В законодательстве, научной и учебной литературе последних лет, посвященных международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует понятийный аппарат и единство подходов и мнений на этот счёт. . Для современности характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, так называемый процесс глобализации. Особенно быстро в последнее время развивается сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, так как это одна из самых масштабных проблем на международной арене. Преступность далеко уже не ограничивается национальными границами и является международной проблемой. Учитывая все вышесказанное, обратимся к международной правоохранительной деятельности, как средству обеспечения законности и правопорядка в мировом масштабе.

Международная правоохранительная деятельность - практическая деятельность по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, в широком значении этого понятия, которое носит не правовой характер, а является производным от функций, присущих международным отношениям и международному праву . Из данного понятия можно сделать вывод о том, что международная правоохранительная деятельность не носит характер действий по установлению правопорядка, а обеспечивает исполнение, в первую очередь, норм международного права и является неким плацдармом для построения системы правоохранительных органов в каждом конкретном государстве.

Международная правоохранительная деятельность в своей основе похожа на правоохранительную деятельность как общее понятие. Она имеет своей целью охрану правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина и охрану конституционного строя государства. Тем не менее, международная правоохранительная деятельность обладает рядом отличий. Во первых, она обладает меньшей организованностью. Нет чёткой структурированной системы надгосударственных органов обеспечивающих правосудие, правопорядок . Во вторых, работа данных органов распространяется исключительно на государства-члены определенной организации, что мешает полному обеспечению законности и правопорядка. В третьих, передавая свои функции по охране правопорядка и соблюдению законности государство в какой-то степени теряет свой суверенитет. В четвертых, международная правоохранительная деятельность функционирует на началах международного права, что ограничивает сферу влиянии международных правоохранительных организаций.

На международном уровне борьба с преступностью представляет собой одно их направлений международного сотрудничества.

В таком сотрудничестве участвуют: государства, как основные субъекты международных отношений и права; международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

Так, например, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.

Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.

Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».

В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне .

Это является одной из проблем юридической науки. Данный пробел в праве является актуальным и по сей день. По моему мнению, необходимо внести понятие «международная правоохранительная организация» в национальное законодательство каждого государства. И его содержание должно быть следующим: Международная правоохранительная организация – объединение государств-членов, состоящая из определенной иерархии органов, наделенных специальной компетенцией и созданных для обеспечения прав человека, общества и государств, в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом и преступностью на международном уровне. Международная правоохранительная организация должна своей главной целью ставить, прежде всего, борьбу с преступностью на международном уровне, а не создавать конгломерат органов, уполномоченных решать иные проблемы международного характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная сфера правовых отношений не является полностью урегулированной. Отсутствует точное определение понятию «международные правоохранительные организации». Также, нет системы законодательных актов, договоров между государствами, которые должны регулировать отношения в сфере международной борьбы с преступностью. В то же время следует рассмотреть вопрос об актуальности создания таких органов, ведь их деятельность невозможно осуществлять отдельно от внутригосударственных органов защиты правопорядка. Международные правоохранительные организации обладают разной правосубъектностью, которая провозглашается договором о создании определенной международной организации и определяется лишь «субъективным» мнением государств-участников, ограничивается им, что также является проблемой на пути создания единой системы международных правоохранительных органов .

Тем не менее, обеспечение участия государства в обеспечении международной правоохранительной деятельности является гарантом защиты прав человека и гражданина, так называемым «звеном» между отдельным государством и мировым сообществом. Создание международных организаций призванных осуществлять борьбу с преступностью одно из главных направлений процессов глобализации, обеспечение сотрудничества и взаимопонимания между государствами – членами организации.

Главная цель создания единой системы международных правоохранительных организаций – образование единой четкой иерархии органов на территории всего земного шара, с участием всех государств.

На данный момент общественные отношения далеки от осуществления данной цели, и фактического объединения всего мира против широкой проблемы развития преступности.

Список литературы:

  1. Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий / А.Г. Волеводз // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11. – С. 128-134.
  2. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 2000. - С. 12–14.
  3. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. - 2000. - С. 121–125;
  4. Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире/Р.В. Нигматуллин //Российская юстиция.-2009.-N 11.
  5. Эгамбердиев А. Международные правоохранительные организации/ А. Эгамбердиев, Ш. Мирзаев, З.Борсиева, У.Закирова//Общество и право.– 2011. №2.- С.124-126.

