В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н.В. Гоголя не являются здесь исключением. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю надрывные страдания русского человека. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества. Мир его героев погружен в безумие. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла.

Жанр и направление

«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.

Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:

  • реализм художественного выражения;
  • наличие общественно значимых тем;
  • критическое отношение к социальной действительности.
  • Композиция

    Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.

  1. Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
  2. Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
  3. Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
  4. Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
  5. Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.
  6. Главные герои и их характеристика

    1. Главный герой, чьи записки нам предложил прочесть автор – Аксентий Иванович Поприщин . Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в департаменте. Его основная работа заключается в очинке перьев для директора департамента. Этот персонаж очень напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он так же одинок, за сорок два года жизни так и не сумел обзавестись семьей или хотя бы парой близких друзей. Положение его крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя самого, в том числе. В свободное время он практически всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением настоящего искусства. В целом, его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой сомнения по поводу его психического здоровья увеличиваются. Фамилия героя выбрана Гоголем не случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще», именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую в голове Аксентия Ивановича. На протяжении всего произведения он судорожно пытается найти предназначение, чтобы хоть в чем-то видеть смысл собственного существования.
    2. Возлюбленная Поприщина – Софи , дочь директора департамента. Юная, невероятно красивая девушка, которая относится к главному герою с известной долей иронии. Из писем двух собачонок становится известно, что она надсмехалась над Аксентием Ивановичем, сравнивая его со старой черепахой. Гоголь не пытается особым образом охарактеризовать героиню, но дает читателю понять, что особы из её круга просто не могут отвечать взаимностью на чувства титулярных советников.
    3. Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.
    4. Директор департамента – человек, о котором довольно часто упоминается в записках. Непосредственный начальник Аксентия Ивановича. В начале произведения фигурировал в положительном свете, но после того, как стало известно о предстоящей свадьбе его дочери с Тепловым, мнение коренным образом меняется. Поприщин называет директора масоном и глупой пробкой, не имеющей собственного мнения.
    5. Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои произведения. Именно в разговорах и таинственной переписке этих собачек отражена фантастическая сторона повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы и мораль светского общества и то, каким гнилым оно является на самом деле.
    6. Темы

      Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.

      Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.

      Проблемы

      В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.

      Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

      Смысл

      Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.

      Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.

      Критика

      О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.

      Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:

      Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Записки сумасшедшего» - повесть Николая Васильевича Гоголя , написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески » с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести».

Главный герой

Герой «Записок сумасшедшего», от имени которого ведется повествование - Аксентий Иванович Поприщин, мелкий петербургский чиновник, переписыватель бумаг в департаменте, столоначальник (в одной из записей прямо указано, что он столоначальник, хотя это звание в основном присваивалось надворным советникам), мелкий дворянин в чине титулярного советника (та же профессия и тот же чин был у другого гоголевского персонажа, Акакия Акакиевича Башмачкина).

Исследователи не раз обращали внимание на основу фамилии героя «Записок сумасшедшего». Аксентий Иванович недоволен своей должностью, над ним, как над всяким сумасшедшим, довлеет одна идея - идея поиска своего неведомого «поприща». Поприщин недоволен, что им, дворянином, помыкает начальник отделения: «Он уже давно мне говорит: „Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера“».

Сюжет

Повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия - он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности - он понимает что он - король Испании. Его безумие видно даже по числам в дневнике - если начинается дневник с 3 октября, то понимание о том,что он - король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года. И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом, но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?».

В некоторых изданиях последняя фраза выглядит так: «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?».

История создания

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок » и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени». Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур. Причастность собственных замыслов Гоголя в 1833-1834 годов к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них - «Импровизатора» - с «Портретом ». Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта»; непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках.

«Записки сумасшедшего» - повесть Н.В. Гоголя. Включена в план сборника «Арабески» (август 1934 г.), написана осенью 1834 г., опубликована в издании «Арабесок» 1835 г. (в заключения второй части). Сюжет повести связан с романтической темой безумия, всего непосредственнее — с неосуществленным замыслом цикла В.Ф. Одоевского «Дом сумасшедших». Первоначальное название повести прочитывается по черновому наброску как «Записки сумасшедшего музыканта», ряд образов и мотивов восходит к неоконченной комедии Гоголя «Владимир 3-ей степени». Монолог Поприщина, клиническая картина безумия которого совершенно достоверна, становится гротескно-сатирической формой раскрытия норм социальной жизни в российском государстве и одновременно обнаженной картиной подлинного человеческого страдания. Весь смысл повести заключен не в комизме бредового заявления: «Я испанский король», а в трагически-неразрешимом вопрошании: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?»

