Конспект урока

по русского языка для 2 класса

на тему:

«Род имён существительных.

Определение рода имён существительных»

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.

Метапредметные УУД:

познавательные

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные

Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;

Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;

коммуникативные

Работать с учителем;

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать в группе.

Личностные УУД:

Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;

Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;

Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Самоопределение к деятельности.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Каждый выполняет пожелания учителя.

Работа в парах.

Презентация.

Актуализация знаний

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Двадцать шестое января

Классная работа.

На доске запись:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Сегодняшний урок предлагаю провести под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.

Словарная работа

Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

Вспомним: первое слово пишется с заглавной буквы.

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (а втобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда (тролл ейбус)

В жёлтом море корабль плывёт.

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (ко мбайн)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (тра ктор)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд. (ра кета)

Ребята, что объединяет эти слова?

(они отвечают на вопрос что?)

Что они обозначают?

(обозначают предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

Какой частью речи они являются?

Что такое имя существительное?

Ребята, запомните правописание данных слов, это словарные слова. Давайте выделим орфограммы в словах.

Актуализация знаний.

У нас на уроке сегодня присутствует кот Леопольд, который будет путешествовать с нами весь урок и помогать вам узнавать новое.

Он предлагает интересное задание: у вас на столах лежат карточки с заданиями, необходимо записать эти слова, исключив лишнее слово.

1 группа - мама, девочка, погода, кофта, летит.

2 группа – папа, красивый, мальчик, дядя, свитер.

3 группа – крыло, яркое, солнце, веселье, колесо.

Ребята, а какие же слова можно употреблять в речи вместо существительных? Эти слова указывают на них, но не называют (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке – ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

Ребята, дайте продолжим работу с этими же словами. Я предлагаю придумать предложение с одним из данных слов, записать его в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Что является грамматической основой?

Например:

Мама пошла лес.

2 группа-

Папа строил дом.

3 группа-

Солнце светит ярко.

А теперь попробуем заменить подлежащее, выраженное существительным местоимением.

Например:

Она пошла лес.

2 группа-

Он строил дом.

3 группа-

Оно светит ярко

Как же определить женский род, мужской или средний? (Заменить местоимением)

Ребята, какие местоимения помогут нам в этом? (он, она, оно)

Дети разбиты на 3 группы.

Осуществляют анализ материала.

Групповая работа, презентация,

Элементы игра «Найди лишнее».

Постановка учебной задачи.

Есть ли отличие у существительных первой группы, второй и третьей?

Какое? (у них разные рода)

О чём же будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, мы узнаем новый грамматический признак имени существительного – род.

Сформулируйте тему нашего урока:

«Род имен существительных»

Итак, ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой?

(задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных, выявить признаки каждого рода).

Итак, мы научимся распознавать род имени существительного .

Но чтобы вы лучше разобрались с темой нашего урока, я хочу вас познакомить с одной очень интересной сказкой.

В одном королевстве жили имена существительные. Сначала имена сущ. были очень и очень похожи, что сама королева их путала. И вот королева издаёт указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но сначала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова, делили. Да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала:
- Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, брат, дядя, стол и др.)
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, дочь, мама, весна и др.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: окно, солнце, небо и др.)»
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

Анализируют, опираясь на собственный опыт, знания.

Беседа с подводящая к теме.

«Открытие нового знания».

(8 минут)

Стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Русский язык-это целая наука. И практические знания должны опираться на науку. Поэтому давайте прочитаем правило на стр. 25

Самостоятельная работа, анализ и синтез, развитие речи.

Работа с учебником.

Групповая работа, диалог, подводящий к открытию знания.

Первичное закрепление

Стр. 25 упр.39.(определение рода сущ.)

1 ученик записывает слова жен. рода (волна, тетя, земля, девочка, метель)

2 ученик записывает слова муж. рода (дядя, стол, дедушка, мальчик, диван)

3 ученик записывает слова ср. рода (гнездо, море, пальто, солнце, платье)

Итак, в какие три группы мы распределили слова? А как мы определили, к какой именно группе относятся слова? Какой вопрос мы задаем, что бы определить род?