международный розыск уголовный преследование

Во многих ситуациях успех расследования без тесного взаимодействия следственных органов двух или более стран весьма сомнителен. Оно особенно необходимо: при выезде иностранного гражданина с территории РФ до окончания предварительного расследования; при совершении преступных действий в двух или более странах (например, контрабанды, хищений грузов на железнодорожном или морском транспорте, наркотрафика).

Розыск скрывшегося преступника, его выдача, пересылка похищенных вещей, решение ряда процессуальных вопросов, связанных с допросом иностранного гражданина, находящегося в стране своего постоянного жительства, - все это предполагает согласованные усилия, сотрудничество правоохранительных органов двух или более государств, что неосуществимо без взаимопомощи последних на основе норм международного права, предполагающих суверенное равенство сторон.

В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными между государствами, стороны - участники договоров оказывают правовую помощь при расследовании преступлений через свои центральные органы. В России таким центральным органом по вопросам расследования преступлений является Генеральная прокуратура РФ в лице ее Следственного комитета.

Органы прокуратуры, юстиции и МВД ряда стран (особенно членов СНГ) нередко выполняют по поручениям из России не отдельные следственные действия, а их комплексы. При этом весьма полезна специализация следователей. Такие следователи должны: быть сведущими не только в криминалистике, но и в уголовном процессе стран, с которыми имеются договоры о правовой помощи; знать основы дипломатического и консульского права; уметь хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, учитывая, что многие вопросы, важные для расследования, не регламентированы либо отдельные нормы, регулирующие сходные отношения, в УПК разных стран не совпадают. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.174.

После вступления Российской Федерации в Международную организацию уголовной полиции проведена большая работа по укреплению организационно-правовой базы взаимодействия с другими государствами в рамках Интерпола. Тенденция к расширению транснациональной преступности, значительная активизация связей преступников с представителями уголовного мира за рубежом побуждает к этому как Россию, так и другие страны. Использование опыта и возможностей международного сообщества, активное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств являются важными предпосылками эффективного расследования преступлений, совершенных в России иностранными гражданами.

Активное взаимодействие Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России налажено с Генеральным секретариатом Интерпола, а также с соответствующими службами многих государств - членов этой международной организации. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России оно, наряду с другими функциями, решает задачи, важные для расследования преступлений иностранных граждан:

Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств - членов Интерпола просьбы правоохранительных органов РФ о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений;

Принимает к исполнению аналогичные просьбы и извещения Генерального секретариата и НЦБ государств - членов Интерпола, обеспечивает перевод, организует мероприятия по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых по их просьбам, информирует об этом правоохранительные органы РФ;

При необходимости направляет в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведения о преступлениях, совершенных в России иностранными гражданами, а также об иностранных гражданах, задержанных в РФ по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных.

Кроме того, НЦБ Интерпола в России ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищенных произведений искусства и антиквариата; похищенных и обнаруженных автомобилей и др. Поэтому без тесного взаимодействия с отечественным НЦБ Интерпола раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами, очень трудноосуществимо.

Поводами к возбуждению дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или против них, чаще всего бывают заявления граждан России либо самих иностранцев (обычно потерпевших от преступления), а также сообщения государственных учреждений и частных фирм: органов МИДа, внешнеторговых и туристических фирм, медицинских, учебных учреждений, совместных предприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела нередко становится и непосредственное обнаружение преступления органом дознания (ДТП с участием транспортного средства под управлением иностранного гражданина; хулиганства; контрабанды).

Заявление или сообщение о преступлении может быть, как письменным, так и устным. Если заявление сделано на иностранном языке в письменном виде, должен быть срочно обеспечен перевод заявления на русский язык. Если иностранец обратился с устным заявлением, необходимо пригласить переводчика, чтобы получить более подробную информацию о случившемся и составить протокол. Безотлагательно надо выяснить, не пользуется ли заявитель дипломатическим иммунитетом, исключающим ответственность за ложный донос. При отсутствии такового его следует предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Наличие дипломатического иммунитета можно установить, выяснив должностное положение иностранного гражданина, изучив предъявленные им документы, побеседовав с представителями МИДа и его органов на местах, другого ведомства, куда прибыл иностранный гражданин, или иной принимающей его организации. Выяснение вопроса об иммунитете необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также и на всех последующих стадиях следственного производства.

В ряде российских органов внутренних дел протоколирование устных заявлений иностранцев осуществляются на бланках заявлений, выполненных на наиболее распространенных иностранных языках. Их заполнение заявителем на языке, которым он хорошо владеет, обеспечивает точность и полноту ответов на поставленные в бланке вопросы, даже если в момент обращения с заявлением о случившемся нет переводчика.

