросы истории КПСС, 1981, № 3, с.142.

2. Manifest du Parti communiste pour democratie avancee, pour une Prance socialiste. - Paris: Editions Sociales, 1969, Parti communiste francais. Programme pour un gouvernement democratique

DvUnion populaire. Changer de cap. - Paris: Editions sociales, 1971.

Необходимо отметить решающую роль французских коммунистов и в появлении "Совместной правительственной программы левых сил"*.

В эти годы французские коммунисты уделяли большое внимание изучению экономических и социальных проблем государственномонополистического капитализма, дали развернутую характеристик 2 ку современного этапа его развития.

Опыт, накопленный французскими коммунистами при разработке концепции "передовой демократии»," имеет и мезэдународное значение. В современных условиях большинство коммунистических партий развитых капиталистических стран ориентируется на прохождение промежуточных этапов революционной демократической борьо бы на пути к социализму.

Цель исследования и степень разработки данной проблемы. Автор поставил перед собой цель на основе анализа документов

1. Programme commun de gouvernement du Parti communiste francais et du Parti socialiste. - Paris: Editions sociales, 1972.

2. Traite marxiste d^Economie politique. Le capitalisme monopo-liste d4Etat. - Paris: Editions Sociales, 1971.

3. См.: Проблемы мира и социализма, 1973, $ 4, с.65; Проблемы мира и социализма, 1978, I*3 3, с.33; Hew program of the Party.-New York . 1970; Виммер Э. Ленинизм и перспективы нашей борьбы.-Проблемы мира и социализма, 1978, № 9, с.И

17; Франсис Р. Христиане и антимонополистический фронт в Бельгии. -Проблемы мира и социализма,1979, № 8, с.68-72; Енсен И. Программные задачи и конкретная ситуация. - Проблемы мира и социализма, 1978, № II, с.16-21; Сааринен А. За демократический поворот. - Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с. 20-25; Касвен Ханс И. Коммунисты Норвегии против монополий. -Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с.64-70; Potere,Politica Stato. Ciam. Pino. Roma, v 1967; Барма JI. Развитие, реформы, революция. - Проблемы мира и социализма, 1978, I? 4, с. 24-28.

Французской коммунистической партии раскрыть ее вклад в разработку переходного демократического строя на пути к социализму. Основными задачами исследования являются:

Рассмотрение проблемы общего и особенного в концепции передовой демократии.

Изучение объективных условий, определяющих необходимость данного переходного этапа борьбы.

Раскрытие содержания строя передовой демократии, характеристика его места и роли в революционном процессе.

Анализ Союза широких антимонополитических слоев, как важнейшего условия продвижения к социализму.

Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских взглядов по данной проблеме.

За последнее время советскими учеными проделана большая работа по изучению стратегии и тактики коммунистической партии Франции в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма. Этому способствуют отношения дружбы и сотрудничества, существующие мевду КПСС и Ш1. Как отмечалось в Совместном коммюнике делегации КПСС и ФКП по итогам визита партийной делегации ФКП в Советский Союз в январе 1980 года: "Между советскими и французскими коммунистами существуют братские отношения дружбы и интернациональной солидарности, основанные на независимости, равноправии и невмешательстве. Обе партии считают, что различия в позициях и существующие расхождения не могут служить препятствием для их сотрудничества в достижении основных целей, являющихся для них общими."*

Среди трудов советских исследователей необходимо, презде всего, вццелить кандидатские диссертации В.С.Антипова*, О.А.Бур О Л R гало, Г.И.Носенко0, JI.А.Никитина, Ш.М.Окропиридзе, статьи и с монографию Р.С.Варфоломеевой.

Довольно подробно эта проблема освещается в монографии А.И. 7

Перминовой. Наряду с работами, специально посвященными проблеме соотношения борьбы за демократию и за социализм в политике ФКП за исследуемый период, данный вопрос рассматривался во многих научных трудах советских ученых, как один из вопросов исследования. о

Здесь необходимо отметить докторские диссертации А.Д.Залевского,

1. Антипов B.C. Разработка Французской Коммунистической партией проблемы сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. -Канд. дисс. , Л. ,1970.