Структура повести, являющейся по форме дневником, последовательно фиксирующем этапы сумасшествия главного героя, членится на комическую историю титулярного советника (до записи под грифом «Год 2000 апреля 43 числа»), комическую историю сумасшедшего, вообразившего себя «отыскавшимся» наследником испанского престола, и заключительную запись, страстный монолог замученного человека, меняющий всю тональность повести «Записки сумасшедшего» Гоголя. Несмотря на внешние признаки письменной речи, например, систему заглавных грифов, фиксирующих этапы помутнения сознания героя, фрагментарные записи Поприщина построены по законам устной речи, напоминая мысли вслух, полемически окрашенные. Трагедия героя, пропущенная через комический слог его монолога, заключается в том, что в своих амбициях он метит на что-то более высокое, чем те социальные и духовные рамки, в которых вынужден существовать. Причина появления в бреде Поприщина мыслей об испанском престоле кроется в осознании им прежней жизни как сумасшествия. В воображении героя канцелярия с ее лицемерием и рутиной оборачивается сумасшедшим домом (пародийное тождество подчеркивается, в частности, обыгрыванием фразеологизма «лезть на стену», идентифицирующего поведение чиновников и пациентов дома скорби), а сумасшедший дом инквизиторской Испанией. Чем бредовее становятся излияния героя (в которых появляются заявления о живущих на луне носах, о том, что «у каждого петуха есть своя Испания»), тем резче звучит обличительный пафос его выпадов, вплоть до обвинения: «Мать, отца, Бога, продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!».

Важную роль в повести играет заимствованная у Гофмана «переписка собачек», позволяющая, наряду с раскрепощением сознания «сумасшедшего», взглянуть на мир привычных явлений с «естественной», свободной от социальных условностей точки зрения, увидеть их в подлинном виде, раскрыть противоестественность сословно-иерархического мироустройства. Не менее значимо и обращение к театру, проявляющееся в драматизации повествования, использовании сценических эффектов, повышенном внимании к костюму (ненавистному вицмундиру, романтическому плащу, королевской мантии).

Природа взаимообусловленности психологического и гротескного особенно явственно обнаруживается в финале повести, когда слышится вопль не безродного петербургского чиновника, а безмерно усталого, одинокого во всей вселенной человека, обращающегося с мольбой и заклинанием к матери; но последняя фраза «А знаете ли вы, что у французского короля шишка под самым носом?» вновь звучит бредовой репликой, заставляя искать подлинный смысл в смятенном хаосе не то просветлевшего, не то окончательно помрачившегося сознания. В. Г. Белинский подчеркивал, что смех и сострадание, глубоко переплетенные в повести, возносят на «шекспировски й уровень» эту «психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости».






Судьба повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего» не самая простая. Несколько лет писатель вынашивал идею о безумном герое и обдумывал сюжетные детали. Во время работы над произведением постоянно вносил правки. Даже первичное название «Клочки из записок сумасшедшего», с которым повесть впервые увидела свет в 1835 году, позже было автором изменено.

Не обошлось и без цензуры, которая требовала убрать или более корректно переписать целые абзацы. Гоголь жаловался в своих письмах Пушкину:

Я должен ограничиться выкидкою лучших мест

Но, невзирая на вмешательство цензоров, повесть получилась.

Несмотря на комедийный сюжет, замешанный на юморе и сарказме, писатель разыграл настоящую трагедию, где неудовлетворенность собственной жизнью доводит главного героя до безумия. На примере своего персонажа, Гоголь, словно через призму, искажающую реальную картинку, смотрит на общество, в котором не каждый может раскрыться и проявить себя. Жестокая действительность сводит главного героя с ума.

