Каждый работодатель хочет, чтобы у него работали лучшие сотрудники. И это вполне естественно - ведь лучшие сотрудники, соответственно, лучше выполняют поставленные перед ними задачи. И, исходя из таких благих намерений, в требования к будущему сотруднику руководители включают огромный список необходимых характеристик. При этом они надеются выбрать кандидата только с хорошими личностными качествами, рассчитывая на то, что именно он будет плодотворно и с удовольствием трудиться на благо работодателя. Однако такие идеально соответствующие требованиям кандидаты попадаются чрезвычайно редко, если попадаются вообще. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего, выдвигая требования к кандидатам, необходимо помнить, что не бывает однозначно плохих или хороших психологических качеств человека. Оценка этих качеств зависит от ситуации, в которой они проявляются, и в соответствии с ситуацией они получают свое название. Осторожный и трусливый, бережливый и скупой, храбрый и наглый, добрый и мягкотелый - все эти пары различных по оценочному суждению качеств отображают отношения к одним и тем же личностным особенностям в разных ситуациях. Так и с претендентами на вакантные должности - практически нет однозначно плохих или хороших кандидатов, просто в зависимости от своих личностных особенностей они либо подходят для выполнения предлагаемой нами работы, либо не подходят.

Выдвигаем адекватные требования

К сожалению, требования, выдвигаемые к кандидату, зачастую бывают не совсем адекватными его будущим функциям, а иногда и довольно противоречивыми. Например, необходимость быть жестким, напористым руководителем и при этом чутким к проблемам людей. Кроме того, в этих требованиях не учитывается, что чрезмерно выраженное какое-либо очень желательное для нас, работодателей, качество в будущем может стать причиной многих проблем.

Например, выдвигая такое требование, как наличие у кандидата очень высокого уровня ответственности, руководитель не задумывается над тем, что гипертрофированная ответственность выражается в стремлении держать все под контролем, а это не только приводит к повышенным требованиям к окружающим, но порождает излишнее нервное напряжение как самого человека, так и тех, кто работает рядом с ним.

Или такое качество, как нацеленность на результат - замечательное свойство личности для любого топ-менеджера компании. Тем не менее следует обязательно учитывать, что при взаимодействии с подчиненными менеджер, строго нацеленный на результат, только ставит задачу и сообщает о том, что должно быть сделано, но никогда не объясняет, как это делать. И не потому, что не хочет объяснить, а просто потому, что не в состоянии осознать того, что другие чего-то могут не понимать. Именно по этой причине у человека, нацеленного исключительно на результат, никогда не получится обучать других, что может быть воспринято как высокомерие и провоцировать напряжение в коллективе. Таким образом, если среди задач, которые будут стоять перед новым сотрудником, есть потребность объяснять другим, как выполнять задание, то в этом случае нужно искать кандидата, среди качеств которого также присутствует нацеленность на процесс. Но при этом мы будем вынуждены смириться с тем, что нацеленность на результат у такого претендента будет несколько ниже.

Кроме того, для всех ли работников необходима нацеленность на результат? Если речь идет о сотрудниках, занимающихся продажами, организацией или расширением бизнеса, внедрением новых технологий и т. д., то это качество является безусловным преимуществом. Однако следует задуматься, в какой мере оно требуется шоферу, охраннику, делопроизводителю, библиотекарю, медсестре и другим работникам, которые изо дня в день выполняют практически однообразную, достаточно монотонную работу. Какой реальный результат на такой работе можно получить? При этом почему-то среди требований к таким категориям работников «нацеленность на результат» нередко занимает ведущую позицию.

Какая нужна самооценка

«Нужны специалисты с высокой самооценкой» - такое требование часто можно заметить в объявлениях молодых развивающихся компаний. И это, в общем, оправданное требование, поскольку высокая самооценка придает человеку уверенность, вследствие чего он способен выдвигать инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Однако если руководитель является сторонником доминирующего, авторитарного стиля управления, то для него подчиненный с высокой самооценкой - это потенциальный источник конфликтных ситуаций. Ведь уверенный человек знает себе цену и не позволит собой помыкать, повышать на себя голос, будет отстаивать свои интересы и идеи или же просто возражать руководителю, когда будет видеть, что последний не прав.