Допрос иностранного гражданина должен проводиться в отдельном кабинете, оборудованном аппаратурой для видеозаписи хода и результатов допроса, с участием квалифицированного переводчика. Следователю необходимо точно определить предмет допроса, проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого, при необходимости перевести отдельные документы на понятный ему язык.

Сведения, характеризующие личность допрашиваемого, можно почерпнуть из его личных документов, материалов уголовного дела, из допросов переводчиков, гидов туристических групп (если проходящее по делу лицо - иностранный турист), преподавателей и соседей по общежитию (в отношении иностранных студентов). Иногда подготовка к допросу должна включать ознакомление следователя с правовыми принципами страны, историей, географическим положением, гражданином (подданным) которой является допрашиваемый. Незнание вещей, близких и понятных допрашиваемому, может затруднить установление психологического контакта, что и без того бывает не просто сделать.

Время и место допроса выбираются с учетом срока пребывания иностранного гражданина в РФ, его маршрута и других обстоятельств. Здесь часто возникает необходимость выезда следователя в командировку, направления срочных отдельных поручений о допросе, если подлежащий допросу иностранец уже находится в другом городе.

Согласие лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, на производство его допроса должно быть получено через МИД или его представителей на местах. Вызывать на допрос иностранного гражданина, не обладающего дипломатическим иммунитетом, лучше не повесткой, а через администраторов фирм, руководителей делегаций, капитанов иностранных судов (в отношении моряков и пассажиров). Учащихся и студентов целесообразно вызывать через администрацию учебных заведений или через руководство землячеств иностранных студентов. На практике нередко просят переводчика или представителя администрации проводить вызываемого в здание следственного органа, где будет проходить допрос. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.184.

Особенно сложно бывает установить психологический контакт и получить правдивые показания при допросе в качестве подозреваемого иностранного гражданина, выражающего подчеркнуто недоброжелательное отношение к российскому правопорядку. В таких случаях следователю нужно вести себя сугубо официально, проводить беседу с позиции: "Я расследую преступление, за которое по российским законам предусмотрена уголовная ответственность, поэтому вам следует отвечать на все вопросы".

Следственный осмотр чаще всего проводится по уголовным делам об автотранспортных происшествиях и кражах чужого имущества, а также по некоторым иным составам. Присутствуя при осмотре, иностранный гражданин может убедиться в объективности действий следователя, в его непредвзятости, что в дальнейшем облегчает установление с ним психологического контакта. На месте он лично воспринимает последствия происшествия, уличающие его обстоятельства, а также факты, опровергающие или подтверждающие его доводы.

Для правильного определения размера причиненного материального ущерба и обеспечения его возмещения целесообразно выяснить, сколько денег (и в какой валюте), других ценностей имел при въезде в Россию иностранный гражданин, какие средства есть на его банковских счетах в стране пребывания. В этих целях может быть произведен осмотр документов, в частности таможенных деклараций. Копии документов могут быть приобщены к уголовному делу. Стоимость иностранных товаров, вещей, ставших предметом преступного посягательства, нужно выяснить (путем допросов и назначения товароведческих экспертиз) как в иностранной валюте, так и в ценах, действующих в РФ на момент расследования.

  • 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
  • Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
  • 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
  • 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
  • Конституционный контроль за проведением выборов и ре­ферендума
  • Официальное толкование норм Конституции
  • 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
  • Глава 5 органы юстиции республики казахстан
  • 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
  • 5.2. Основные функции органов юстиции.
  • 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
  • 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
  • Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
  • 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
  • 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
  • 6.3. Система и структура органов прокуратуры
  • 6.4. Основные направления прокурорского надзора
  • 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
  • 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
  • 6.8. Надзор за законностью административного производства
  • 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
  • Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
  • 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
  • Служба охраны Президента Республики Казахстан
  • Служба внешней разведки «Сырбар»
  • 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
  • 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
  • Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
  • 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
  • 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
  • 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
  • Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
  • 9.2. Органы предварительного следствия
  • 9.3. Органы дознания и их задачи
  • 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
  • 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
  • 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
  • 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
  • Глава 11 таможенные органы республики казахстан
  • 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
  • 11.2. Принципы и система таможенных органов
  • 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
  • 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
  • 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
  • Глава 12 нотариат в республике казахстан
  • 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
  • 12.2. Правовые основы и функции нотариата
  • 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
  • 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
  • Глава 13 адвокатура республики казахстан
  • 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
  • 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
  • 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
  • Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
  • 14.1. Основные правовые системы мира
  • 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
  • 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
  • 14.4. Правоохранительные органы Франции
  • 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
  • 14.6. Правоохранительные органы Японии
  • 14.7. Правоохранительные органы стран снг
  • Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
  • 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
  • 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
  • 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
  • Программа учебного курса
  • Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
  • Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
  • Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
  • Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
  • Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
  • Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
  • Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
  • Тема 10. Органы финансовой полиции
  • Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
  • Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
  • Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
  • Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
  • Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
  • Нормативные акты и литература
  • Содержание
  • Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
  • 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью

    В настоящее время уже действуют многочисленные двусторон­ние и многосторонние международные конвенции, иные договоры о борьбе с общеуголовной преступностью и преступлениями меж­дународного характера. Еще в 1889 году Международный союз уголовного права впервые констатировал возникновение между­народной преступности и призвал полицейские службы разных стран предпринять совместные международные акции по пред­упреждению и пресечению преступности. С 1946 года Интерпол осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению общеуголовной преступности на основе принципа суверенного ра­венства государств-участников, невмешательства в их внутренние дела, уважения прав и свобод человека при неукоснительном со­блюдении общих принципов международного права 70 ".

    Уполномоченным органом по выполнению международных со­глашений об оказании правовой помощи по гражданским, семей­ным и уголовным делам, обеспечению законности в этой сфере является Прокуратура.

    Генеральная прокуратура Республики Казахстан является цен­тральным компетентным учреждением по исполнению обращений иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и юридических лиц на территории республики.

    В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 12 Закона «О Прокуратуре» Гене­ральная прокуратура Республики Казахстан представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества, что по­зволяет ей в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и между­народными организациями, сотрудничать с ними, заключать согла­шения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров. Прокуратура принимает решение о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД РК с запросом о задержании и этапировании, сооб­щает запрашиваемой стороне необходимую информацию.

    Данное направление деятельности органов прокуратуры приоб­рело особую актуальность и практическую значимость с момента приобретения республикой суверенитета.

    Содействие в реализации этой практики и инкорпорация таких актов в национальное законодательство относится также к одной из основных задач Координационного совета Генеральных про­куроров. Необходимость усиления борьбы с преступностью по­требовала дальнейшего совершенствования координационной деятельности органов прокуратур СНГ. В этой связи в г. Москве 25 января 2000 г. было принято Положение о Координационном совете Генеральных прокуроров Содружества Независимых Госу­дарств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ.

    Основными задачами Координационного совета являются: со­гласование и объединение усилий, координация действий, расши­рение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и право­порядка, борьбе с преступностью; разработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ. Решением Координационного со­вета Генеральных прокуроров государств-участников СНГ от 22 мая 2003 г. приняты Регламент работы, Положение о Секретариате и Положение о Научно-методическом центре Координационного совета Генеральных прокуроров.

    В соответствии с нормами международных договоров, ратифи­цированных Республикой Казахстан, и главы 55 УПК РК органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по во­просам экстрадиции, уголовного преследования, исполнения след­ственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора. Из года в год расширяется международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья. Расширяя сферу своего сотрудничества, прокуратура Казахстана в 1998 г. вступила полноправным членом в Международную ассоциацию прокуро­ров (МАП) и приняла участие в ее конференциях (Пекин и Кейп­таун). Международная ассоциация прокуроров основана 6 июня 1995 г. и в ее состав входят 54 государства. Ассоциация содейству­ет созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью, а также направляет свои уси­лия на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, на оказание консультативной помощи и защите прав человека.

    Также Генеральный Прокурор Республики Казахстан является членом Совета Генеральных Прокуроров стран-участниц Шанхай­ской Организации Сотрудничества (ШОС). Рабочие экспертные группы Генеральной прокуратуры во взаимодействии с коллегами из зарубежных стран принимают активное участие в выработке ре­шений по проблемам регионального взаимодействия правоохра­нительных органов. В рамках ШОС Республика Казахстан являет­ся участником Шанхайской Конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активно работает над созданием регионального антитеррористического центра в г. Бишкеке.

    Таким образом, основными направлениями прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества являются:

      оказание правовой помощи по уголовным делам, экстради­ция и транзит.

      передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбыва­ния наказания в государстве, гражданином которого оно является;

      разработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере;

      надзор за законностью заключения, исполнения и денонса­ции международных договоров государственными органами;

      координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;

      иные вопросы международного характера, входящие в ком­петенцию органов прокуратуры.

    Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Депар­таментом международного сотрудничества Генеральной прокура­туры Республики Казахстан.