Сюжет

Всё повествование ведётся от имени Аксентия Ивановича, не самым аккуратным способом делающего записи в своём дневнике. Здесь он записывает свои мысли и действия, рассуждает и делает выводы. Порой главный герой выступает как философ, не лишённый способности анализировать.

Дожив до сорока двух лет, обедневший дворянин Поприщин, ничем не отличается от тысяч таких же как он чиновников. Но именно с ним случается трагедия, разыгранная на глазах читателя.

День ото дня рассудок покидает несчастного. Его записи становятся всё абсурднее. К патологическому состоянию подмешивается мания величия, которая почему-то расширяет сознание несчастного. Кажется, что главный герой стал видеть глубже окружающую действительность.

Неслучайно цензура рассматривала произведение под призмой предвзятости. Всем было очевидно, что под сумасшедшим бредом Поприщина автор маскирует безнравственную пустоту и ничтожность чиновничьей среды.

Пока Гоголь вынашивал сюжетную идею, он рассматривал разные варианты, как подать своё произведение. «Записки сумасшедшего» могли бы быть пьесой. Но, выбрав вариант в виде дневника, автор не прогадал.

Главный герой

Литературный персонаж Аксентий Иванович Поприщин мелкий дворянин, недовольный собственной жизнью. Дворянские корни - это единственная его гордость.

Это взрослый мужчина, которому за сорок. Но он не нашёл в жизни ни своего призвания, не обнаружил никаких способностей и талантов. Работает в чине титулярного советника и постоянно нуждается в деньгах. Гардероб его беден, старомоден и припачкан. Даже семьёй мужчина не обзавёлся. Хотя в его времяпровождении нет ничего странного. Он читает прессу, время от времени посещает театр, а по вечерам, после службы, просто лежит на диване. Ведь так делают все.

Но его жизненные амбиции вовсе не удовлетворены. Мужчина считает, что он ещё достаточно молод, чтобы дослужиться до полковника. А влюблённость в дочь директора департамента, говорит о готовности реализовать свои нерастраченные чувства.

Гоголь неслучайно дал своему герою такую фамилию. Поприще - это путевая мера, которой измерялись большие расстояния. Так и Поприщин, имея тонкую и ранимую психику, блуждая в своих мечтах и фантазиях, ищет своё поприще, своё место в жизни. И в этих поисках становится жертвой обстоятельств.

В его голове всё смешивается и спутывается. Он дворянин, но должен подчиняться мелкому начальнику отделения, реагировать на замечания. Это ранит самолюбие и унижает его достоинство. Он влюблён, но на его чувства всем наплевать, а девушка, предмет его влюблённости, и вовсе ничего не знает о нём.

Постепенно разум покидает Аксентия Ивановича. Но легче ему не становится. Теперь в его сущности сплетаются сразу несколько личностей. Мучительная ничтожность положения выравнивается, как только Поприщин понимает, что он король Испании - Фердинанд VIII. Теперь, когда больная фантазия подлечила хроническую тягу к честолюбию, титулярному советнику нет необходимости приветствовать своё начальство, да и вообще ходить на службу. Он король!

Галлюцинации главного героя с каждым днём делают новый виток в спирали болезни. Процесс разрушения рассудка прогрессирует с каждым днём всё сильнее. Пока, в конце концов, Поприщин не оказывается в психиатрической лечебнице.

Гоголь не поскупился, и наделил своего сходящего с ума героя различными положительными качествами. Во-первых, это грамотный человек. Даже читая собачью переписку, он делает акцент на том, что письма написаны «очень правильно», он видит и запятые, и даже буква ѣ. Во-вторых, обедневший дворянин настоящий трудяга. Ходит на службу, ведёт порядочный образ жизни, не совершает ничего противоправного. В-третьих, мужчина тяготеет к прекрасному. Он посещает театр, как только у него появляется в кармане грош.

Даже на пороге полного сумасшествия, осознав себя королём Испании, психический больной заявляет, что он не такой, как Филипп II. Здесь, видимо, автор имел в виду воинственность короля Филиппа II и его отношения к инквизиции, устраивавшей массовые казни. Всё это говорит об образованности лишающегося рассудка человека.