2.Бугало О.А. Некоторые актуальные проблемы борьбы Французской Коммунистической партии за демократию и социализм. - Канд. дисс.,М.,1976.

3. Косенко Г.И. Борьба Французской Коммунистической партии за подлинную демократию и подвод масс к социалистической революции. /1958-1968/ - Канд.дисс.,Киев, 1968.

4. Никитин Л.А. Некоторые вопросы стратегии и тактики Французской Коммунистической партии на современном этапе. - Канд. дисс.,М.,1974.

5. Окропиридзе Ш.М. Разработка и обоснование Французской Коммунистической партией перехода Франции к социализму. - Канд. дисс., М.,1969.

6. Варфоломеева Р.С. Борьба Французской Коммунистической партии за мир, демократию и социализм. 1945-1970. - М.:Мысль, 1972.

7. Перминова А.И. Боевой авангард трудящихся Франции. - М.: Мысль, 1980.

8. Залевский А.Д. Проблема подвода масс к социалистической революции в странах капитала. - Докт.дисс., Киев, 1973.

Н.Г.Крутько, кандидатские диссертации В.А.Зерецкого, В.С.Левоняна^, Я.Мацейчика^, монографии А.Малькова^, С.И.Черненко^, ряд 7 коллективных работ.

Здесь проблема соотношения борьбы за демократию и социализм изучается, как общая для всех высокоразвитых капиталистических стран. В той или иной мере она анализируется и в работах советских историков, экономистов, социологов; в частности, в коллек

R 9 тивном труде История Франции, работах Э.А.Арсеньева, Ю.В.Бори

1. Крутько И.Г. Место и роль современных демократических движений в борьбе за переход к социализму развитых капиталистических стран. - Докт.дисс., Минск, 1970.

2. Зарецкий В.А. Проблемы демократической альтернативы социально-экономической политике монополий в деятельности компартий развитых капиталистических стран Западной Европы. - Канд. дисс.,М.,1974.

3. Левонян B.C. 0 соотношении демократических и социалистических задач в современной революционной борьбе пролетариата зоны развитого кащтшш:зма - Канд.дисс., Киев, 1973.

4. Мацейчик Я. Современное Международное Коммунистическое движение о путях перехода к социализму стран развитого капитализма. - Канд.дисс.,М.,1973.

5. Мальков А. Исторический опыт КПСС - проблемы подготовки пролетарских революций в развитых капиталистических странах.-Ростов-на-Дону, 1974.

6. Черненко С.И. Пути подхода и перехода к социалистической революции в современную эпоху. - Днепропетровск, 1971.

7. Борьба Коммунистических партий за демократию и социализм.-М.гМысль, 1968; Проблемы современного коммунистического движения.-М.:Мысль,1972; Политические битвы в странах капитала. - М.:Международные отношения, 1969.

8. История Франции. В трех томах. - М.:Наука, 1972.

9. Арсеньев Э.А. Франция: проблемы и практика. - М.:Политиздат, 1978. т? я д соваА, Г.Г.Дилигенского, В.Ф.Коломийцева, В.И.Кузнецова,Р.Ф.

Матвеева, Н.И.Молчанова0, М.М.Перовича, Г.М.Ратиани0, В.П.Смир

1. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции /1917-1964/. - М.: Просвещение, 1966.

2. Дилигенский Г.Г. Рабочий класс на капиталистическом предприятии. -М.: Наука, 1969.

3. Коломийцев В.Ф. Рабочий класс и профсоюзы. - Франция в борьбе против монополий /1968-1981/.- М. :Профиздат, 1981.

4. Кузнецов В.И. Франция: экономика государственно-монополистического капитализма. - М.,1968.

5. Матвеев Р.Ф.В поисках точки опоры /Политическая теория и практика французской монополистической буржуазии/.-М.: Международные отношения, 1965.

6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. - М.Международные отношения, 1972.

7. Петрович М.М. Государственно-монополистический капитализм во Франции. - Киев: Наукова думка, 1969.

8. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. - М.: Мысль, 1980.

9. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. - М.:Высшая школа, 1979.