    Надзор в сфере международно-правового сотрудничества дол­жен обеспечивать:

      соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняе­мых законом интересов общества и государства в процессе за­ключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;

      обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;

      законность заключения, исполнения и денонсации междуна­родных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;

      исполнение международных обязательств Республики Казах­стан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц, совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лише­нию свободы, для отбывания наказания в государстве, граждани­ном которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;

      осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными органи­зациями и сообществами.

    Сотрудничество других правоохранительных органов со специ­альными службами и органами иностранных государств, между­народными правоохранительными организациями осуществляется на основе международных договоров Республики Казахстан.

    Органы иных государств, которым предоставлено право осу­ществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодейству­ют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных зако­ном и соответствующими договорами и соглашениями. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и преде­лах, устанавливаемых законом, а также законодательством этих го­сударств на основе соответствующих договоров и соглашений.

    Основные положения о порядке взаимодействия органов, веду­щих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и долж­ностными лицами иностранных государств по уголовным делам регламентированы главой 55 УПК РК. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР, демократизация жизни общества значительно расширили международные контакты Ре­спублики Казахстан, упростили въезд и выезд граждан за рубеж. К сожалению, отдельные лица, совершившие преступления, умело пользуются различиями в правовых системах стран, скрываясь от правосудия за пределами своих государств, и нередко получают возможность избежать ответственности. В сложившейся ситуации требуется объединение усилий правоохранительных органов мно­гих государств для изобличения преступников.

    Преступность не знает границ, поэтому расширение междуна­родного сотрудничества в этой области стало неизбежным и ор­ганам прокуратур стран СНГ приходится совместно решать про­блемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и на­рушениями установленного правопорядка. За годы становления суверенитета Казахстан уделял особое внимание вопросам взаи­модействия с другими государствами в борьбе с преступностью, особенно в рамках СНГ.

    Первым крупным шагом на пути объединения усилий государств участников СНГ в борьбе с криминалом стала Программа со­вместных мер по борьбе с организованной преступностью и ины­ми опасными видами преступлений (1993 г.), правовой базой для которой послужила подписанная главами государств Содружества в Минске Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В условиях про­зрачности границ, сложной социально-экономической ситуации во многих государствах СНГ шел поиск новых форм сотрудничества, направленных на улучшение информационного обеспечения, гар­монизации правовой базы, проведения конкретных согласованных мероприятий силовыми структурами в ходе расследования дел, на эффективное осуществление прокурорского надзора.

    В этой связи в мае 1996 г., решением Совета глав государств была утверждена новая Межгосударственная программа совмест­ных мер по борьбе с организованной преступностью и иными ви­дами опасных преступлений на территории государств - участни­ков СНГ. Она сыграла заметную позитивную роль в налаживании и расширении взаимодействия правоохранительных органов Содру­жества. Во многом благодаря ей совместная работа в правоохрани­тельной сфере стала более динамичной, охватывающей широкий круг вопросов в отношениях между государствами.

    25 января 2000 г. Совет глав государств Содружества утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с пре­ступностью, в соответствии с которой Правительство Республики Казахстан разработало национальный план действий по ее реали­зации. В организационном плане, в отличие от прошлой практики, за выполнение программы и многих намеченных конкретных ме­роприятий, наряду с государствами Содружества ответственны от­раслевые межгосударственные органы, в т. ч. и Координационный совет Генеральных прокуроров.

    Важно отметить, что присоединившись к международным Кон­венциям, Казахстан принял на себя ряд важных обязательств. В частности, в соответствии с Венской Конвенцией о консульских отношениях (1963 г.), республика гарантировала своевременно извещать иностранные дипломатические представительства о за­держании иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории Казахстана. В соответствии с Конституцией РК иностранцы и лица без гражданства в республике пользуются пра­вами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК, если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами. Иностранными гражданами в Ре­спублике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принад­лежности к гражданству иного государства.

    По общему правилу иностранные граждане несут ответствен­ность за все правонарушения (преступления) наравне с граждана­ми страны пребывания и по законам этого государства. Некоторые категории иностранцев в силу своего должностного положения, международного статуса, пользуются иммунитетом (неприкосно­венностью). Перечень таких лиц предусмотрен Венской Конвенци­ей о дипломатических отношениях, закреплен в УПК РК. Однако на практике могут возникнуть сложности, связанные с толковани­ем отдельных положений законов применительно к конкретному иностранцу, задержанному по подозрению в совершении право­нарушения. В этом случае сведения о наличии иммунитета могут быть получены через МИД РК.