Октябрь

Первая запись в дневнике датирована 3 октября. Здесь Аксентий Иванович рассуждает о своей службе в департаменте. Ругает начальника отделения, который, по его мнению, придирается к нему. Ругает казначея, у которого не выпросишь вперёд жалования ни копейки. И хотя его работа состоит в том, чтобы переписывать бумаги да очищать перья, он дорожит службой в департаменте и считает её благородной.

По дороге на службу Аксентий Иванович у магазина случайно встретил дочь директора, выходящую из кареты. И хотя девушка его даже не заметила, мужчина успел оценить её взгляд, глаза, брови. Мелкий чиновник признаётся сам себе: «Боже мой! Пропал я, пропал совсем».

Директорская дочь скрылась в магазине, оставив свою собачку Меджи на улице. Вот тут наш герой и услышал впервые, как между Межди, и проходящей мимо второй собачкой Фидель, завязался разговор. Поначалу этот факт удивил его изрядно, и Поприщин признаётся: «С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал».

На следующий день наш герой, при выполнении своих обязанностей, восторгается своим директором. Титулярный советник считает, что и директор любит его, и добавляет: «Если бы и дочка…»

Но вот и директорская дочка пожаловала. Всё в ней прекрасно: наряд, взгляд, голос. А платок, который девушка уронила - целое событие для влюблённого. Но он не смел с ней говорить больше одной фразы, и тем более шутить. Чувство охватившие влюблённого безответно, хотя он, несомненно, романтик. Стихи переписывает. Правда, не знает, что это вовсе не Пушкин, а популярная песня.

Чтобы взглянуть ещё разок на директорскую дочь Аксентий Иванович вечером идёт к её подъезду, но она никуда не едет и не выходит.

Ноябрь

Больше месяца титулярный советник не делал свои записи. А побудило его взяться за перо событие, связанное с женщиной.

Начальник отделения стал стыдить Поприщина, что тот волочится за директорской дочерью, при этом не имея никакого капитала. Но дворянское происхождение главного героя взяло верх над насмешками надворного советника, и было расценено как зависть.

А как же! Он дворянин: и в театр ходит, и в музыке разбирается, и о цензуре рассуждает. Но мысли о девушке преследуют Аксентий Иванович постоянно. А по вечерам он также идёт к директорской квартире, в надежде просто увидеть милый силуэт.

Мечты влюблённого разрастаются. Он желает заглянуть в будуар ее превосходительства, где полно разных женских штучек: нарядов, духов, цветов. А ещё лучше попасть в спальню: «Там-то, я думаю, рай, какого и на небесах нет».

Фантазии побуждают титулярного советника идти на крайние меры. Он решает устроить допрос собачке Фидель, которая дружит с собачкой директорской дочки, и выкрасть собачью переписку.

Так он и поступает на следующий день, отправляясь к хозяевам Фидель. Девчонка открывшая дверь, по мнению Поприщина, оказалась крайне глупа, поскольку не поняла, что пришедшему необходимо поговорить с их собачонкой. Пришлось прорываться к лукошку Фидельки, чтобы раздобыть собачью переписку. Титулярный советник ещё способен давать оценку своим поступкам и замечает, что девчонка верно приняла его за сумасшедшего.

Считая, что собаки народ умный, Аксентий Иванович находит переписку животных довольно грамотной. Ему кажется, что в письмах есть умные высказывания и цитаты. Воспалённый мозг несчастного дворянина рисует картинку за картинкой. Из писем становится ясно, что девушку, в которую он влюблён, зовут Софи, что самый главный в доме господин, тот, которого Софи называет папа́. Этот самый папа́ недавно получил орден, чему был чрезвычайно рад.

В следующем письме влюблённый находит полезную информацию о том, как барышня собирается на бал. Узнаёт он и о том, что ей наносит визиты некий камер-юнкер Теплов, и его визиту барышня очень рада. Находит он несколько строчек и о себе, где его сравнивают черепахой в мешке, обзывают уродом, и говорят, что распоряжаются как слугой. Всё это крайне обидно Поприщину.

А когда в письмах речь заходит о предстоящей свадьбе главный герой от досады рвёт в клочья все письма. Он и сам бы хотел быть генерал-губернатором и задаёт вопрос себе: «Отчего я титулярный советник?»

