Убеждения и жизнь баптистов в Украине как результат духовного поиска народа

Т pu года назад исполнилось 400 лет одной из самых больших конфессий мирового христианства - баптистской . По данным Госдепартамента по вопросам национальностей и религии Украины , баптизм исповедуют более миллиона украинцев . Не форма , традиции или обряды , а благочестивая жизнь является отличительной чертой евангельских христиан баптистов . Кто эти люди , которые глубоко изучают Библию и желают служить Христу не только во время церковных собраний , но и в повседневной жизни ?

Кто такие баптисты ?

Слово «баптист» происходит от греческого слова «баптизо» и обозначает собой крещение (буквально — «погружение»). В основе баптистского вероучения лежит принцип добровольного и сознательного крещения взрослых людей по вере в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Во что верят баптисты ?

Фундаментом веры и жизни баптистов является Слово Божье. Будучи христианами, они признают Библию Боговдохновенной Книгой, включающей в себя 66 книг и состоящей из Ветхого и Нового Завета. Личное исследование Библии и исполнение заповедей Христа, по убеждению баптистов, является единственным истинным путем для познания Бога.

Учение о Боге соответствует традиционному христианскому пониманию, которое сложилось еще в I века. Баптисты исповедуют триединство Бога — Отца, Сына и Духа Святого, каждое Лицо Которого имеет все атрибуты Бога. Баптисты признают Христа единственным посредником между Богом и людьми, верят в Его искупительную жертву.

Учение о человеке заключается в понимании полной испорченности грехом его природы. Спасение возможно лишь благодаря благодати Божьей (Ефесянам 2:8-9) и личной вере. Важнейшим моментом жизни человека считается обращение к Богу через раскаяние перед Ним в своих грехах. Благодаря смерти Христа за грехи человека, в момент покаяния Бог прощает его, дарует ему спасение и вечную жизнь. Это изменение проявляется в повседневной жизни человека. Дух Святой, Который с тех пор живет в человеке, побуждает его к молитве, исследованию Библии, укрепляет веру, вдохновляет на добрые поступки, учит, обличает в грехах, утешает, побуждает к свидетельству другим людям о том, что Бог сделал в жизни этого человека.

Баптисты понимают Церковь Христову как сообщество, которое состоит из духовно возрожденных людей. Присоединиться к поместной церкви могут те, чья жизнь под воздействием Евангелия изменилась. Для баптистов важно не воцерковление, а духовное рождение, не внешняя сторона религии, а внутренняя.

Что говорит история ?

С момента зарождения первой церкви в Иерусалиме, когда Дух Святой сошел на верующих, около трех тысяч человек покаялись и приняли крещение по вере. Сам Христос принял крещение от Иоанна Крестителя будучи уже взрослым (Матфея 3:13-17). В оригинальном тексте Библии, написанном на греческом, Иоанн Креститель так и назван - Джон Баптист.

Под влиянием реформации Священное Писание было переведено на понятный язык, что побудило общество ежедневно читать Библию и «без посредников» общаться с Богом. В центре жизни Реформированной Церкви было только Евангелие Иисуса Христа, поэтому начали образовываться различные христианские течения, одним из которых является баптизм.

Возникновение евангельско-баптистского движения на территории Украины состоялось в середине XIX столетия. Оно стало результатом духовных поисков украинского народа и распространением Священного Писания. Простые люди, стремясь познать Господа, читали Библию, которая на то время была переведена на русский язык.

На 1882 г. в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях насчитывалось уже около тысячи баптистов. Они отличались трезвым и скромным образом жизни, стремлением к учебе, трудолюбием, верностью своим семьям, благодаря чему они достигали зажиточности во время отсутствия гонений. Однако вся история баптистов преисполнена гонениями, которые только иногда сменялись определенной оттепелью. Много верующих погибло в заключении, многие потеряли семью из-за принудительного переселения в тяжелые условия, многие испытали издевательства односельчан, светской власти и духовенства. Однако, невзирая на гонения, в конце XIX ст. количество баптистов достигло уже 5 тысяч человек.

Как живут баптисты сегодня ?

Новые условия деятельности евангельских христиан-баптистов открылись с провозглашением в 1985 г. в Советском Союзе перестройки. Изменения в законодательстве позволили церквям практически выйти из подполья и заняться активной духовной и просветительской деятельностью.