10.См.также: Франция /Экономика и политика стран современного капитализма/Под ред.Ю.И.Рубинского. - М.:Мысль, 1973; Доморацкая Э.И., Маклаков В.В. Государство и экономика /ор- . ганизационно-правовые аспекты/. - М.:Наука, 1981; Очнев

Ю.М. Государственное программирование развития экономики на примере Франции. - М.:изд.МГУ, 1979; Черников Г.Н. Финансовая олигархия во Франции. - М.,1966.

10 коммунистического движения, относящиеся к этому периоду*.

В вышеперечисленных работах дается общая характеристика строя "передовой демократии"; раскрывается сущность глубоких демократических реформ, осуществляемых в ходе его развития анализируются объективные и субъективные предпосылки появления данной концепции. Однако в них отсутствует теоретический анализ в свете дальнейшего развития марксистско-ленинской теории социалистической революции недостаточно раскрывается переходный характер данного этапа революционной демократической борьбы, совершенно не рассматривается изменение позиции §КП по этому вопро.су, определившееся в середине 70-ых годов. Следует отметить, что специальных исследований, посвященных анализу пере

I. Мировое коммунистическое движение. - М.: Политиздат, 1982; Ленинская теория социалистической революции и современность. - М.:Политиздат , 1972; Проблемы коммунистического движения. - М.:Мысль, 1979.

Красин Ю.А. В.И.Ленин и проблемы марксистской теории социалистической революции. Докт.дисс.,М.,1965; его же. Ленин. Революция. Современность. - М.:Наука, 1967; его же. Диалектика революционного процесса. - М.Политиздат, 1972; Теория социалистической революции: ленинское наследие и современность. -М.:Мысль, 1977.

Красин Ю.А. Лейбзон Б.М. Революционная теория и революционная политика. - М.:Политиздат, 1979; Ковалев A.M. Ленинская теория социалистической революции и современность. Докт.дисс., М.,1963; его же. Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность. М.: Изд.МГУ, 1967; его же.

Социальная революция. - М.:Высшая школа, 1969; Содержание и закономерности мирового революционного процесса. - М.: Изд. МГУ, 1974. ходного демократического демократического строя в советской литературе не имеется.

Хронологические рамки исследования - 60-70-е годы - обусловлены периодом ориентации Французской коммунистической партии на прохождение данного переходного этапа революционной демократической борьбы с ХУ по ХХП съезд Французской коммунистической партии. Причем основное внимание уделяется периоду 1968-1974 гг., когда были достигнуты крупнейшие успехи в этой борьбе.

Научная новизна и достоверность исследования. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и документы Французской коммунистической партии, диссертант провел всесторонний анализ строя передовой демократии.

Методологической и теоретической основой диссертации является марксистско-ленинская теория социалистической революции и, в частности, анализ классиками марксизма-ленинизма переходных форм революционного процесса. При разработке проблемы изучался опыт международного коммунистического движения,особое внимание в диссертации уделяется анализу документов Коммунистического Интернационала, Международных Совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, I960, 1969 годов, Конференции Коммунистических партий Европы 1976 г., Программы Коммунистической партии Советского Союза, ХХШ-ХХУ1 съездов КПСС.

Основными источниками при написании диссертации явились" документы Французской Коммунистической партии, в частности, материалы Х1У-ХХ1У съездов ФКП, Национальных конференций, Пленумов ЦК ФКП. В качестве источника использовались работы ее видных деятелей Генеральных секретарей и членов Политбюро ФКП: Мориса Тореза, Вальдека Роше, Жана Дюкло, Жоржа Марше, Жоржа Коньо, Этьена Фажона и др. Большой материал был получен на основе изучения периодической печати ФКП за данный период: газет L" HUMANITE" , "L"HUMANITE- DIMANCHE" » Журналов "CAHIERS % COMMUNIS!®", "ECONOMIE ЕТ POLITIQUE", "NOUVELLE CRITIQUE", " REVOLUTION", "FRANCE NOUVELLE;-;." При написании диссертации использовались и материалы, опубликованные в советской печати, газетах "Правда", "За рубежом", журналах "Проблемы мира и социализма", "Коммунист", "Научный коммунизм", "Новое время" и др. В подборе литературы для диссертации большую помощь оказал библиографический указатель "Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся"* .