Декабрь

Судя по датам, дневник не открывался несколько недель. Но проблема приближающейся свадьбы не перестала волновать влюблённого. Он очень переживает своё низкое положение в обществе. Он уже не восхищается своим директором, а ругает его, называя честолюбцем. Он припоминает случаи когда простой человек вдруг оказывался знатным вельможей или даже государем.

А чтение газет, в скором времени наводят его на другие раздумья. Особенно Аксентия Ивановича занимает Испания, оставшаяся без короля. Он буквально недоумевает, как государство будет обходиться без монарха. Король нужен обязательно, и, вероятно, он есть, просто пока скрывается по каким-то причинам.

Политическая тема захватила Поприщина. Он рассуждает, как может, о линии поведения Англии, Австрии, да и всей Европы.

Неопределённые даты

Триумфальная запись: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я». Теперь в голове нашего сумасшедшего полный порядок. Судя по дневнику, случилось это открытие 43 числа 2000 года.

Аксентий Иванович даже представить не может как же раньше он думал, что он титулярный советник, переписчик каких-то гадких бумаг.

Первой о своём открытии он поведал Мавре, женщине занимающейся уборкой помещений. Та только руками всплеснула. Ну да что с неё простой женщины возьмёшь. Король, кстати говоря, проявил благородство и объяснил, что на неё он не сердится и он совсем не такой, как Филипп II.

Но поскольку остальные окружающие не знали, что титулярный советник превратился в короля, за ним послали экзекутора и предложили посетить работу. В департамент новоиспечённый король пошёл ради шутки. Работать он не собирался и всё думал, какой ералаш начался бы, если окружающие узнали, кто он на самом деле.

Высокомерно Аксентий Иванович поглядывал и на начальника, и на директора. А когда ему дали документы на подпись всё же решил открыться и черкнул на самом видном месте: «Фердинанд VIII». Вокруг сразу воцарилось благоговейное молчание.

Осмелевший психический больной отправился на директорскую квартиру, где решается на признание в любви. Его даже лакей не смог остановить. Напугав барышню своим признанием и порассуждав о любви, наш герой несёт полную ахинею. Его больное воображение всё меньше подвластно, хоть какому-нибудь смыслу.

В следующие дни мнимый король обеспокоен отсутствием мантии и депутации из Испании. Он даже сходил на почту, чтобы удостовериться, не прибыли ли испанские депутаты. Пробовал сам сшить себе мантию.

Но вот случилось, то чего так ждал Поприщин. Депутаты приехали в карете, и очень скоро граница осталась позади. Правда, приём, оказанный королю Испании, был странный. По спине больно ударили палкой несколько раз. Но впереди много государственных дел. Во-первых, Китай и Испания одна земля, во-вторых, земля сядет на луну…

Недоброжелательный приём в Испании Поприщин объясняет тем, что попал-то он в руки инквизиторов. Но добрый нрав психического больного не позволяет ему обижаться на своих истязателей, ведь они просто орудие в действующей инквизиторской машине.

Последняя запись, окончательно сошедшего с ума главного героя, настоящий крик о помощи. Спутанное сознание заставляет писать одно за другим предложения, не связанные между собой. Но на эту связь уже никто и не рассчитывает.

Анализ произведения

С самой первой записи в дневнике главного героя становится понятно, что человек не в себе. Гоголь передал картину развития болезни, вплоть до полного безумия, очень достоверно. Это отметили многие психологи и психиатры, хотя такой цели писатель не ставил.

Автор смог многое позволить себе, говоря языком Поприщина. Показывая безумство своего героя, писатель затрагивает различные темы, волновавшие общество в те времена. Особое внимание уделено нравам и морали в чиновничьей среде.

Особый приём - собачья переписка. Выкраденные клочки бумаги кажутся Аксентию Ивановичу письмами, из которых он многое узнаёт. Воспалённое воображение не только даёт ответы на вопросы, мучившие его относительно барышни, в которую он влюблён. В письмах имеются философские рассуждения, например, о различных собачьих капризах.