Всеукраинский Союз Объединений евангельских христиан-баптистов (ВСОЕХБ) на сегодня насчитывает свыше 2800 церквей и групп, к которым принадлежит около 140 тыс. верующих, сознательно исповедующих и практикующих свою веру. Только в Запорожской области насчитывается 127 церквей баптистов.

Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будние дни могут проходить дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди Слова Божьего, пения хора в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Члены церквей евангельских христиан-баптистов ведут трезвый образ жизни, полностью воздерживаются от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Действуют реабилитационные центры для возвращения к полноценной жизни в обществе нарко- и алкозависимых. Ежегодно организуются детские лагеря для оздоровления детей, в том числе детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Совершается духовное и благотворительное служение в тюрьмах, детских домах и домах для лиц преклонного возраста. Работают детские и молодежные клубы церквей и миссий. В каждой области действуют христианские ассоциации, общества, оказывающие разноплановую благотворительную помощь различным слоям населения. Совершается миссионерская деятельность в Украине, России, Азербайджане, Средней Азии и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

ЮлияЧУХНО

Простые ОТВЕТЫ на сложные ВОПРОСЫ

Что такое секта ? Какая опасность здесь существует ?

Слово «секта» в Библии не встречается, а для обозначения ложных учений используются определения «лжеучение» и «ересь». Поэтому воспользуемся объяснением светских ученых. Словарь Ожегова дает такое определение: «Секта - это религиозное течение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее; или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах». Согласно Толковому словарю Даля, секта — братство принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. В последнее время отмечается злоупотребление в связи с использованием слова «секта». Представители атеистических кругов и так называемых традиционных конфессий навешивают ярлык «секта» буквально всем религиозным течениям, совершенно не задумываясь о том, так ли это на самом деле. Поэтому, употребляя подобные слова, следует соблюдать тактичность и осторожность.

Какие грехи не прощает Бог ?

Бог не прощает грехи, в которых человек не покаялся. Христос Своей смертью искупил все грехи людей. Бог ради жертвы Иисуса Христа прощает всякого грешника, верующего в Него. Но к этому следует добавить, что в Библии выделен особый грех, о котором сказано, что он не прощен. Этот грех - хула на Духа Святого. Этим грехом грешит человек, произносящий ругательства на Духа Святого или сознательно приписывающий действие Божье сатане. Этим человек настолько ожесточает свое сердце, что Дух Святой оставляет его. Такой человек не испытывает потребности в покаянии и погибает в своем упорстве.

Спасает ли крещение ?

Прочитаем два текста из Библии, говорящие о Божьем пути спасения. В 16-й главе Евангелии от Марка написано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Во 2-й главе книги Деяния Апостолов мы читаем: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа». Эти тексты указывают на важные этапы приближения человека к Богу: сначала идет вера в Иисуса Христа, затем покаяние, потом крещение. Следствием настоящего покаяния является возрождение. Именно рождение от Духа Святого, а не крещение или другой какой-то шаг, спасает человека.

Отвечал Павел ТУПЧИК

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Кто такие БАПТИСТЫ?

  1. Они вербуют несчастных у которых горе чтоб они стали их адептами и отреклись от всего что у них есть... Чтоб вы ходили по улице и несли благую весть тем кто вас оплют...
  2. Баптисты - это секта своеобразно заблудших людей, которая никакого отношения к Церкви Христовой и к спасению Божию не имеет. Библию у них, как и у всех сектантов и еретиков, изучают превратно, ложно и ошибочно. Обращаться к ним и сообщаться с ними есть грех, который причиняет душе тяжелый вред.

    Не знаю, поможет ли в этом случае ваше запрещение. Нужно постараться объяснить их неправду и указать на святых отцов Церкви, как на единственно истинный источник духовного просвещения, в том числе и в отношении Священного Писания.

    Баптисты - это протестантская секта, которая явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались "братьями", потом "крещенными христианами" или "баптистами" (баптисто с греческого значит погружаю) , иногда "катабаптистами". Главою секты, при ее возникновении и первоначальном образовании, был Джон Смит, а в Северной Америке, куда значительная часть последователей этой секты вскоре переселилась, - Роджер Вилиам. Но там и тут еретики вскоре подразделились на две, а потом на несколько фракций. Процесс этого подразделения продолжается и поныне, вследствие крайнего индивидуализма секты, не терпящей ни обязательных символов и символических книг, ни административной опеки. Единственный символ, признаваемый всеми баптистами, есть символ апостольский.