При анализе источников, по нашему мнению, необходимо проводить различие /хотя оно, конечно, очень часто условно/ документов, которые содержат, в основном, теоретические положения, от документов политического характера. Таким теоретическим документом у ФКП является, прежде всего, "Манифест ФКП", принятый в Шампаньи в 1968 г. Проблемы теории содержатся и в резолюциях съездов, хотя здесь они пересекаются с политическими вопросами. Явно политический характер носили, например, Правительственные программы ФКП и Компромиссно-политический /как результат соглашения с другими левыми партиями/ Совместная Правительственная программа. Вполне понятно, что марксистско-ленинская терминология в этих качественно разнородных документах применяется далеко не одинаково.

Практическая ценность исследования. Выводы и обощения диссертации, приведенный в ней фактический материал могут.быть

I. Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся /1966-1976/. - М., 1978. использованы преподавателями научного коммунизма при изучении тем "Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность", "Основные принципы стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий", разделов, разоблачающих содержание буржуазных и оппортунистических теорий, искажающих содержание и закономерности развития революционного процесса.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на^Щра-ницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, спика источников и литературы. В первой главе "Методологические вопросы переходных этапов революционной демократической борьбы" исследуется проблема соотношения общего и особенного в концепции передовой демократии. Во второй *~1 ""Передовая демократ^"- переходный этап на пути к социализму" раскрывается исторические предпосылки и объективные причины появления концепции передовой демократии, на основе анализа документов ФКП дается общая характеристика строя передовой демократии, проводится анализ основных составных частей союза антимонополистических сил. В заключении формулируются основные выводы по диссертационной работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

  • Формирование революционной демократии Среднего Поволжья на пролетарском этапе освободительного движения в России 1984 год, кандидат исторических наук Закиев, Рустэм Мирфатыхович

  • Общие закономерности и особенности перехода от докапиталистических отношений к социализму 1983 год, доктор философских наук Жандосов, Жумамбек Кенжебаевич

  • Критика современных фальсификаций диалектики исторической необходимости и возможности социализма 1984 год, кандидат философских наук Фогт, Ульрих

  • Проблемы управления обществом в теоретическом наследии основоположников научного коммунизма 1982 год, доктор философских наук Гаевский, Борис Аркадьевич

  • Русская революционная демократия 60-70-х годов XIX века в освещении современной французской буржуазной историографии 1984 год, кандидат исторических наук Секиринский, Сергей Сергеевич

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Цыганков, Игорь Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрабатывая концепцию передового демократического строя, французские коммунисты опирались на основные положения классиков марксизма-ленинизма о переходных этапах революционного процесса, на опыт, накопленный в этой области международным коммунистическим движением.

Необходимость данных этапов объясняется усилением неравномерности развития капиталистических государств в эпоху империализма. В развитых капиталистических странах эта неравномерность проявляется в несоответствии уровня зрелости объективных предпосылок и субъективного фактора социалистической революции. Ориентация на переходный этап революционной демократической борьбы объясняется также появляющейся при этом возможностью мирного перехода к социализму.

Переходный этап революционного процесса, по мнению классиков марксизма-ленинизма, представляет из себя борьбу двух противоборствующих тенденций, когда ведущий процесс или имеется или проявляется лишь в конечном счете.Будучи по своей сущности многовариантными, они могут,стать началом, "низшей" фазой социалистической революции или находиться (наряду с основными формами) в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Успех борьбы на этом этапе определяется подавляющим преобладанием революционных сил над силами контрреволюции, внешней поддержкой победившего социализма.

Учитывая общие закономерности развития революционного процесса, французские коммунисты принимали во внимание

In и специфические черты его проявления в условиях современной Франции.

Данная специфика характеризуется еще более тесным сближением борьбы за демократию и социализм в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма, а также национальными особенностями развития французского общества:высокой степенью развития классовой борьбы трудящихся масс, богатыми демократическими традициями, значительным влиянием на политическую жизнь страны мелкой буржуазии и крестьянства.