Больной не случайно находит обрывки о разномастной четвероногой братии. Просто его очень волнует вопрос происхождения. Вот собачонка пишет, что когда по улице идёт дворняга, воображающая себя презнатной особой, ей-то сразу понятно, что это простой глупый урод. Это ли не параллель с чиновничьей средой, где человек простой, незнатного рода, воображает из себя знатного господина.

А дог, представленный в произведении - большой, высокий, толстый - болван и преужасный наглец. Всё как в жизни. Человек занимающий большой пост, и имеющий вес в обществе запросто может оказаться глупым и подлым.

Вопрос происхождения настолько волнует Поприщина, что, в конце концов, выплёскивается в манию величия. Теперь он рассуждает чуть по-другому. Ведь бывает, что человек неизвестный оказывается знатной особой. Бывает! Так приходит понимание о том, что он король.

В последние записи безумного Поприщина, Гоголь сумел вложить весь трагизм повести. Это отчаяние оттого, что обычный, неплохой человек, достаточно грамотный дворянин, не смог найти своё место в жизни, не смог реализоваться. А может ему просто не дали этого сделать в мире где царит безумие? Аксентий Иванович - это жертва существующей системы. А печальный финал тот финиш, который может ожидать любого.

Произведение сыграло свою роль в искусстве не только 180 лет назад, когда повести была поставлена хорошая оценка. И хотя Николай Васильевич отказался от идеи передать сюжет в виде пьесы, произведение произвело впечатление не на одно поколение деятелей искусства.

По «Запискам сумасшедшего» снято несколько фильмов, поставлена опера и моноопера. Театральные подмостки постоянно видят многочисленные инсценировки, спектакли и фантасмагории по мотивам повести. Лучшие актёры наших дней примеряют на себя образы гоголевских героев, что только подтверждает бессмертность и актуальность повести.

». Поприщин недоволен, что им, дворянином, помыкает начальник отделения: «Он уже давно мне говорит: „Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера“» .

Сюжет

Повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявлятся признаки сумасшествия - он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности - он понимает что он - король Испании . Его безумие видно даже по числам в дневнике - если начинается дневник с 3 октября , то понимание о том что он - король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года . И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом , но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

История создания

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок» и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени» . Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября года, а также из письма Плетнева Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур. Причастность собственных замыслов Гоголя в -34 годов к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них - «Импровизатора» - с «Портретом» . Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта»; непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках. «Владимир 3-ей степени», будь он закончен, тоже имел бы героем безумца, существенно отличного, однако, от «творческих» безумцев тем, что это был бы человек, поставивший себе прозаическую цель получить крест Владимира 3-ей степени; не получив его, он «в конце пьесы… сходил с ума и воображал, что он сам и есть» этот орден . Такова новая трактовка темы безумия, тоже приближающаяся, в известном смысле, к безумию Поприщина.

Из замысла комедии о чиновниках, оставленного Гоголем в 1834 году, ряд бытовых, стилистических и сюжетных деталей перешёл в создаваемые тогда «Записки». Генерал, мечтающий получить орден и поверяющий свои честолюбивые мечты комнатной собачке, дан уже в «Утре чиновника» , то есть в уцелевшем отрывке начала комедии, относящемся к году. В уцелевших дальнейших сценах комедии без труда отыскиваются комедийные прообразы самого Поприщина и его среды - в выведенных там мелких чиновниках Шнейдере, Каплунове и Петрушевиче. Отзыв Поприщина о чиновниках, которые не любят посещать театр, прямо восходит к диалогу Шнейдера и Каплунова о немецком театре. Особо при этом подчеркнутая в Каплунове грубость ещё сильней убеждает в том, что в него-то и метит Поприщин, называя нелюбящего театр чиновника «мужиком» и «свиньей». В Петрушевиче, напротив, надо признать первую у Гоголя попытку той идеализации бедного чиновника, которая нашла себе воплощение в самом Поприщине. «Служил, служил и что же выслужил», говорит «с горькой улыбкою» Петрушевич, предвосхищая подобное же заявление Поприщина в самом начале его записок. Отказ затем Петрушевича и от бала и от «бостончика» намечает тот разрыв со средой, который приводит Поприщина к безумию. И Каплунов, и Петрушевич - оба поставлены затем в те же унизительные для них отношения с лакеем начальника, что и Поприщин. От Закатищева (позже Собачкина) протягиваются, с другой стороны, нити к тому взяточнику «Записок», которому «давай пару рысаков или дрожки»; Закатищев в предвкушении взятки мечтает о том же самом: «Эх, куплю славных рысаков … Хотелось бы и колясчонку». Сравним также канцелярские диалектизмы комедии (например, слова Каплунова: «И врёт, расподлец») с подобными же элементами в языке Поприщина: «Хоть будь в разнужде»; ср. ещё канцелярское прозвище Шнейдера: «проклятая немчура» и «проклятая цапля» в «Записках».