    Межгосударственные отношения по вопросам уголовного пре­следования граждан базируются на договорах о правовой помощи по уголовным делам. Преобладающее большинство договоров, за­ключенных и ратифицированных республикой, являются двухсто­ронними. Уголовное преследование, как правило, осуществляется по инициативе прокурора, следователя, дознавателя и является правом государства, которое осуществляется посредством решения Генерального Прокурора Республики Казахстан. Международные договоры не содержат определение понятия «уголовное преследо­вание». Оно дается в национальных законодательствах государств. В Республике Казахстан оно определено п. 13 ст. 7 УПК РК.

    В зависимости от места совершения преступления и граждан­ства лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении престу­пления, уголовное преследование осуществляется по поручению компетентного учреждения иностранного государства или по по­ручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, или уполномоченного им прокурора в централизованном порядке пу­тем сношения через компетентные учреждения юстиции. В случае отсутствия Договора о правовой помощи Стороны могут ссылать­ся на принцип взаимности, когда одна из Сторон берет на себя обя­зательство осуществить уголовное преследование по поручению другой Стороны. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 521 УПК РК.

    Таким образом, под уголовным преследованием в сфере между­народного сотрудничества следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров либо на принципе взаимности и нормах национального законодательства, при наличии поручения об осуществлении уго­ловного преследования в отношении определенного лица, привле­каемого в качестве подозреваемого или обвиняемого для обеспече­ния неотвратимости наказания за совершенное преступление.

    Уголовное преследование гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного госу­дарства и находящегося на территории Казахстана, осуществля­ется путем обращения компетентного учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования гражда­нина Республики Казахстан.

    Уголовное преследование иностранного гражданина, совер­шившего преступление на территории Республики Казахстан и выехавшего за ее пределы, осуществляется органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится дело. В частности, выносится мотивированное постановление о приоста­новлении производства по делу, а также постановление о передаче уголовного дела по подследственности или подсудности; заверяет­ся и скрепляется гербовой печатью каждый из находящихся в деле документов; прилагается перевод документов и уголовного дела (материала), составленных на казахском либо русском языках, на государственный язык запрашиваемой Стороны либо на язык, установленный международным договором.

    Одним из важных инструментов при осуществлении уголовно­го преследования является экстрадиция лиц, совершивших пре­ступления. Заметим, что широко применяемые в юридической литературе термины «экстрадиция» и «выдача» являются словами - синонимами. Суть института экстрадиции (выдачи) выражает общепризнанный принцип - «aut dedre aut judi саге» - лицо, со­вершившее преступление, должно понести суровое наказание в отране совершения преступления, либо в стране, где оно было за­держано, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.

    Экстрадиция (выдача) - это акт международной правовой по­мощи, заключающийся во взаимоотношениях между суверенными государствами в целях привлечения лица, совершившего престу­пление, к уголовной ответственности либо для приведения при­говора суда в исполнение. Субъектом экстрадиции может быть физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления (обви­няемый) или же осужденное за совершение преступления (осуж­денный). Лицо подлежит экстрадиции при условии его наказуемо­сти по уголовному законодательству договаривающихся сторон. Во всех случаях, согласно международным договорам, подлежат экстрадиции независимо от меры наказания лица, совершившие преступления, связанные с наркотиками, терроризмом и угоном самолетов.

    Таким образом, под экстрадицией (выдачей) следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на поло­жениях международных договоров и нормах национального зако­нодательства, при наличии требования о выдаче, заключающийся в процессе передачи обвиняемого или осужденного в целях при­влечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора суда, вступившего в силу.

    Важную норму об экстрадиции содержит ст. 8 УК РК о том, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, мо­гут быть выданы только в соответствии с международным договором Республики Казахстан. Международная договорная практика Казах­стана идет по пути невыдачи собственных граждан, за совершенные ими ранее преступления вне пределов Казахстана. Более того, в Кон­ституции (ст. 11), в Законе «О гражданстве» (ст. 8), в Уголовном кодек­се (ч. 1 ст. 8) предусмотрено положение о том, что Республика Казах­стан придерживается принципа невыдачи собственных граждан. Причина невыдачи заключается в общепризнанном принципе ува­жения государственного суверенитета и во взаимной ответствен­ности личности и государства.

    Вместе с тем отказ в выдаче лиц, совершивших преступление, не всегда означает, что лицо, совершившее преступление на терри­тории другого государства, остается безнаказанным. В отношении него возможно осуществление уголовного преследования путем направления уголовного дела в компетентное учреждение запра­шиваемой Договаривающейся Стороны. Подобная практика харак­терна для тех случаев, когда отказы в выдаче следуют по причине принадлежности к гражданству того или иного государства.