В рассматриваемый период Французская Коммунистическая партия выдвигала в качестве первоочередной задачи установление строя передовой демократии. Речь идет о переходном этапе революционной демократической борьбы, в ходе которого значительно ограничивается экономическое и политическое господство монополий, повышается политическое и организационное единство народных масс, укрепляется руководящая роль рабочего класса и его авангарда Коммунистической партии, создаются условия для перехода к социализму. Основной движущей силой этого процесса, по мнению ФКП, является антимонополистический блок, включающий рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию и служащих, средние слои города, мелкую и среднюю немонополистическую буржуазию. В ходе его развития возникает возможность еще до решающей фазы социалистической революции вырвать из-под господства монополистической буржуазии некоторые рычаги государственной власти, развивать революционный процесс, действуя не только снизу, но и сверху; создаются новые органы народной власти, являющиеся выразителем воли блока антимонополистических сил.

Передовая демократия, как считали французские коммунисты в рассматриваемый период, есть наиболее вероятный переходный этап на пути к социалистической революции. Строй передовой демократии находится еще в рамках капитализма.Он не ставит задачей покончить с частной собственностью на средства производства, уничтожить эксплуатацию человека человеком, не предусматривает слом буржуазной государственной машины. Однако он выходит за рамки традиционной буржуазной демократии, имея переходный характер: в нем бок о бок существуют качественно разнородные элементы. Б области экономики, например, идет ожесточенная борьба между общественным сектором, находящимся под управлением блока антимонополистических сил и действующим в интересах прогресса и сохраняющимся монополистическим сектором и поддерживающими его силами. В этом смысле передовая демократия является комплексным политико-экономико-социальным процессом.

Ориентация на установление строя передовой демократии связана с усложнением революционного процесса, вступлением в революционную борьбу новых социальных слоев, отставанием в созревании субъективных предпосылок социалистической революции, усилением единого механизма эксплуатации и угнетения государства - монополии и носит условный (необязательный) характер. В современных условиях, по мнению ФКП, в высокоразвитых капиталистических органах демократические и социалистические задачи настолько сблизились, что переход к социализму может начаться сразу с разрешения основного противоречия между трудом и капиталом. Ориентация на установление стро$ передовой демократии должна отвечать делу развития классовой борьбы трудящихся.

Основным содержанием этапа передовой демократии является осуществление комплекса глубоких демократических реформ. Это реформы переходного типа. Они носят демократический характер, не ликвидируя основ эксплуатации человека человеком, но это преобразования, непосредственно вторгающиеся в сферу собственности и власти, решающим образом подрывающие экономическое и политическое господство монополистического капитала. Они проводятся в жизнь при решительной поддержке демократического правительства, возросшей активности народных масс, носят комплексный характер, затрагивая все сферы общества.

Задача значительного ограничения господства монополий, по мнению ФКП, над жизнью страны, не могла быть решена в узких рамках традиционной буржуазной демократии. Необходим переход основных рычагов государственной власти в руки демократических сил. Государство передовой демократии следует рассматривать, как революционно-демократическую власть переходного типа. Власть в руках народа явится мощным средством дальнейшего развития революции. Она нанесет удар по крупному капиталу через национализацию, путем борьбы против спекуляции и саботажа, других контреволюционных действий буржуазии, выполняя роль организатора демократических сил.

Успех демократической борьбы зависит от прочного союза между всеми демократическими партиями и организациями. Ведущее место в этом союзе должно принадлежать Коммунистической партии.

Как считала ФКП, не являясь еще демократией социалисjj тической, передовая демократия подорвет экономическое и *з

ISi политическое господство буржуазии, приведет к усилению классовой борьбы, поднимет политическое сознание трудящихся масс, упрочит ведущую роль рабочего класса и его авангарда - Коммунистической партии, поставит на повестку дня вопрос об окончательном разгроме сил реакции, о переходе к социализму. В ходе ее развития упрочатся классовые союзы. Здесь возможны будут частичные изменения. С одной стороны, отпадут временные попутчики, не выдержавшие испытания революционной борьбой, с другой - за счет подрыва массовой базы буржуазных партий в революционную борьбу вступят новые слои.

Ориентация на передовую демократию не отменяет необходимости свершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата, которые являются общими закономерностями на пути перехода от капитализма к социализму.