Стр. 26 упр.40 (выделение окончаний сущ.)

Вывод: чтение материала об окончаниях на стр. 26.

Дети выходят к доске, определяют род существительных.

Работа у доски, комментированное письмо.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На слайде записаны существительные. Распределите их по родам в три столбика.

Сверяем свои ответы с ответами Леопольда.

Поднимите руки:

Кто выполнил правильно все задания?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Самостоятельно выполняют задание, находят ошибки.

презентация, самооценка.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, вот еще одно задание.

Прочитайте народные мудрости, объясните их смысл. Напишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Мир освещается со…нцем .

Дружба – великая сила.

Делать д…бро спеши.

Подчеркнем имена сущ., попробуем определить род.

Мир - муж. р.

Солнце – ср. р.

Дружба - жен. р.

Сила – жен. р.

Добро - ср. р.

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Давайте вспомним секрет запоминания родов:

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Выполнение упр. 41 (устно определение рода сущ.) Письменно на доске морфемный разбор слов

Оленька, полюшко.

Дети коллективно объясняют смысл пословиц, находят существительные, определяют род и думают к какому шифру относится предложение. Записывают в тетрадь, помогая друг другу в написании букв.

Проверяем написание, проговаривая орфограммы.

Морфемный разбор слов у доски

Фронтальная работа, комментированное письмо, анализ материала

Рефлексия деятельности.

Вернёмся к началу урока:

Какую тему урока мы сформировали в начале?

Каковы были задачи нашего урока?

А выполнили ли мы с вами эти задачи?

Что нового узнали на уроке?

А какое задание вам понравилось больше всего?

У каждого из вас есть смайлик, я попрошу вас дорисовать его, изобразив ваше настроение на данный момент (улыбка, равнодушие или грусть).

Ответы детей.

Задание на дом.

Стр.26 №42, правила на стр. 25-26

Озвучиваю оценки за урок.

Мне было приятно с вами работать. Вы большие молодцы. Активные и умные ребята! Желаю вам успехов!

Записываем задание в дневник.

Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом).

Урок русского языка с применением средств ИКТ

ГОУ ЦО №1178

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ в 3 классе «Б»

(«Школа России»)

Тема урока:

«Род имён существительных»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Андрианова А.С.

г. Москва

2007-2008 уч. г.

Пояснительная записка

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа России») по теме «Род имён существительных» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя;
  • Проекционный аппарат;
  • Экран (Смарт доска).

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP;
  • Microsoft Office XP;
  • Презентация Power Point.

План-конспект урока русского языка в 3 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Род имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • научиться распознавать род имён существительных.

Задачи урока:

  • формировать умение определять начальную форму имён существительных;
  • формировать умение определять род имён прилагательных;
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
  • формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
  • воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России»;
  • письменные принадлежности к уроку русского языка;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска, компьютерный класс (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

Этап урока

Ход урока

Примечания

Орг.момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете!

Чистописание

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Четырнадцатое февраля.

Классная работа.

Какие орфограммы (правила) спрятались в словах?

Напишите по образцу буквы, их элементы.

Какое слово спряталось в чистописании?

Какие рода вам известны?

У каких частей речи можно определить род? Приведите примеры.

Словарная работа

Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

Вспомним, первое слово пишется с заглавной буквы.

Итак, начнём… (по щелчку открываются картинки, запись словарных слов с комментированием)

1. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (метро )

2. Без языка живёт,

Не ест и не пьёт,

А говорит и поёт. (радио )

3. Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (вагон )

4. Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг .(лопата)

5. Через поле и лесок

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышно там. (телефон)

6. Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

(антенна )

7. Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь-

За море умчится. (письмо )

8. Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот многое знает. (газета )

9. Что за чудо, что за ящик?

Сам-певец и сам-рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

(телевизор )

10. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(машина)

Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что? , обозначают конкретные предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

Какой частью речи они являются?

Что такое имя существительное?