Связанная, таким образом, с первым комедийным замыслом Гоголя, картина департаментской жизни и нравов в «Записках» восходит к личным наблюдениям самого Гоголя в пору его собственной службы, из которых вырос замысел «Владимира 3-й степени». Есть в повести и биографические подробности самого автора: «Дом Зверкова» у Кукушкина моста - это тот дом, в котором в 1830-ых годах был приятель у самого Гоголя и где, кроме того, жил одно время и сам он. Запах, которым встречает Поприщина этот дом, упомянут в письме Гоголя к матери от 13 августа 1829 года. О «ручевском фраке» - мечте Поприщина - говорится в письмах Гоголя 1832 году к Александру Данилевскому, тому самому «приятелю», который жил в доме Зверкова. Причёску начальника отделения, раздражающую Поприщина, отмечает Гоголь и в «Петербургских Записках», как черту, почерпнутую, видимо, из личных наблюдений.

При публикации повести имели место цензурные затруднения, о которых Гоголь сообщал в письме Пушкину : «Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла» .

Поэтика повести

«Записки сумасшедшего» именно как записки, то есть рассказ о себе героя, не имеют в творчестве Гоголя ни прецедентов, ни аналогий. Культивировавшиеся Гоголем до и после «Записок» формы повествования к данному замыслу были неприложимы. Тема безумия одновременно в трех аспектах (социальном, эстетическом и лично-биографическом), которые находил в ней Гоголь, естественнее всего могла быть развернута прямой речью героя: с установкой на речевую характеристику, с подбором острых диалектизмов ведущего свои записки чиновника. С другой стороны, эстетический иллюзионизм , подсказавший Гоголю первую мысль подобных записок, сделал возможным включение в них элементов фантастического гротеска (заимствованной у Гофмана переписки собак); естественна была при этом известная причастность героя к миру искусства. Однако, предназначавшаяся сперва для этого музыка не мирилась с определившимся окончательно типом героя, и место музыки в записках чиновника занял театр, - вид искусства, с которым одинаково удачно сочетались все три аспекта темы сразу. Александринская сцена и занесена поэтому в «Записки сумасшедшего», как одно из главных мест развертывающейся в них социальной драмы. Но иллюзорный мир театрального эстетизма у Гоголя совсем иной, чем у Гофмана. Там он утверждается как высшая реальность; у Гоголя, напротив, он чисто реалистически низводится до сумасшествия в прямом, клиническом смысле слова.

По мнению литературоведа Андрея Кузнецова неслучайным является выбор женского имени Софи: «Среди прочих персонажей русской литературы, носящих это имя, особо выделяется Софья Павловна Фамусова из комедии Грибоедова „Горе от ума “, примыкающей к повести Гого­ля разработкой темы сумасшествия (и обличения сумасшедшим окружающего его общества, - вспомним поприщинское: „Аренды, аренды хотят эти патриоты!“). Поприщин, как видно, соотносится (в случае привлечения комедии) с Чацким после „схождения с ума“, то есть начиная с отрывка „Год 2000…“, а до этого отрывка он сопос­тавим с Молчалиным: его обязанности и отношение к директору очень схожи с отношением к Фамусову Молчалина. Соответствен­но, больший вес получает и зыбкая любовная линия Поприщин-Софи (многократно усиливается ирония по поводу расположения Софи к Поприщину). А замечание, отпускаемое Поприщиным в момент, когда он вспоминает Софи (замечание, ставшее крылатым выражением): „Ничего… ничего… молчание!“ - прямо наводит нас на фамилию героя Грибоедова, то есть на Молчалина» .