    Главные пункты их учения - признание Св. Писания единственным источником вероучения и отвержение крещения детей; вместо крещения детей практикуется их благословение. Крещение, по учению баптистов, имеет силу только после пробуждения личной веры и без нее оно немыслимо, не имеет силы. Отсюда крещение, по их учению, есть только внешний знак исповедания уже "внутренно-обращенного" к Богу человека и в действии крещения совершенно отдаляется божественная его сторона, - устраняется участие Бога в таинстве, и само таинство низводится в разряд простых человеческих действий. Общий характер их дисциплины - кальвинический.

    По устройству и управлению они разделяются на отдельные самостоятельные общины, или конгрегации (отсюда другое их название - конгреционалисты) ; нравственную выдержку ставят выше учения. В основе всего их учения и устройства положен принцип безусловной свободы совести. Кроме таинства крещения, они признают и причащение. Брак хотя не признается таинством, но благословение его считается необходимым и притом чрез пресвитеров или вообще должностных лиц общины. Нравственные требования от членов строгие. Образцом для общины в целом ее составе ставится церковь апостольская. Формы дисциплинарного взыскания: публичное увещание и отлучение от церковного общения. Мистицизм секты выражается в преобладании чувства над разумом в деле веры; в вопросах вероучения преобладает крайний либерализм. Баптизм внутренне однороден.

    В основе его учения лежит учение Лютера и Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основных положений лютеранства о Церкви, о Священном Писании и о спасении, а также враждебностью к Православию и к Церкви Православной, и еще большей, чем в лютеранстве склонностью к иудаизму и анархии.

    Отсутствует у них ясное учение о Церкви. Они отрицают Церковь и церковную иерархию, делая себя этим повинными суду Божию:

    Мф. 18:
    17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

  3. Вот я считаю все эти христианские общины хотят иметь господство в Европе. То есть так же как и католическая церковь имела в средние века. Православие это церковь которая обогнала католическую церковь. Главным врагом православной церки является правительство и всякие реформированные католические общины!
  4. Баптисты не секта. Хорошие христиане в целом. Они делятся на таких людей как пастор рогозин ("почему я не.. "автор книги.) и как Билли Грэм. Я предпочитаю общение и молитву с такими как Билли Грэм. Баптисты много сделали для проповеди евангелия и защиты прав человека. М. Л. Кинг к примеру, сокрушил на юге США негативное отношение к чрнокожим.
  5. Одна из конфессий христианства.
  6. Баптисты - это люди, которые крестятся как попало, от слово Баптизо - погружение, т. е. в одно погружение!
    "Не во смерть мою креститеся, а в жизнь - во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - Христос.
    Т. е. положено в тройное погружение, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

    У меня знакомый, он дружит с одним баптистом, который в сарае в бочке крестился в одно погружение!

  7. В основном пишут один бред. Провославные вот это чистейшее лжеучение, нарисовали себе иконы и кланюются им вместо Бога. В г. Ростове-на-Дону на храме написано: Свечи купленные не в церкви не являются жертвой для Бога. Так что сейчас провославие это бизнес. А вот баптисты в отличие от многих других учений максимально приближены к тому что написано в библии, а кто сомневается может изучить. И на фото выложившее генадием карауловым - пятидесятники или харизматы, так только они беснуются поднимают руки верх, падают навзничь, говорят на непонятных никому языках, как будто под наркотой.
  8. Одна из крупнейших протестантских конфессий (ок. 100 млн. по всему миру) . Зародилсь в начале XVII в. в Голландии/Англии. Основное отличие от всех остальных протестантов - отказ от крещения младенцев и любой формы надцерковной иерархии. Вкратце их богословие сформулировано в Семи баптистских принципах (кажется, в начале прошлого века) :
    1) Св. Писание - единственный источник авторитета в вопросах веры.
    2) Церковь должна состоять только из духовно возрожднных людей (т. е. переживших обращение) .
    3) Заповеди Крещения и Вечери господней относятся только к возрожднным людям.
    4) Равноправие всех членов поместной церкви.
    5) Автономия поместной общины.
    6) Свобода совести для всех.
    7) Отделение Церкви от государства.
  9. В отличии от католиков, они действуют по евангелию. Они подобны перво-апостольской церкви, ни Апостол Петр, ни Павел, не крестились, не поклонялись иконам, не целовали руку батюшке и т. д Если кто-то знаком с историей христианства, то он знает, что все эти обряды как снежный ком облепляли католическую и православную церковь. Пишу эту заметку с опасением, что посадят т. к вышел закон нарушающий конституцию, о защите чувств ТОЛЬКО православных.
  10. Несчастные люди увлекаются всеми этими лжеучениями, потому что они удалились от Бога и дошли до помрачения
  11. че почитай википедию
    и вобще
    РС ЕХБ
    МСЦ ЕХБ
  12. Баптизм (от др. -греч. : крещение; от погружаю в воду, крещу 1) одно из направлений протестантского христианства 2.

    Конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан 1. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии тврдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.

    В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих.

    Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье 3, в будни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений 4.

  13. Баптисты - это христианская церковь протестантского направления. Это не секта, а одна из деноминаций протестантской церкви. Вселенским Собором признаны христианскими только три конфессии - католики, протестанты и православные. Все остальные - это секты.
  14. это закрытая секта со своими правилами и уставом!
  15. На фото - харизматы. У меня есть знакомые пятидесятники. У них замужние женщины все носят косынки, и вообще нет ни у кого коротких волос.
  16. А вот это на фото, кстати, не баптисты, а скорее всего какие нибудь пятидесятники или харизматы... Современны баптисты, как правило, вполне адекватные люди, хотя разные общины попадаются... Про вероучение можно легко прочитать в любой Википедии.
  17. Баптисты -Это Истинно Верующие Люди, и никакие они Не сектанты. У меня лично Есть Хорошо знакомые Баптисты -Это Высоко порядочные Люди.
  18. Мастера по запугиванию гееной.
  19. Хаах, бог един поэтому и одно погружение в воду
  20. какой-то мусор вы тут развели. Ничего о них не узнал, толком, из ваших коментов. Не знаете, так зачем пишите тут?

Баптисты (от греч. baptize - окунаю, крещу путём погружения в воду)

приверженцы одной из разновидностей Протестантизм а. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры - « Священное писание ». Б. отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Б. рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Б. отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Б. ведут систематическую религиозную пропаганду среди широких народных масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым Б.). Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии среди английских эмигрантов-индепендентов (См. Индепенденты). В 1612 общины Б. появились в Англии, в 1639 - в Сев. Америке. Ранние Б. выступали за демократические свободы, веротерпимость. С конца 18 в. начинается значительное распространение баптизма (в Англии - сеть баптистских воскресных школ, миссионерство; в США - переход в баптизм значительной части участников колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве европейских стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки. В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Б., на котором был создан Всемирный союз Б. В 1966 союз объединял 27 млн. Б. из 116 стран. Центр союза - в Вашингтоне. 90% Б. живут в США - 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Б. в США - «Южная баптистская конвенция» (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как организация Б. Юга - сторонников сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и основная баптистская организация негров США «Национальная баптистская конвенция США» насчитывает 6 млн. чел. (1966). Среди американских Б. - крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры). В 1950 в Париже основана Европейская федерация Б.; в 1966 она объединяла Б. 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.

В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. 19 в. В 70-80-х гг. основной территорией его распространения являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии, а также Кубань, Дон, Закавказье, с конца 80-х гг. - губернии Поволжья. В северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианство - одна из разновидностей баптизма. С начала 20 в. Б. проводили всероссийские съезды. В 1894-96 русские Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журал «Беседа». В России периодическими органами Б. и евангельских христиан являлись журналы «Баптист», «Слово истины», «Христианин», «Утренняя звезда», «Молодой виноградник». В 1905 Союз русских Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал членом международной организации Б. В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Б., из которых 2 / 3 приходилось на долю немецкого, латинского и эстонского населения.

Классово-политическая ориентация руководства Б. была направлена в сторону конституционной монархии. Царизм, охраняя идеологическую монополию господств, православной церкви, подвергал Б. преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Б. стояли крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию руководители Б. встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. «признали» Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистической переделке сельского хозяйства, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобуржуазного уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться.