А вот люди с заниженной самооценкой - в поведении робкие и неуверенные, - как правило, подчиняемые, хорошие исполнители, не перечат, работают по определенному руководителем алгоритму. Обычно они достаточно хорошо выполняют однообразную работу, однако теряются, когда необходимо проявить творческий подход. Они не готовы принимать решения за других, но очень ответственно относятся к выполнению своей работы. При этом могут даже проявить настойчивость, если уверены в своей компетентности.

Определяя уровень самооценки, важно не ошибиться в ее адекватности, т. е. чтобы при низкой самооценке у человека не было слишком больших амбиций (высокого уровня притязаний). Такие люди могут вести себя самоуверенно, иногда даже развязно, но они никогда не возьмут на себя ответственность за принятые решения, они мнительны и подо­зрительны, болезненно воспринимают все разговоры и сплетни о себе. При такой неадекватности самооценки и уровня притязаний любая ситуация оценивания воспринимается человеком как угрожающая, стало быть, может провоцировать его агрессивность и возникновение конфликтов.

Конформность и коммуникабельность

Еще одним замечательным качеством, которое также имеет свои плюсы и минусы, является конформность - умение приспособиться к окружающим. С одной стороны, конформный человек может безболезненно и для себя, и для других влиться в новый коллектив, наладить взаимоотношения и в сжатые сроки начать полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, поскольку адаптация такого сотрудника происходит достаточно быстро. Но, с другой стороны, повышенная конформность приводит к податливости мнению большинства, неспособности иметь и отстаивать свою точку зрения, растерянности в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.

Поэтому, если для руководителя важно поддержание хороших взаимоотношений в коллективе, поскольку от этого существенно зависит результат работы, следует искать достаточно конформного кандидата. Однако если новому сотруднику предстоит провести реорганизацию работы, строго контролировать деятельность других, навести и поддерживать порядок (например, на складе, чтобы избежать потерь и порчи товара), то здесь необходим человек несколько неуживчивый, не допускающий панибратских отношений.

Но, пожалуй, чаще всего работодатели ищут коммуникабельных сотрудников, т. е. таких, которые умеют общаться. И действительно, сегодня нелегко выделить сферу деятельности, в которой общение было бы совсем не нужным. Но коммуникабельность может проявляться по-разному: один много и безудержно рассказывает, другой просто приятен в общении, третий - способен внушать и убеждать.

Работодателю, прежде чем выдвигать к кандидату такое требование, как коммуникабельность, важно четко определить: что, как и, главное, зачем надлежит выполнять будущему сотруднику, какие задачи будут перед ним стоять. Ведь и актер, и политик, и учитель часто делают, по сути, одно и то же - выступают перед аудиторией. Но задачи у них совершенно разные, и, следовательно, их коммуникабельность тоже должна проявляться по-разному. Кроме того, важно помнить, что коммуникативная активность далеко не всегда является свидетельством коммуникативной компетентности, а человек, который много и легко говорит - не всегда говорит то, что нужно, там, где нужно, и тому, кому нужно.

Вероятно, при выдвижении к кандидату требования о высокой коммуникабельности более целесообразным будет определение необходимых для него коммуникативных умений в зависимости от задач, которые ему предстоит решать. Рассмотрим для примера деятельность сотрудника, который должен по телефону отвечать на вопросы клиентов. В одном случае перед ним может быть поставлена задача поддерживать с клиентом разговор, пока его коллега ищет в базах данных ответ на заданный вопрос. В другом случае, если запрашиваемая информация отсутствует, необходимо минимально сократить время общения. В первом случае нужен сотрудник, способный заговорить клиента, во втором - вежливо и доброжелательно отказать.

Хорошо, когда человек креативен - проявляет ко всему творческий подход, выдвигает интересные идеи. Такой сотрудник может способствовать внедрению нового направления деятельности, выведению организации на более высокий уровень развития или хотя бы просто не дать коллективу застояться в рутине. Но глупо требовать от такого сотрудника полного воплощения его идей, особенно если для этого необходимы значительные затраты времени. Он попросту не способен долго работать над одной идеей, поскольку в его голове будут рождаться следующие - более интересные, необычные или свежие. А к старым идеям он просто теряет интерес.

И так практически со всеми качествами - все они имеют свои плюсы и минусы. Человек, имеющий свою точку зрения на все вопросы, с трудом воспринимает взгляды других людей, особенно если они очень сильно не совпадают с его собственными.