    Основополагающим документом для осуществления экстради­ции является требование об экстрадиции. Требование об экстра­диции является официальным межгосударственным документом, исходящим от Генерального Прокурора или уполномоченного им прокурора, адресованное компетентному должностному лицу ино­странного государства.

    В течение семидесяти двух часов с момента задержания дол­жен быть решен вопрос о применении экстрадиционного ареста путем направления в суд соответствующего ходатайства прокуроpa. При решении вопроса о применении экстрадиционного ареста надлежит тщательно ознакомиться со "всеми материалами, содер­жащими основания для применения ареста, выяснить, в том числе путем опроса задержанного, цель его приезда в Республику Казах­стан, место, время проживания и регистрации, гражданство, об­стоятельства его уголовного преследования.

    При обращении в прокуратуру области осужденного к лише­нию свободы лица, не являющегося гражданином Республики Ка­захстан, с заявлением о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в иностранное государство прокуратура области пред­ставляет в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан все необходимые материалы в отношении осужденного, предусмо­тренные национальным законодательством и международными договорами.

    С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

    • - международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
    • - международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

    К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

    • - Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
    • - Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

    Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

    Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

    Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

    • (1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,
    • (2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,
    • (3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

    На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

    • 1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.
    • 2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
      • - создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и
      • - формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
    • 3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
    • 4. Международный уголовный суд.

    Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007..

    Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

    • - международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
    • - специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;
    • - международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;
    • - международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

    Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

    Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

    Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

    Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

    Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

    Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

    И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Международные правоохранительные организации: понятие и классификация

    1. Понятие о международных правоохранительных организациях

    преступность экономический суд европейский

    Борьба с преступностью внутри государства, как отраслевое направление правоохранительной деятельности, имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках публичной властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц на основе принципа публичности. Так, к примеру, М.С. Строгович писал: «Принцип публичности уголовного процесса заключается в том, что органы следствия и дознания, прокуратура и суд при возбуждении, расследовании и разрешении отнесенных к их компетенции уголовных дел, действуя в интересах советского государства и социалистического общества, обязаны принимать все законные меры и совершать законные действия для раскрытия преступлений, изобличения и наказания преступников, для выяснения всех существенных обстоятельств дела, для охраны прав и законных интересов участвующих в производстве по делу лиц (выделено автором), не ставя совершение этих действий в зависимость от усмотрения заинтересованных лиц и организаций» 1См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1. - С. 136. . Принцип публичности находит свое закрепление в различных отраслях внутригосударственного права, регулирующих правоохранительную деятельность.

    На международном уровне базовым принципом борьбы с преступностью также является принцип публичности, поскольку она представляет собой одно из направлений международного сотрудничества.

    В таком сотрудничестве участвуют:

    Государства, как основные субъекты международных отношений и права;

    Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

    Они являются носителями властных [иными словами - публичных] полномочий и обладателями международной правосубъектности. Их отношения регулируются нормами международного права.

    Кроме того, в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью участвуют и субъекты внутригосударственных правоотношений - национальные правоохранительные органы и суды, которые непосредственно реализуют международно-правовые обязательства государств в этой сфере. В частности, именно они на основании международных договоров участвуют:

    В пресечении готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий;

    В оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства;

    В сотрудничестве с международными организациями и их органами, отправляющими правосудие по делам о международных преступлениях;

    В исполнении уголовных наказаний, назначенных лицам, виновным в совершении международных преступлений, а также иностранными судами;

    В постпенитенциарном воздействии;

    В оказании материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне.

    Роль различных международных организаций в борьбе с преступностью на международном уровне неодинакова. Она зависит от компетенции организаций, определяемой их уставами. Государства, создавая международные организации, разрабатывая их уставы, наделяя их тем или иным объемом прав и обязанностей, исходят из целей и задач этих организаций, той роли, которая отводится им в системе международных отношений.

    Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

    Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей» См.: Устав Организации Объединенных Наций. . Понятно, что разрешение таких проблем, зачастую, невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Данное обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН целого ряда международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

    Таким образом, можно констатировать, что Организация Объединенных Наций в связи с осуществлением своей основной деятельности участвует в принятии согласованных мер по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве международно-правовой основы межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

    Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности причастны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.

    Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.

    Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.

    Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».

    В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

    Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.081995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» См.: Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33. - Ст. 3349. , при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г.

    1, предусмотрено, что одном из основных направлений международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми. В таком контексте данное словосочетание используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документов.

    Данная терминология известна и международному праву. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документов Организации Объединенных Наций применяются понятия: международные организации по сотрудничеству между право-охранительными органами (international law enforcement cooperation bodies), международные правоохранительные органы (international law enforcement community), международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities), межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).