Сообщение темы и целей урока

(чтение стихотворений детьми)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Ребята, как вы думаете, какая будет тема у нас сегодня на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных.

Работа по учебнику

Откройте учебник на стр.19 и прочитайте правило.

Давайте сделаем вывод, как определить род имён существительных? Что для этого надо сделать?

Теперь попробуем применить правила на практике. Вернёмся к словарным словам и определим род (работа проводится устно)

Самостоят работа

Выполним самостоятельно в тетрадях упр.404 на стр.19 по вариантам

I в.-выписывает слова м. рода

II в.-выписывает слова ж. рода

III в.-выписывает слова ср. рода

Теперь проверим.

Коллективная работа

С какой частью речи чаще всего сочетаются им. существительные?

Я предлагаю вам составить по 3 словосочетания «сущ. + прил.», где имя существительное будет разных родов; даю вам прилагательное в начальной форме.

Например, прилагательное «синий». Подберите 3 имени существительных разных родов. Как узнать род имени прилагательного? Скажите, что изменялось у имени прилагательного? Какой вывод можно сделать?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Самостоятельная работа

Теперь попробуйте самостоятельно, по рядам, подобрать к именам прилагательным имена существительные разных родов, и у имён прилагательных выделите окончания. (проверяем окончания им.прил. по слайду)

Работа в тетради на печатной основе

Отложите свои рабочие тетради и откройте тетради на печатной основе на стр.9. Найдите упр.83 - Прочитайте. Вам приходилось наблюдать что-то подобное?

Возьмите, пожалуйста, свои карандаши и в тексте в скобках укажите род имён существительных.

Теперь проверим.

Ребята, а как вы смогли определить род у имени существительного « иголки », ведь это существительное стоит во мн.ч.?

Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

Значит, какой вывод можно сделать?

Откройте стр. 21 учебника и прочитайте правило.

По щелчку в скобках появляется род (для проверки).

Работа над предложением

Запишите в тетрадях предложение:

О чём говорится в предложении?

Какое это предложение? (простое, распространённое) Почему?

Выпишите словосочетания.

По щелчку высвечивается подчеркивание под словами и словосочетания.

Итог урока

Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

Как определить (узнать) род имени существительного?

В тетради на печатной основе на стр.7, упр.80 допишите ответ.

За работу на уроке получают «Пять» …..; «четыре» …

Д/з

Откройте дневники и запишите д/з: стр. 19, 21 – выучить правила, стр.20, упр.405

«Род имён существительных» - 3 класс «Школа России»

ГОУ ЦО № 1178


Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)
Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.

Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?

Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)

3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка. Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)

3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.

Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)

6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.

7. Работа с учебником. Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.

9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?

11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.

Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров

Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.

Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. Терпение и

Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.

Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон

Л_пата орф_грамма б_рёза

С_ребро ябл_ко прав_ло

Т_мат юн_ша ш_ссе

М_шина к_лендарь ч_рёмуха

Разделы: Начальная школа

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Тема. Род имён существительных.

Цель . Познакомить с приёмами определения рода имён существительных, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, формировать умение определять род имён существительных, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки,

познакомить с именами существительными общего рода, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика;

воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование : карточки с индивидуальными заданиями, карта успешности.

ХОД УРОКА.

1.Организация класса.

2.Повторение и обобщение изученного материала .

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам .

О какой части речи это стихотворение? Почему?

На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи. Мы уже многое знаем.

Какая часть речи называется именем существительным?

Что же мы уже знаем об этой части речи?

Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными и все свои наблюдения отображать на «карте успешности».

3.Сообщение целей урока.

На этой карте есть таблица, которая разделена на этапы урока и каждый этап обозначен ключевыми словами. Рассмотрите эту таблицу. Определите цели нашего урока.

4.Этап повторения.

а) На этом этапе мы с вами будем закреплять умение определять имя существительное, находить имена существительные среди других частей речи.

Работа в тетради.

КАРТОЧКА №1

Прочитайте слова записанные на карточке, определите среди них имя существительное.