Внимательный, педантичный сотрудник обычно работает медленно и из-за склонности к перепроверкам сделанного не сможет выполнить срочную работу. Крайним проявлением высокой стрессоустойчивости может быть безразличие к окружающим, а чрезмерная активность способствует быстрой потере интереса к уже начатым делам и их незавершению.

Не лишним будет при выдвижении требований к кандидату также учитывать особенности корпоративной культуры организации. Если в коллективе принято совместное обсуждение всех вопросов, то замкнутый, неразговорчивый сотрудник просто не впишется в этот коллектив. А человек, привыкший к быстрому и четкому исполнению поставленных задач, придется не ко двору в организации, где любому делу предшествует длительное раскачивание.

Нежелательные качества кандидата

Выдвигая требования к кандидату, иногда очень важно определить не только, какие качества должны быть у него, но и каких не должно быть.

На руководящие должности, например, категорически не годятся люди с низкой (заниженной) самооценкой, неуверенные в себе, нерешительные, не способные принять на себя ответственность. Такие сотрудники являются хорошими исполнителями.

Исполнитель на руководящей должности не способен организовать работу подчиненных, провести эффективное совещание. Он будет просить, а не давать распоряжения; спрашивать, а не контролировать результаты выполняемой работы; переделывать сделанное сам, если обнаружит ошибки, а не требовать их исправления от других. Он будет бояться принимать ответственные решения, уклоняясь от них или перекладывая ответственность на других и, как следствие, затягивая решение любого вопроса. Иногда он будет обижаться, повышать на подчиненных голос, угрожать им наказаниями. В зависимости от других личностных качеств такого руководителя, его будут жалеть, презирать или игнорировать, и качество работы от этого будет только ухудшаться.

Нельзя для выполнения коллективной работы принимать импульсивных, эмоционально несдержанных кандидатов, даже если они являются высококлассными специалистами. Сами-то они, может, и будут работать, но окружающие после их эмоциональных вспышек будут просто деморализованы.

Эмоционально неустойчивых кандидатов нельзя принимать и для работы с большим потоком клиентов или посетителей. Неуравновешенность, низкий эмоциональный самоконтроль таких сотрудников будет отпугивать клиентов и отправлять их к конкурентам. А при низкой конкуренции вас просто завалят жалобами на поведение вашего сотрудника. Хотя для отпугивания нежелательных посетителей такой сотрудник очень даже может пригодиться.

Таким образом, выдвигая требования к кандидату на работу, важно определиться не только с тем, какие качества должны быть присущи претенденту и каких не должно быть, но и с тем, насколько желательные для нас качества должны быть выражены. Ведь не зря говорится, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Поэтому основной и, возможно, наиболее сложной задачей станет определение той золотой середины, где указан необходимый минимум выраженности желательных и допустимый максимум выраженности нежелательных качеств наших претендентов.

Ирина Мостовая

Справочник кадровика

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

Что это? Что-то посередине - серенькое, средненькое, посредственное? Но почему тогда ЗОЛОТАЯ?

Порассуждаем?!

Встретились две женщины и жалуются одна другой.

Первая говорит: «Мой муж такой скряга, такой скряга! Всё деньги копит. Цветы мне дарил только на первое свидание. О подарках я вообще забыла. Продукты у нас самые скромные – ничего лишнего: картошка, овощи, да молоко! Мы никуда не ходим и не ездим отдыхать! Одежда по минимуму…

А другая говорит: «А мой такой расточительный, я уже устала его переубеждать! Постоянно делает мне подарки, и в праздники и в будни. Завалил меня букетами. Говорит, что я достойна самых красивых бриллиантов и цветов. Он очень любит путешествовать и развлекаться. Мы каждый уикенд и отпуск куда-нибудь выезжаем… Мы не на что не можем накопить! Вот так и живем с родителями.

Вот так! Две стороны одного вопроса – две крайности. Бывает в жизни ситуации, когда мы хотим сделать всё идеально, тратим много энергии и бросаемся из . Иногда это приводит к печальному результату. И оглядываясь назад можно сделать вывод: «Лучше бы вообще ничего не делал!»

В жизни много ситуаций, в которых крайность не приводит к нужному результату. Нужен баланс.

В воспитании правило ЗОЛОТОЙ середины особенно важно!