В 1944 евангельские христиане, в 1945 часть пятидесятников объединились с Б. в одну церковь евангельских христиан-Б. (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе Б. находится Всесоюзный совет, который с 1945 издаёт в Москве журнал «Братский вестник».

Баптизм, как религиозная разновидность буржуазной идеологии, принципиально враждебен социалистическому мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистическое отношение к общественным интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Б. рамками религиозной общины.

Лит.: Тихомиров Б., Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Современное сектантство и его преодоление, М., 1961 («Вопросы истории, религии и атеизма», в. 9): Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм, М., 1968; Кислова А. А., Идеология и политика американской баптистской церкви (1909-1917), М., 1969.

А. Н. Чанышев. А. И, Клибанов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Баптисты" в других словарях:

    - (от греч. baptizein крестить). Христианские секты, возникшие в XVII в., отвергавшие крещение детей и допускавшие крещение лишь над взрослыми, которые только после того причислялись к церкви; особенно распространены в Америке и Англии. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    баптисты - ов, мн. baptistes pl. Сторонники баптизма. Под свое крыло баптисты приняли.. отряд пятидесятников при условии, что последние откажутся от практики говорения на языках (глоссолалии). НМ 2003 9 135. Баптистский ая, ое. Уш. 1934. Лекс. Энц. сл.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. βαπτίζω – окунаю, крещу) – наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17 в. как мелкобурж. оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б.… … Философская энциклопедия

    БАПТИСТЫ - [греч. βαπτίζω погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия

    Евангелическая деноминация, объединяющая ряд организованных церквей и являющаяся в духовном и экклесиологическом плане наследницей анабаптистов одной из четырех диссидентских сект, возникших во времена Реформации; баптизм восходит также к… … Энциклопедия Кольера

    Эта протестантская секта явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались «братьями», потом «крещеными христианами», или «баптистами» (βαπτίζω погружаю), иногда «катабаптистами». Главою секты, при ее возникновении и… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Т. е. крещенцы (от греческого βαπτίζειν, крестить) общее название имеющей много подразделений христианской секты, отвергающей принятую форму крещения и полагающей, что единое истинное крещение есть то, которое ею установлено. Эта секта имеет так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от др. греч. baptizo погружаю, крещу) приверженцы одной из разновидностей протестантизма, отличит. особенностью к рой является требование сознат. принятия крещения и автономии общин. Особенно многочисленны в США. Б. стремятся максимально… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Протестантская секта, отстаивающая принципы спасения личной верой и отвергающая иконы, храмы и священнослужителей. 2. Члены такой секты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - … Википедия

Книги

  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола Описание тверских древностей с очерком города Твери и Оршина монастыря. 1878. Вып. 1. Бонч-Бруевич В. Д. Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старо… , Матвеев В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты. , В. Бонч-Бруевич. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

БАПТИСТЫ: зловредная секта или признанная церковь?

В последнее время в тверской прессе наблюдался ряд публикаций, авторы которых высказывали свое предвзятое мнение о баптистах. Это побудило меня подготовить эту статью, в которой сделана попытка объективно осветить этот вопрос.

Кто же они?

Вот что говорит о христианах-баптистах Большая Советская Энциклопедия: "Баптисты (от греч. baptizo - окунаю, крещу путем погружения в воду). Приверженцы одной из разновидностей протестантизма. Согласно вероучению баптизма, спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры - Священное Писание".

Формально баптизм возник в эпоху Реформации в начале XVII века. Однако утверждать, что баптизм как учение берёт начало в это время, в корне не верно. Христиане-баптисты не придумали ничего нового, а только вернулись к принципам христианской веры, ясно изложенным в Священном Писании. В вероучении и проповеди главное место занимает нравственно-назидательная проблематика. Основное внимание на богослужениях уделяется проповеди, с которой выступают не только пресвитеры, но и проповедники из числа рядовых верующих. Большое значение в богослужении придается пению: хоровому, общему, сольному. Важной составной частью богослужебного собрания являются общие и индивидуальные молитвы. Основными актами священнодействия являются водное крещение по вере и хлебопреломление (причастие). Крещение у баптистов совершается путем погружения крещаемого в воду. Этому акту придается духовный смысл: принимая крещение, верующий человек "умирает со Христом", а, выходя из вод крещения, "воскресает со Христом" для новой жизни. Кроме того, осуществляются бракосочетания, молитвы благословения детей, погребения умерших. Всё это проводится бесплатно.