Осуществленная в середине 70-х годов стратегическая переориентация ФКП не отменяет возможности появления данных переходных этапов революционной борьбы. В то же время опыт, накопленный ФКП,свидетельствует о том, что успех борьбы за передовую демократию зависит, в первую очередь, от правильного подчинения демократических задач задачам социалистической революции, от развития массового народного движения, от силы и авторитета Французской Коммунистической партии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

Показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюдение некоторых условий:

Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

Проблема, предлагаемая ученикам, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

Необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Могут быть предложены следующие темы проектов:

  • Voyager en France. Путешествие по Франции.
  • Les régions de la France. Регионы Франции.
  • La télécommunication. Телекоммуникации Франции.
  • La médecine en France et en Russie. Медицина во Франции и России.
  • La réligion et la culture en France moderne. Религия и культура в современной Франции.
  • Tunnel sous la Manche et Eurostar. Туннель под Ла-Маншем и Евростар.
  • La Bourgogne médiévale... du XXIe siècle. Посетите средневековую Бургундию... ХХI века.

Выполнение названных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. Важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей иностранного языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

При организации работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении. В содержании работы над монопроектом и коллективным проектом будут совпадения, а также некоторые различия.

Проиллюстрируем методику работы на примере конкретного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни” (“Le français et la France dans ma vie”).

Над монопроектом работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбирал ее сам.

Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей и учителей.

Учащиеся и учителя высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования.

Уже на этом этапе станет ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке.

На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой задачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники.

Вот примерная проблематика по проекту “Французский язык и Франция в моей жизни”:

Изучение французского языка пробудило интерес к французской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Франции. Я хочу хорошо знать Францию. Возможно, мне это в будущем пригодится. Я просто хочу быть эрудированным во всех вопросах. Мне это поможет принести больше пользы своей стране.

Я много читал о Франции. Я увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Франции, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Франции и России, чем может духовно обогатиться Россия.

Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.

Я хочу показать связь культур мира. Мне это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

Следующая ступень в организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверенным в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, трудностей на пути исследования. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить ее выполнение; ясно станет, насколько участники проекта – команда единомышленников.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчетов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.

Вот примерный перечень проблем коллективного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни”:

  • Франция в моем сердце.
  • Чем может гордиться житель Франции.
  • Как готовится к будущей жизни школьник Франции.
  • Искусство и культура Франции – для всех.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.

Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики в школе с углубленным изучением иностранных языков. Оба направления одинаково важны.

Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направления и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Вторая линия предусматривает изложение средствами иностранного языка хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими.

В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении.

Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения иностранным языком.

Опыт изучения школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся. Словарь работ богат и разнообразен.

По всем параметрам школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными.

1. Выявите основные направления исследований современных ведущих политологических школ

Англо-американская - разработка проблем _______________
Немецкая - разработка проблем ____________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры
Французская - разработка проблем _________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры

2. Демократия – процесс принятия решений, осуществляемый через _______________________ систему противоборствующих сил.

Ответ: общественно-политическую?

3. [__________________ методологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.д.).

Ответ: антропологический

4. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на правящие и _______________________

Ответ: оппозиционные

5. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: сравнительной

6. Соотнесите личности политических и общественных деятелей и некоторые важные черты разработанных ими философско-политических доктрин

Хотя любая государственная власть имеет Божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить Божественной воле, поскольку правители забывают о заповеди Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения, – "правовое управление" и суверенитет. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых – интересы государства. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Выступал за самостоятельность каждой из властей, обосновывал качественную разницу двух «градов», фактически ставил духовную власть выше светской. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский

7. О каком стиле лидерства писал 33-й президент США (1945–1953 гг.) Г. Трумэн: «Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения» Лидер – ____________

Ответ: - торговец

8. Выделите три характерных признака гражданского общества:

9. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: консерватизма?

10. Изречение «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность» соответствует идеологии _______________

Ответ: консерватизма?