Например: одни родители, пользуются методами, основанными на попустительстве в отношении к ребенку. Ребенок в этом случае предоставлен самому себе, он полностью бесконтролен со стороны взрослых. Развитие его происходит по стихийному сценарию, в основном под влиянием улицы. У таких детей чаще наблюдается задержка психического развития по психогенному типу. Вырастает он чаще не организованным, у него мало полезных привычек. Другая крайность: родители контролируют каждый шаг своего дитя, многое делают за него, на любое действие дают совет или критикуют. К чему это приводит? Ребенок полностью вырастает зависимым, не самостоятельным. У него не развивается самоконтроль. Он не умеет добиваться своей цели. Выбирает себе спутника жизни, который управляет его поступками. Хотя самому человеку это может и не нравиться, и он сопротивляется, скандалит, но в тоже время так и не выходит на активную жизненную позицию, а живет по указке и в роли жалобщика. Вот и напрашивается здесь некий баланс!

Возьмём отношения между юношей и девушкой. Мы поначалу мечтаем о безграничном внимании со стороны противоположного пола. Но когда этого внимания становиться ОЧЕНЬ много и оно проявляется постоянно, в течение длительного времени - мы все начинаем его избегать! Отношения прекращаются! Чаще с непониманием той стороны, которая готова была «отдать всё ради любимого человека».

В психологии всегда у одной проблемы есть два крайних полюса. Как пример: Вы вероятно замечали, что у слишком аккуратных родителей может быть ребенок совершенный неряха. Отношение к чистоте . И при особых условиях развития у человека появляются так называемые фрустрации, которые и закрепляют проблему в определенном типе поведения. Зафиксироваться это может как в одном так и в противоположном полюсе. Маниакальная чистоплотность и беспредельная неряшливость имеют тот же корень одной проблемы. Точно так же можно говорить и о других поведенческих проявлениях человека, акцентуациях его характера, отношениях друг с другом и с самим собой.

Поэтому и бывают в жизни феномены, когда человек бросается из крайности в крайность. Это легко, всего один шаг, как от любви до ненависти! Он не убирает причины своих внутренних переживаний, живет с одной и той же проблемой (думая, что решил её) но только в другом её полюсе!!!

Важно! Правило, золотой середины не всегда применимо. В степени совершенства ума, здоровья, лидерских качеств, … действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменимо оно и к геометрическим параметрам.

Правило ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ хорошо подходит к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий и т.д. Таких параметров в мире очень много.

А самое великое искусство – это умение находить золотую середину в человеческих отношениях!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Друзья, сегодня я хочу поговорить о золотой середине. Придерживаться золотой середины очень важно, чтобы ваша жизнь текла гармонично и вы не создавали себе лишнего стресса.

Вспомните, как Будда пришел к золотой середине – познав роскошь, он познал также и противоположную сторону жизни – аскезу, нищету, отказ от материального. Выйдя к реке, он услышал, как на проплывающей по реке лодке наставник говорит юному музыканту: «Если ты натянешь струну слишком сильно, она порвется, если слишком слабо, она будет дребезжать!»

Это применимо абсолютно ко всему! Вопрос в том, как мы будем определять, как мы «натянули струну» нашей жизни? Много мы вкладываемся в то или иное или недостаточно? Главный критерий – внутри нас. Чем ближе мы к нашему внутреннему центру, чем лучше мы распознаем его сигналы и следуем им, тем более ровно и гармонично идет наша жизнь!

К примеру, вы заняты работой над проектом. Но при этом вы – не только работник, вы еще человек, у которого, есть семья, есть заботы и обязанности, есть необходимость в отдыхе наконец! Если перегнуть палку в одну сторону – впрячься в работу так, что приходя домой вы просто падаете, и так не один день, а постоянно, то наступит момент, когда ваши ближние устанут от такого положения дел, дома возникнет напряжение, и вместо желанного отдыха вы получите комок нервов и проблем. А после этого вам опять предстоит идти на работу. Можно представить, с каким настроением… И если ничего не предпринять по решению такой ситуации, то узел на вашей шее будет затягиваться все туже…