Со рока, собираться, ста кан, с, сне гирь, саха р, светлый, светить, со бака, си ница, салютовать, са лют, собачий.

С какой буквы начинаются все слова?

1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст

2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова?

Подберите проверочные слова к выписанным именам существительным. Как можно проверить написание слов с непроверяемым гласным?

Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО?)

нарицательные имена существительные (ЧТО?)

Карточка успешности

3. Работа со скороговоркой:

Соседу Сене всё спать бы в сене.

Какие слова в данной скороговорке звучат одинаково?

А чем они отличаются?

4. Дифференцированное задание

Карточка №1

Составь и запиши два предложения с собственными и нарицательными именами существительными.

Карточка №2

Вспомни имена и клички персонажей сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик»

Деревянный мальчик _____________________.(Буратино)

Девочка с голубыми волосами ______________.(Мальвина)

Черепаха ______________.(Тортилла)

Лиса ___________________.(Алиса)

Кот __________________.(Базилио)

Владелец кукольного театра _____________________.(Карабас Барабас)

Карточка №3

Подчеркни собственные имена существительные.

Знаменитую собаку – разведчицу звали Джульбарс. Первой в космос полетела собака Лайка. Дважды побывала в космосе собака Белка.

(Проверка по 1 ученику каждого уровня.)

Карточка успешности

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Зимняя зарядка»

3. Актуализация опорных знаний.

(На доске ребус) шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

    Мотивация учебной деятельности.

1.Грамматическая сказка. Постановка учебной задачи.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.

А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.

Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)

А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)

Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)

Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

На доске появляется три дома, на каждом надпись: М.р., Ж.р., С.р.

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.

С тех пор существительное не путает род и говорит:

На доске:

2. Правило в стихах:

Женский род запомню я

И скажу: “Она - моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он - мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Теперь это правило и ваше,

Существительное вам его дарит.

А ещё Существительное приготовило для вас испытание.

Определите от какого дома ключ?

3. Работа в группах

1 группа подбирает слова мужского рода

2 группа подбирает слова женского рода

3 группа подбирает слова среднего рода

(Зачитываем и записываем по 3-4 слова в тетрадь в столбик)

Карточка успешности

    Морфологический разбор имени существительного.

Какой раздел русского языка изучает части речи? (МОРФОЛОГИЯ)

Сейчас мы с вами поработаем в паре (разбор имён сущ.)

Учащиеся выкладывают фишки, зачитывают 3-4 примера.

Карточка успешности

    Имена существительные общего рода.

- Род - это постоянный признак имени существительного.

Постановка проблемы

Появляются слова: тихоня УМНИЦА

Определите, какого рода данные существительные Ученики высказывают своё

мнение

Рядом со словами появляются имена «Лена – тихоня» , Ученики определяют род

«Вася -УМНИЦА»

Скажите, а сейчас мы можем определить род имени

существительного « тихоня » и «УМНИЦА».

Учитель меняет местами имена собственные и получается

«Лена - УМНИЦА », «Вася - тихоня »

А так можно сказать? Эти имена существительные

Что интересного вы заметили? могут быть как мужского,

так и женского рода?

Но род – это постоянный морфологический Почему некоторые имена

признак имён существительных. существительные могут

Какой возникает вопрос после рассмотрения быть как мужского, так

данных примеров? Какую проблему мы должны и женского рода?

решить на сегодняшнем уроке? Как называются такие слова?

Открытие новых знаний В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Как бы вы назвали род таких имён существительных?

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Прочитайте стихотворение Олега Григорьева

Ваза

Папа вазу опрокинул;

Кто его накажет?

Это к счастью, это к счастью, -

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью

Это сделал я!

Ты разиня, ты растяпа!-

Скажут про меня.

(О. Григорьев)

Найдите имена существительные общего рода.

Определите их род. Какое слово вам помогло?

Карточка успешности

4.ИТОГ УРОКА

Построение снеговика

Анализ карты успешности ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Игра «Подарок от Снеговичка»

Девочки- груши, мальчики – банан, а гостям – яблоки.