11. Определите соответствие описания типу избирательной системы:

пропорциональную означает, что _________
смешанная – при ней ______ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов
мажоритарная характеризуется тем, что ________ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов

12. В конституционной системе разделения государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих руках функции главы

13. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая жизненная ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности, которая называется

14. Государство и его бюрократические учреждения понимаются как классовые. инструменты, призванные осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, в рамках

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы охватывается

16. Легитимная политическая власть – это власть, которая

17. Ориентация на уничтожение государства и освобождение личности от любых форм экономической, политической и духовной власти органически присуща

18. Административно-территориальные части унитарного государства обладают

19. Наиболее точно отражает суть лидерства определение:

20. Агрессивная толпа отличается

21. Характерной чертой закрытой системы рекрутирования политической элиты не является

22. В качестве синонима понятию «оппозиционная элита» соответствует понятие

23. Условие, ограничивающее избирательные права граждан по какому-либо критерию (возрасту, полу и т.д.), называется

24. Одну из своих работ именем библейского мифического существа, отождествив его с государством, назвал

26. Среди условий, предопределяющих харизму лидера, решающее значение имеет

27. Стиль реагирования в конфликте, построенный на изменении своей позиции, сглаживании противоречий называется

28. К исходным принципам демократии не относится

29. Политология окончательно оформилась в самостоятельную академическую науку

30. Субъектами этнополитических конфликтов являются

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Группа № 2921

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

080100.62 «Экономика»

По дисциплине Политология

Тема: Современные западные политологические школы

Студентки 2 курса: Пигалевой Светланы Александровны

Преподаватель: д.с.н., профессор Антипьев Анатолий Григорьевич

Введение

Французская школа политической науки

Бихевиористское направление

Герменевтическое направление

Институциональное направление

Политико-социологическое направление

Элитологическое направление

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время на Западе, политология занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук.

В данной работе я попробую более подробно описать современные западные политологические школы. Рассмотрим все направления исследований методов в зарубежной политологии. Так же рассмотрим школы в каждой стране по отдельности.

Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д.

Американская школа политической науки

Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч);

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най);

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет);

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:

1. теория конфликта; 2. теория согласия; 3. теория плюралистической демократии. Политология Англии опирается на американские исследования, которые были адаптированы и составили теоретико-методологическую основу политической науки. Среди проведенных в послевоенные десятилетия исследований необходимо выделить: 1. исследование государства, государственного суверенитета и демократии /Г.Ласки, К.Попер,У.Риз/;

2. политических партий /Р.Маккензи, Д.Робертс, Д.Уилсон/; групп давления /Д.Стюарт, Д.Муди/;

3. влияние на политический процесс рабочего движения /А.Салвер/; политической идеологии /М.Фагарти/;

4. политического поведения, политической культуры и политической активности масс и социальных групп, общественного мнения, средств массовой информации, политического лидерства и элит /Д.Батлер, Б.Берри, Б.Джексон/.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1.нормативистская политология,

2.базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

3.позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология; "практика-критическая наука" о социально-политической власти."

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель - Дарендорф).

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются:

1. изучение поведения избирателей /Ж.Шарло, Ж.Ранже, А.Ласло/,

2. изучение политических партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной.

2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Наиболее характерной чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям:

1 Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2 Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3 Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследование классов и социальных групп, включенных в политические отношения;

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3. Исследование стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитие в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде. Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики(С.Липсет, К.Райт, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф).

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдье, М.Кроз"е, Р.Арон).

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалек, Ф.Ришка). Эл. ресурс WWW.Politoloqa.net.ru

Основные направления исследований методов

политический наука школа социологический

Эл. ресурс WWW.ckct.org.ruО роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований методов в зарубежной политологии:

Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности.

Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.

В современной западной политической науке по-разному ориентированы национальные политологические школы. К настоящему времени в мире сложились основные национальные школы современной политологии.

Я хотела бы поподробнее рассмотреть основные направления.

В качестве исходного основания анализа политики в современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, является определяющей тенденцией развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

В качестве единицы измерения политической реальности были взяты «политический человек» и его воля властвовать. Это позволяло рассматривать политику зримо, конкретно, открывало возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий.

Доминирующими направлениями в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах.

Рассмотрим поподробнее эти направления. Политология Р.Е. Мухаев

Бихевиористское направление

Основоположниками бихевиоризма (поведение), а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874--1953).

Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами.

Подобно представителям европейской политической философии XVII--XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» -- автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа в конечном итоге определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

Однако в отличие от просветителей бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. В этой связи задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек -- «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить

* природные ресурсы;

* промышленный потенциал;

* военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил);

* численность населения;

* «национальный характер» (отношение населения к войне);

* «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике);

* качество дипломатии, которая выступает как «самый главный фактор, определяющий мощь страны».