На первый взгляд кажется, что взяв на себя чрезмерные обязательства, нет другого выхода, как только лечь костьми, чтобы их выполнить. На самом деле все проще. Как только вы начнете заботиться не только о том, как бы их выполнить, но и о «себе любимом», то затянутый узел будет постепенно высвобождаться. Вы устали, тело затекло – сделайте ряд упражнений! Вы и так работаете в хорошем темпе, но вам приносят дополнительные задания, которые при всех ваших усилиях просто невозможно впихнуть в один рабочий день – не бойтесь сообщить об этом вашему руководителю! Кажется, что если вы начнете заботиться о себе, то ваш имидж прекрасного надежного работника в глазах коллег испортится, но на самом деле все происходит с точностью наоборот…

Итак, что бы вы не делали, какой бы выбор не стоял перед вами, помните, что в первую очередь вы отвечаете за каждый ваш поступок не перед людьми, близкими или далекими, а перед Вселенной. И именно она будет отвечать на ваши действия. Через окружающих вас людей и ситуации. Вы делаете шаг навстречу себе с позиции здорового эгоизма – и вдруг вы замечаете, что начальник несет кипу дополнительной работы уже не вам, а вашему коллеге… Таких примеров может быть сколько угодно. Важно, чтобы вы четко отслеживали, когда вы начинаете забывать о себе, своем теле, своих эмоциях, своих потребностях и концентрироваться на чем-то внешнем и заметив это, возвращались к себе. Почувствуйте свое тело, свое сердце, свой ум, свое дыхание.

А что касается того, как узнать, не слишком ли мало вы вкладываетесь – это можно распознать, когда реальность, которую вы пытаетесь создать – работа ли это, проект или отношения – начинают расползаться по швам. То, во что мы не вкладываемся, что нам не интересно, отпадает само собой.

То, что предназначено вам вы получите в любом случае. То, что не ваше, вы не сможете получить даже если приложете кучу усилий. Так стоит ли вообще волноваться? Делайте то, что вам подсказывает ваше сердце, идите туда, куда оно ведет и не заботьтесь о последствиях. Предоставьте их Вселенной, и вы увидите, насколько легкой, прекрасной и гармоничной станет ваша жизнь!

Лилия Илюшина

Героев русских народных сказок судьба часто приводит на перепутье, на перекресток дорог — туда, где лежит, поросший мхом, волшебный указатель-камень. А на нем надпись: «Направо пойдешь… Налево пойдешь… Прямо пойдешь…» Следуя по своему жизненному пути-дороге, мы, подобно сказочным героям, тоже иногда оказываемся перед выбором – как поступить? В какую сторону отправиться? И от того, какое решение мы примем, порой зависит вся наша дальнейшая жизнь. Как не совершить ошибку и выбрать верный путь?

«Мне бывает очень трудно принять решение, сделать выбор, — рассказывает Мария, - Наверное, это потому, что я очень боюсь ошибиться и всегда ищу самый лучший, единственно «правильный» вариант. Я бесконечно взвешиваю все «за» и «против», прошу совета у друзей и разных компетентных людей, собираю информацию. В конце концов, этих знаний и чужих мнений становится так много, что голова идет кругом. И я просто пускаю все на самотек, а тем временем, мой «поезд» уходит…»

Оказавшись перед выбором, многие из нас действуют так же, как Мария – опираясь на логику и здравый смысл. Мы расписываем на бумажке возможные варианты и подсчитываем плюсы и минусы для каждого. Или обращаемся за подсказкой к другу. В этом нет ничего плохого – вполне себе рациональный подход. Но беда в том, что это не всегда работает. И поэтому, если вы взвесили все «за» и «против», сосчитали все плюсы и минусы, получил кучу добрых советов, но так и не пришли к согласию с самой собой – прислушайтесь к голосу своего сердца, к своей интуиции.

Как боги истину прятали

Есть одна восточная легенда про то, как боги создавали мир. Сначала они сотворили солнце, луну и Землю. Потом — звезды, моря и горы… Затем они создали человека. И в самом конце – истину. Создав истину, боги призадумались: как бы ее понадежнее спрятать — так, чтобы человек не сразу ее отыскал (им хотелось, чтобы перед тем, как постичь истину, человек хорошенько потрудился).

«Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», –предложил один бог.

«А давайте лучше — на самой далекой звезде», – сказал второй.

«Во мраке морских глубин!», «На обратной стороне луны!» — высказались третий и четвертый.

Наконец, самый древний и мудрый из богов произнес: «Нет, мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что всегда носит ее в себе».