    Вместе с тем в этих документах отсутствует определение и исчерпывающий перечень международных организаций, основным предметом деятельности которых является международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

    Восполнение данного пробела в настоящее время видится задачей юридической науки и практики1. Ныне мы можем говорить о некоторых критериях, наличие которых позволяет относить конкретную международную организацию или ее орган к международным правоохранительным организациям.

    Во-первых, такие организации наделены компетенцией осуществлять международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Эта деятельность является для них основной.

    Во-вторых, международные правоохранительные организации уполномочиваются осуществлять эту деятельность на основе соглашений между государствами, которые, как правило, находят свое выражение в их уставах, а реже - в иных международно-правовых документах (международных договорах, заключенных государствами с международными организациями, резолюциях и других актах). Этими соглашениями определяется объем международной правосубъектности международных правоохранительных организаций. В силу этого международными правоохранительными организациями могут являться только международные межправительственные организации, учрежденные межгосударственным договором, или органы таких организаций, выражающие совокупную волю объединения суверенных государств.

    В-третьих, обладая серьезными позитивными потенциалами, международные правоохранительные организации не играют самодовлеющей роли и не могут определять развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Основными субъектами системы международных отношений в этой сфере являются государства, в то время как международные правоохранительные организации в целом являются элементами вторичного порядка. Их реальные возможности ограничены объемом компетенции, переданной им государствами.

    В-четвертых, международные правоохранительные организации имеют постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, достаточной для участия в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

    В-пятых, международные правоохранительные организации осуществляют свою деятельность не в произвольном порядке, а в определенных организационно-правовых формах, с соблюдением установленных международным правом правил и процедур и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

    В-шестых, международные правоохранительные организации наделены полномочиями в рамках международного сотрудничества по применению мер принуждения в борьбе с международными преступлениями, преступлениями международного характера и, при определенных обстоятельствах, с транснациональными преступлениями, посягающими на внутригосударственный правопорядок, или по координации применения такого принуждения.

    В-седьмых, деятельность международных правоохранительных организаций в сфере борьбы с преступностью направлена на обеспечение соблюдения принципа индивидуальной уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Иными словами, они осуществляют свою деятельность в сфере уголовной юрисдикции.

    В-восьмых, отказ отдельных государств-участников от сотрудничества с международными правоохранительными организациями или с другими государствами-участниками влечет за собой международно-правовую ответственность.

    На основе изложенного можно определить, что международные правоохранительные организации - это объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, или органы таких объединений, созданные на основе межгосударственного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа), имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубьектностью, осуществляющие с соблюдением общепризнан-ных принципов и норм международного права деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от международных преступлений, преступлений международного характера, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, и борьбу с такими преступлениями.

    2. Классификация международных правоохранительных организаций и их общая характеристика

    С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

    Международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;

    Международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

    К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

    Международная организация уголовной полиции (Интерпол);

    Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

    Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

    Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

    Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

    (1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,

    (2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,

    (3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

    На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

    1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.

    2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):

    Создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и

    Формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.

    3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.

    4. Международный уголовный суд.

    Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007. .

    Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

    Международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;

    Специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;

    Международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;

    Международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

    Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

    Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

    Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

    Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

    Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

    Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

    И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

    Список использованной литературы

    1. Устав Организации Объединенных Наций.

    2. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. - Т. 1.

    3. Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. - № 33.

    4. Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007.

    Размещено на Allbest.ur

    Подобные документы

      Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2007

      Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2008

      Общая характеристика системы международных экономических организаций. Эволюция международных организаций. Современная Россия в системе и международных экономических организаций. Белоруссия как стратегический партнер России в рамках ООН и ОБСЕ.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2006

      Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.

      курсовая работа , добавлен 28.12.2010

      Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.

      дипломная работа , добавлен 01.12.2010

      Причины возникновения международных экономических организаций, их классификация (входящие и не входящие в систему ООН, региональные). Регулирующая, контрольная и оперативная функции. Характеристика деятельности международных экономических организаций.

      презентация , добавлен 20.01.2012

      Анализ глобальных международных финансово-кредитных организаций: Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, группа организаций всемирного Банка. Характеристика проблем и путей реформирования международных финансово-кредитных организаций.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2010

      Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.

      реферат , добавлен 06.08.2012

      Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2010

      Особенности объединения государств, которые порождают новый субъект международного права, отличный по своему юридическому статусу от создавших их государств. Характеристика международных организаций и конфедераций (наднациональных организаций) государств.