Баптисты в России

Началом евангельско-баптистского движения в России считается 1867 год, когда в реке Куре в Тифлисе (Тбилиси) был крещён Н.И.Воронин, ставший впоследствии одним из известных и активных проповедников Евангелия. В 60-70-е годы баптизм распространился на Украине, Кавказе, в Поволжье. В 1884 году был создан Союз русских баптистов. В 1874 году в С.-Петербурге начали проповедь Евангелия английский лорд Г.Редсток и отставной полковник князь В.А.Пашков. Их усилиями среди петербургской знати распространились идеи евангельских христиан. К 1912 году в России насчитывалось 115 тыс. баптистов и 31 тыс. евангельских христиан. К 1927 году численность евангельских христиан и баптистов достигла 500 тыс. Однако в 1928 году начались репрессии, которые поутихли только к середине 40-х годов. В 1944 году был образован Союз евангельских христиан-баптистов.

Российский Союз евангельских христиан-баптистов сегодня

Российский Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) сегодня является самым крупным протестантским христианским объединением в России как по числу общин и последователей, так и в плане распространенности по территории страны. Он строится на принципе автономии поместных церквей и координации целей совместного служения. Координацию осуществляют 45 региональных объединений ЕХБ, возглавляемых старшими пресвитерами (епископами) и существующими при них пресвитерскими советами, в которые входят пресвитеры всех поместных церквей региона. Союз объединяет свыше 1100 поместных церквей.

Союз ЕХБ имеет систему духовно-образовательных учреждений. Среди них Московская богословская семинария, Московский богословский институт, ряд очных и заочных Библейских школ во многих областных центрах России. Почти в каждой поместной церкви существуют Воскресные школы для детей.

Союз ЕХБ и многие региональные объединения имеют свою издательскую базу, а также осуществляют работу в эфире (например, передачи "На круги своя" на канале "Радио-1").

Духовно-просветительская и благотворительная работа Евангельских христиан-баптистов высоко оценена Президентом РФ. В марте 2002 года старший пресвитер по Самарской области Рягузов Виктор Семёнович награждён Орденом "Дружбы Народов". Ранее правительственных наград были удостоены старшие пресвитеры Романенко Н.А. и Абрамов Г.И.

Церковь евангельских христиан-баптистов в городе Твери готовится отметить свой 120-летний юбилей. Так что баптисты в Твери - не продукт "эпохи перестройки" или "экспансии западных проповедников", а историческая реальность. Тверские евангельские христиане-баптисты проводят богослужения в двух молитвенных домах: по ул.Грибоедова,35/68 и по ул.1-й Желтиковской,14.

Отношения между Российским Союзом ЕХБ и Русской Православной Церковью

Во взаимоотношениях баптистов и православных были разные периоды. С момента появления баптизма в России Русская Православная Церковь, опираясь на помощь государства, боролась с баптистами. Некоторое облегчение наступило после Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего принцип веротерпимости. В 30-х годах XX века служители баптистских церквей находились с православными служителями в одних тюремных камерах и лагерных бараках и вместе славили Бога в молитвах и песнопениях, чему ещё есть живые свидетели.

Еретики ли баптисты с позиции православных христиан? Что по этому поводу говорят официальные документы Русской Православной Церкви? В книге "Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1997" (М: Издат-во МФТИ, 1998) написано: "Англикане и протестанты явились продуктом Реформации; никогда в общении с Православной Церковью они не были осуждены ни Вселенским, ни Поместными Соборами… еретиками Церковь соборно и официально их не объявляла. Официально и канонически они заблуждающиеся в вере наши братья во Христе, братья по единству в крещении и по их сопричастности Телу Христову (т.е. Церкви как Телу Христову) вследствие крещения, действительность которого у них как Таинства мы признаём" (стр.19-20).

Пожалуй, наиболее ярким событием, проливающим свет на современный уровень взаимоотношений, явилась Юбилейная международная межконфессиональная конференция, посвященная 2000-летию христианства, которая состоялась 23-25 ноября 1999 года в Москве. Организована она была Христианским межконфессиональным консультативным комитетом (ХМКК), сопредседателями которого являются: от РПЦ - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; от римо-католиков - архиепископ Тадеуш Кондрусевич; от протестантов - председатель Российского союза ЕХБ Коновальчик П.Б.