Хитроумные боги не ошиблись: иногда мы готовы спрашивать совета у кого угодно, но только не у самих себя. Между тем, наш самый лучший и авторитетный советчик – это наша собственная интуиция. Как же услышать ее голос?

Слушать свое тело

Начнем с простого – с интуиции тела, которое порой является лучшим подсказчиком, чем логика и разум. Итак, представьте, что вам нужно выбрать один вариант из двух. Сядьте прямо, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Сформулируйте свой вопрос. Например: пойти или не ходить на свидание; переходить или нет на новую работу. Теперь представьте, что ваши руки – чаши весов. Расположите их на одном уровне ладонями вверх. На одну чашу «положите» один вариант развития событий, на вторую – другой. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своей дилемме: представьте что будет, если вы выберете один вариант, а что – если другой. Постарайтесь мысленно взвесить обе ситуации и их последствия. А теперь откройте глаза. Какая из рук перевешивает? Вероятно, именно к этому решению вы, в глубине души, склоняетесь.

В потоке

Когда мы принимаем то или иное решение, мы можем чувствовать либо всплеск энергии, либо ее спад. Предположим, что вы уже сделали свой выбор, — что вы при этом ощущаете? Приток сил? Или, наоборот – тяжесть на душе? Улучшилось ли у вас настроение? Прислушайтесь к себе.

Обычно, делая шаг в верном направлении, человек чувствует облегчение – будто гора упала с плеч, и ощущает подъем энергии. Более того – если мы движемся в правильном направлении, окружающий мир становится нашим союзником и начинает нам помогать! Сложные вопросы находят простое решение, на нашем пути возникают нужные люди, все двери открываются, — как — будто судьба зажигает нам зеленый свет. Если с вами такое происходит – вы в потоке. Пользуйтесь этим!

Но бывает и наоборот. Нам вроде нужно куда-то идти, но что-то останавливает. Мы все-таки делаем над собой усилие, но сразу же натыкаемся на препятствия: не можем найти ключ от квартиры, забываем бумажку с адресом, садимся не в тот автобус… Тем не менее, мы преодолеваем все преграды и все-таки оказываемся в нужном месте. Но вскоре выясняется, что ничего хорошего это нам не принесло. «Я ведь с самого начала не хотела сюда ехать!» — говорим мы себе, сокрушаясь. Но, что сделано – то сделано…

Порой такие знаки судьбы не просто предостерегают от неприятностей, но и спасают человеку жизнь. Существует статистика, из которой отчетливо видно: процент отказавшихся от поездки или опоздавших на самолет, потерпевший крушение, обычно возрастает.

Задать вопрос Вселенной

Древние греки были уверены: у Вселенной есть ответы на любые наши вопросы, нужно лишь уметь правильно их задавать и внимательно слушать подсказки. У жителей города Фары был свой, особый способ вести диалог с Высшими силами. В качестве посредника они использовали статую Гермеса. Мы знаем его как бога торговли, но, оказывается, Гермес также «отвечал» за удачу, счастливые встречи и случайные совпадения.

Человек, который хотел узнать ответ на свой вопрос, должен был прийти поздно вечером к статуе – оракулу, что стояла посреди рыночной площади. И тихо, чтобы никто его больше не услышал, попросить у Гермеса совета. Затем вопрошающий затыкал уши и шел прочь. Лишь выйдя за рыночные ворота, он убирал руки от ушей и начинал вслушиваться в окружающие голоса и звуки. Как правило, первый же обрывок случайного разговора незнакомых людей содержал в себе ответ на животрепещущий вопрос. Иногда этот ответ звучал четко и очевидно: «Да», «Нет», «Подожди», «Не спеши», «Давай быстрей»… А иногда – казался абсолютной абракадаброй, которую надо было еще расшифровать. Как бы то ни было, известно одно: Гермес никогда не ошибался!

Задать свой вопрос Вселенной может каждый из нас, и для этого вовсе не обязательно прибегать к посредничеству рыночного оракула.

1. Четко сформулируйте вопрос. Запишите его на листке бумаги и положите в сумочку или карман. Теперь эту бумажку нужно будет носить с собой, время от времени доставая и перечитывая – так вы сохраните сосредоточенность на проблеме.