Непосредственно связана с замыслом повести реплика Хлестакова, присутствовавшая в первоначальной редакции комедии «Ревизор» : «А как странно сочиняет Пушкин, вообразите себе: перед ним стоит в стакане ром, славнейший ром, рублей по сту бутылка, какова только для одного австрийского императора берегут, - и потом уж как начнет писать, так перо только тр…тр…тр… Недавно он такую написал пьесу: Лекарство от холеры, что волосы дыбом становятся. У нас один чиновник с ума сош`л, когда прочитал. Того же дня приехала за ним кибитка и взяли его в больницу…»

Критика

Современная «Арабескам» критика в целом оказалась доброжелательная к новой повести Гоголя.

«В клочках из записок сумасшедшего», по отзыву «Северной пчелы» (1835, № 73), «есть… много остроумного, смешного и жалкого. Быт и характер некоторых петербургских чиновников схвачен и набросан живо и оригинально».

Сочувственно отозвался и враждебный «Арабескам» Сенковский , усмотревший в «Записках сумасшедшего» те же достоинства, что и в «забавной истории» поручика Пирогова . Правда, по мнению Сенковского, «Записки сумасшедшего» «были бы лучше, если бы соединялись какою-нибудь идеею» («Библиотека для чтения» , 1835, февраль).

Гораздо ярче и глубже оказался отзыв Белинского (в статье «О русской повести и повестях Гоголя»): «Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание» . - Повторил этот свой отзыв Белинский и в рецензии (1843 года) на «Сочинения Николая Гоголя»: «Записки сумасшедшего» - одно из глубочайших произведений…"

Повесть Гоголя и психиатрия

По мнению психологов и психиатров «Гоголь не поставил перед собой цель описать сумасшествие чиновника. Под прикрытием „Записок сумасшедшего“ он описал убожество нравов и духовности чиновничьей и светской среды. И „дружеская переписка“ собачек Меже и Фидель, и дневник чиновника наполнены такой острой иронией и добротным юмором, что читатель забывает о фантастичности фабулы повести.

Что касается характера сумасшествия чиновника, то оно относится к мании величия . Она бывает при параноидной форме шизофрении , прогрессивном сифилитическом параличе и паранойе . При шизофрении и прогрессивном параличе бредовые идеи мании величия интеллектуально значительно беднее, чем при паранойе. Поэтому систематизированный бред героя повести носит паранойяльный характер и Гоголь описал его ярко и правдоподобно» .

Цитаты и реминисценции из «Записок сумасшедшего»

Неоконченный рассказ под названием «Записки сумасшедшего» есть у Льва Толстого . Впрочем, в тексте рассказа нет явных аллюзий на Гоголя .

В наше время написано множество текстов под таким же названием и с подобной композицией, где также описывается постепенное схождение человека с ума, но в обстановке современности. Также «Записки сумасшедшего» - популярный подзаголовок блогов .

Схожее название - «Записки психопата» - носят дневники Венедикта Ерофеева .

Любопытна история гоголевского окказионализма «мартобрь» (одно из писем Поприщина датировано 86 мартобря). Набоков использовал его в своем переводе Кэрролла «Аня в стране чудес» , описывая то, как Шляпник и Мартовский Заяц поссорились со Временем . Одно из стихотворений цикла «Часть речи» Иосифа Бродского начинается со слов «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря» .

По мнению литературного критика Виктора Пивоварова многие писатели русского андерграунда "вышли из «Записок сумасшедшего».

Кто мы? Андрей Монастырский, например, со своим «Каширским шоссе» и метафизикой ВДНХ, Пригов, вопящий свои сакральные азбуки и написавший 27 тысяч стихотворений, Звездочетов и его «Мухоморы», Юра Лейдерман с бредовыми, никому не доступными текстами, Кабаков со своим «Человеком, улетевшим в космос», Игорь Макаревич, вырезающий из дерева череп Буратино. О петербургских психах молчу, поскольку знаю о них только понаслышке, но говорят, у них там гнездо. Любой читатель этот список легко дополнит .

Постановки

Экранизации

  • «Записки сумасшедшего», советский фильм .

Театральные постановки

В главной роли - Максим Корень, режиссёр-постановщик Марианна Напалова.

Примечания

Ссылки