В приветственном слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Нынешняя конференция, организованная ХМКК, служит ярким примером того, что христиане ясно осознают необходимость общими усилиями способствовать утверждению в общественном сознании христианских ценностей и ориентиров".

В пленарном докладе митрополит Кирилл отметил несколько важных аспектов межконфессиональных отношений:
"Сотрудничество в миротворчестве и в социальном служении представителей различных христианских конфессий представляется мне в этой связи чрезвычайно важным. Мы, последователи Христовы, должны являть добрый пример для наших политиков".
"Несмотря на известные исторические сложности в межконфессиональных отношениях, в целом можно говорить скорее о сотрудничестве и мирном сосуществовании, чем о вражде".
"Разумеется, я далёк от того, чтобы представлять отношения христианских конфессий в дореволюционное время в розовых тонах. Безусловно, государственный статус Православной Церкви в России и тот факт, что абсолютное большинство граждан принадлежало Православию, приводил к известной маргинализации остальных христианских конфессий".
"Вступая в XXI век, все христиане призваны свидетельствовать миру об этом, уготовляя, подобно Иоанну Крестителю, "путь Господу" в сердца людей. Нам необходимо объединить наши усилия ради того, чтобы понятия добра, справедливости и святости имели в жизни людей определяющее значение, дабы жили мы и дети наши (Бытие 43:8)".

А вот что было записано, в частности, в итоговом документе Юбилейной конференции:
"Юбилей должен стать поводом для ещё более плодотворного межхристианского и межрелигиозного сотрудничества, способствовать созданию базы для дальнейшего их развития. Наши Церкви и церковные общины должны показывать пример обществу и миру в деле взаимопонимания и сотрудничества".
"Для того чтобы успешно выполнить свой долг перед Богом и людьми, христианские Церкви должны сами явить обществу опыт примирённого сотрудничества".

Каким же образом практически претворяются в жизнь эти благие намерения? Одной из наиболее значимых совместных программ было празднование 2000-летия христианства и встреча третьего тысячелетия. В организации празднования этого юбилея принимала участие и светская власть, в частности, был издан Указ Президента РФ (№1468 от 4.12.98г.). В комитет по подготовке к празднованию юбилея вошли, наряду с руководителями Православной Церкви, представители других христианских конфессий, в том числе председатель Российского союза ЕХБ П.Б.Коновальчик.

Исправляются и ошибки прошлого. Одним из практических шагов явилось письмо Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата председателю Российского союза ЕХБ Коновальчику П.Б. (исх. №3551 от 11.09.96г.), в котором высказано сожаление об издании брошюры "Баптисты - самая зловредная секта" и сказано, что "издателям, подворью монастыря св.Пантелеимона сделано предупреждение за самовольное помещение ссылки на благословение Патриарха".

Что касается Твери, то здесь празднование получилось раздельным. Сначала провели совместные мероприятия Тверская Епархия и городская Администрация. И только в 2002 году провела праздничный показ фильма "Иисус" группа христианских неправославных церквей (две Тверские церкви ЕХБ и восемь церквей других христианских конфессий), хотя обращение в городскую Администрацию оргкомитет подавал еще в 2001 году. В этом совместном труде как пасторы, так и рядовые верующие этих церквей заметно сблизились и подружились.

В период показа фильма "Иисус" в печати появлялись публикации, в которых баптисты обвинялись в преследовании "скрытых" целей. Цель у нас, как и у всех христиан, одна, и она заповедана Самим Господом: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Во исполнение этой заповеди мы не только участвовали в показе фильма "Иисус", но и проводим духовно-просветительские беседы с теми, кто проявляет интерес к Священному Писанию. Например, в Тверском Доме офицеров (гарнизона) по воскресеньям с 16 часов. Мы не "завлекаем" православных христиан, так как они по воскресеньям ходят в храмы, и у них есть духовные пастыри; но хотим послужить тем людям, которые, говоря словами Господа Иисуса Христа, "как овцы, не имеющие пастыря".