2. Установите временные рамки для получения ответа. Можно сделать как древние греки: задать вопрос, выйти на улицу и сосредоточиться на происходящем. Первые, услышанные вами слова, какое-то примечательное событие или что-то необычное, что повстречается вам на пути – может содержать ответ на ваш вопрос. А можно установить для себя и другие сроки, например, решить, что ответа от Вселенной вы будете ждать в течение одного, трех, десяти дней… Как пожелаете!

3. В течение этого времени, будьте очень внимательны ко всему, что вокруг вас происходит. Это могут быть случайные встречи, странные совпадения, непредвиденные обстоятельства, разговоры с людьми и, конечно, — ваши сны! Все это, возможно, будет нести в себе какую-то важную для вас информацию. Отсутствие знаков судьбы тоже может расцениваться как знак – если Вселенная не спешит с ответом, может, вы слишком торопите события? Или спрашиваете совсем не о том, что вам на самом деле нужно?

Медитация «Сила предков»

Когда наш разум молчит, тело ничего не подсказывает, а Вселенная не посылает никаких особых знаков – можно попробовать получить подсказку из глубины веков. Для этого нужно обратиться к силе своего рода, к своим предкам. В этом поможет следующая медитация. Встаньте посреди комнаты и представьте, что вы – вершина большой пирамиды. За вашей спиной стоят ваши родители, за ними – их родители и так далее. Теперь повернитесь к своим предкам лицом. Почувствуйте, как они на вас смотрят: доброжелательно, строго, с поддержкой, любовью? Поблагодарите их за дар, которым вы им обязаны – вашу жизнь. И попросите силы и мудрости для принятия решения. А теперь внимательно прислушайтесь к себе – что ответили вам ваши предки? Возможно, они дали вам какой-то наказ, а может, преподнесли подарок. Поразмышляйте, что он значит?

Заземлитесь

Если вам нужно срочно принять решение, и вы не знаете, как поступить, для начала – заземлитесь. Замечали ли вы, что когда мы сильно волнуемся или не знаем как поступить, нам бывает трудно стоять спокойно? Мы не находим себе места: вскакиваем, ходим, бегаем, мечемся, суетимся… А ведь именно в такие моменты нам просто необходимо «обрести твердую почву под ногами», почувствовать связь с землей – источником стабильности, надежности, незыблемости… Итак, поставьте ноги на ширину плеч, полностью вдавите ступню в пол и постойте так несколько минут. На это время, постарайтесь выбросить из головы беспокойные мысли, прекратите диалог с самой собой. Вскоре ваше беспокойство уйдет – вы обретете способность трезво мыслить, и примете верное решение.

Правило золотой середины

С какого момента интуитивное предвидение превращается в страх перед будущим, боязнь перемен? Когда мы боимся сделать решительный шаг, видим вокруг одних врагов и всегда готовы объяснить свое бездействие подсказками свыше? Например, нам нужно принять важное решение – переезжать или нет в другой город, в котором нам предложили интересную работу. И тут же воображение начинает рисовать страшные картинки из жизни на чужбине, мы принимаемся перечислять возможные препятствия, трудности, с которыми можем столкнуться на новом месте. И, в итоге, приходим к выводу: «Нет уж, лучше я останусь дома, на своем диване».

Или: раз за разом берем, а потом сдаем билеты на самолет, предчувствуя, что поездка добром не кончится. Или же пачками скупаем лотерейные билеты, — что-то нам подсказывает, что в следующий раз непременно повезет. Интуиция ли все это? Вряд ли, скорее — проявление некоторых черт нашего характера. Например, нерешительности, лени, тревожности, мнительности, неуверенности в себе, жадности… Чтобы понять с чем мы имеем дело – с «шестым чувством» или своими собственными «заморочками», нужна честность перед самой собой, спокойный, объективный взгляд на саму себя и свои недостатки.

Для того, чтобы пользоваться интуицией, соблюдайте правило золотой середины. Не принимайте решения, не прислушавшись к своему внутреннему голосу, но и не превращайте свою жизнь в бесконечный тревожный диалог с самой собой. Ведь если интуиция — истинный голос нашего «Я» — оберегает нас и ведет вперед, то страх – сковывает, тормозит и не дает двигаться дальше..

Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Как воспитать решительность в ребенке

к оглавлению

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

к оглавлению

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

к оглавлению

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

к оглавлению

Выбираем одежду вместе

Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

к оглавлению

О выборе и псевдовыборе

В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

к оглавлению

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

к оглавлению

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Елена Каспиркевич