Как писал Моргентау, дипломатия -- «это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это -- качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.

Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно «военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства».

Структурно-функциональное направление

Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902--1979).

В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы.

Сама система имеет две оси ориентации:

1. ориентируется ли система на события окружающей среды или на внутренние проблемы;

2. реагирует ли система на сиюминутные потребности или долговременные интересы.

Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик -- все эти «обслуживающий» и «обслуживаемые» могут меняться местами в соответствии с изменением социальной ситуации. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

Герменевтическое направление

Появление в 60-е гг. XX в. герменевтики как новой методологии анализа политики, разрывающей с позитивизмом, было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Западное индустриальное общество представляло собой атомизированную цепочку рыночного обмена, где индивиды конкурировали друг с другом в погоне за прибылью. Как замечал американский философ Эрих Фромм (1900--1980), индивидуализм «помог уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировав человека от своих собратьев». Восстановить разрушенные социальные связи -- предназначение политики.

Современный мир представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.

Герменевтическая парадигма в анализе политики исходит из того, что политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий. Любая воспринимаемая субъектом информация, в том числе и политическая, представляется ему определенным набором визуальных и звуковых символов, а следовательно, он расшифровывает ее в формулах, имеющих для него смысл, воспринимая и усваивая лишь те символы, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира.

В границах герменевтического подхода политика рассматривалась как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Однако политика -- это особая форма коммуникации, отличная от других.

Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;

б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.

Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики.

Институциональное направление

Как уже отмечалось, создателем теории института во французской политической мысли по праву считается Морис Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925). Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад.

Политико-социологическое направление

Политика может рассматриваться в контексте ее связи с социальными явлениями и процессами. Немецкий социолог Макс Вебер (1864--1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития.

По его мнению, природные процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. И это должно привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Одним из первых он отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Бюрократия, по Максу Веберу, -- особенность не только западных обществ. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Для идеального типа бюрократии характерны:

1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2) подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

Элитологическое направление

Элитология -- отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848--1923).

Главное в социологической концепции Парето -- взгляд на общество как на систему, находящуюся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение предмета, объектов, методов, времени возникновения политологии – науки о политических процессах в обществе и о его политической организации. Основные школы политической науки. Задачи американской и международной ассоциации политической науки.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Основные направления развития политической науки ХIV-XVІ вв. Политико-правовая мысль Древнего Востока, европейского средневековья, Возрождения и Реформации. Сторонники биополитики, которые изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Исследовательские подходы в современной политологии. Современные направления и теории политологии. Системный подход в политологии. Устойчивые формы организации и регулирования общественной и политической жизни. Концепции политического плюрализма.

    реферат , добавлен 13.02.2010

    Предпосылки возникновения американской политологической школы. Характеристика школы. Представители американской политологической школы. Анализ процесса формирования политологии в США позволяет выявить важнейшие тенденции в ее развитии.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2006

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Понятие, предмет, метод, функции и направления геополитики. "Гуманизированная" геополитика силы в теории З. Бжезинского. Евразийская геополитика США. Геополитические воззрения Г. Киссинджера. Идея евразийства российской школы геополитической мысли.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2010

    Политология как наука о политике; политологические школы. Политическая власть и механизмы ее осуществления; политическая элита и лидерство. Государство – основной политический институт общества. Политические партии и системы; история и теории демократии.

    учебное пособие , добавлен 18.09.2012

    "Жеті Жаргы" - важнейший документ политико–правовой мысли в казахском ханстве, история принятия, основные теории. Политологические идеи казахских просветителей Ч. Валиханова, Абая, И. Алтынсарина и Н. Назарбаева, их общественно–политические взгляды.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    История выделения политической психологии в самостоятельную отрасль в ХХ в. Принципы, методология и специфика политико-психологических исследований. Дискуссии относительно определения предмета политической психологии. Типология политической культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

    Особенности и представители политических учений Древнего мира, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, Нового времени. Этапы эволюции и школы современной политической науки. Сущность либерализма, консерватизма, социал-реформизма и марксизма.