Юрий Заика, диакон Церкви евангельских христиан-баптистов г.Твери

Баптисты — это достаточно распространенная ветвь христианского протестантизма в современном мире. Название происходит от греческого слова, означающего «погружение в воду», т.е. крещение.

История возникновения

Это вероучение появилось из рядов английских протестантов-пуритан . Пуритане — английское слово Puritans, название произошло от латинского названия Puritas, что означает «чистота». Пуритане хотели «очистить» христианство от того, что считали неверным, мешающим и даже лживым.

Они были последователями протестантского учения Кальвина, требовавшего избавиться от церковных «излишеств» и упростить и очистить повседневную духовную жизнь, приблизившись к изначальным, строгим христианским канонам.

Английские пуритане 16-17 века не признавали авторитет официальной христианской церкви , стремились к богопознанию и строго следовали букве Священного Писания.

В годы правления Марии Тюдор, страстной католички, прозванной за многочисленные казни еретиков Кровавой (1553-1558), многие пуритане, спасаясь от репрессий, эмигрировали на Континент.

Там они изучали труды Кальвина и его последователей. Вернувшись на родину после смерти Марии, они стали требовать углубления Реформации, очищения Англиканской церкви от остатков католичества, в частности ратовали за отмену украшений церквей и пышных церковных церемоний, замену мессы проповедями и даже отмену некоторых обрядов.

Пуритане отличались высокой степенью религиозного фанатизма, аскетизмом, нетерпимостью к любого рода ересям, а также к инакомыслию. Также они были исключительно упорны при достижении целей, храбры и очень расчетливы в финансовых аспектах.

Основные идеи баптистского вероучения

С самого начала своего существования как отдельной конфессии, баптисты отвергали обычай крещения в младенческом возрасте. По их убеждению, креститься должны только люди зрелые, сознательно убежденные в правильности выбранного ими пути.

Человек должен быть тверд в вере и готов следовать ее догматам, отказавшись от греха во всех его проявлениях. Младенцы же, по определению, не могут быть убежденными и сознательными.

Так же, как и другие протестантские течения, баптисты считают Библию Священным Писанием, постулатами которой руководствуются и в обычной жизни.

Главное богослужение проходит по воскресеньям. Оно состоит из проповеди, пения под музыку, молитв (обычно своими словами) и духовных стихов. В будни члены общины могут организовать дополнительное собрание для изучения и обсуждения библейских текстов или насущных вопросов общины.

История европейских и американских общин

Первую подобную общину основали английские пуритане в 1609 году в Амстердаме. Здесь зародилась идея о том, что креститься должны только взрослые люди. Эта идея опиралась на евангельский факт, что и сам Иисус Христос крестился будучи уже взрослым.

В 1611 году некоторые члены общины вернулись в Англию, где и создали первую английскую баптистскую общину. Здесь были сформулированы основные религиозные тезисы, и появилось название — «баптисты».

Несмотря на то, что сама конфессия появилась в Европе, самую большую популярность она приобрела в штатах. В 1639 году последователи вероучения основали поселение Род-Айленд . Здесь они провозгласили свободу вероисповедания и основали баптистские церкви.

Получив возможность свободно исповедовать свое учение, баптисты активно занялись миссионерством. Причем не только среди белых, но и среди индейцев и чернокожих жителей. Особый успех баптистские проповеди имели среди чернокожих, и по сей день в США существует множество баптистских общин именно для афроамериканцев.

В Европе баптистские объединения получили большое развитие лишь в 19 веке. Поначалу общины появились в Германии и Франции. Лишь позже, благодаря усиленной работе миссионеров, это вероучение проникло в Скандинавские и другие европейские страны и там закрепилось.

Основные религиозные направления

Среди баптистов существуют два главных течения : общее и частное. Общие баптисты придерживаются мнения, что Иисус Христос искупил грехи всего человечества, без исключения. Чтобы спастись, люди должны работать, руководствуясь в жизни принципами божественной воли.

Частные баптисты, напротив, полагают, что Иисус Христос искупил грехи некоторых . И христианин может спастись только благодаря божьему промыслу, а не по своей воле.

В Российской империи баптистские общины начали формироваться в 19 веке, прежде всего, на периферии: на Кавказе, на юго-востоке Украины и т.д. Позже они появились и в столице. В России больше распространены идеи общих баптистов, а в США преобладают частные баптисты-кальвинисты.