Добрый день! Толстой писал, что "если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство". Можно ли так цитировать ? Большое спасибо!

Цитата оформлена верно.

Вопрос № 279389
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно ли цитировать слова, высказывания кого-либо? Или же корректней будет сказать, что мы цитируем самого автора высказывания, а не его слова (цитировать Чехова / цитировать слова Чехова).

Ответ справочной службы русского языка

Можно цитировать какое-то произведение Чехова , т. е. приводить выдержку из него, или цитировать Чехова (если речь идет о высказывании). Цитировать слова - неудачный оборот.

Вопрос № 278945
Как корректно написать цитату Л. Н. Толстого по правилам дореформенного правописания?

"<<...>> писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, <<...>> получает 100 ударов розги".

Корректен ли вариант: "<<...>> писатель, который употребитъ слово, значенiя котораго онѣ не можетъ объяснить, <<...>> получаѣтъ 100 ударовъ розогъ"?

Ответ справочной службы русского языка

Нужно цитировать по дореформенному изданию, которое следует найти в библиотеке.

Вопрос № 278162
Надо ли ставить точку после закрывающей кавычки, если цитата оканчивается воскл. или вопр. знаком, а далее идет повествовательный текст или др. цитата.

"............!" точка..................
или
"..........!"...............

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 274047
При ссылке на текст из какого-либо документа, после предлога "согласно" обязательно ли в точности цитировать текст? И нужна ли в этом случае запятая после "Согласно..."?
Например: в тексте ТК РК в статье 82 написано: "Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), время начала и окончания ежедневной работы (рабочей смены), время перерывов в работе определяются с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели правилами трудового распорядка организации, трудовым, коллективным договорами.".
Можно ли в журнале напечатать следующим образом, перефразировать, так сказать:
"Согласно ст. 82 ТК РК, продолжительность, время начала, окончания и перерывов в ежедневной работе (рабочей смене) определяются с соблюдением..."

Ответ справочной службы русского языка

Если последующий текст не заключен в кавычки, совсем не обязательно оставлять точную цитату. Обратите внимание, что в Вашем варианте некорректно употребляется зависимое слово при однородных членах. Возможный вариант: Согласно ст. 82 ТК РК, продолжительность, время начала, окончания ежедневной работы (рабочей смены) и перерывов в ней определяются с соблюдением...

Вопрос № 273945
При ссылке на текст из какого-либо документа, после предлога "согласно" обязательно ли в точности цитировать текст?

Ответ справочной службы русского языка

Непонятно, Вы хотите процитировать название документа или отрывок из текста?

Вопрос № 261142
Доброе утро. Я готовлю документ, в этом документе буду цитировать письменные пояснения другого человека. Но там есть грамматические и орфографические ошибки. Стоит ли в цитатах исправлять ошибки или оставить цитату полностью неизменной?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы можете придерживаться обеих тактик, но в любом случае в документе должно быть соответствующее примечание.

Вопрос № 258283
Здравствуйте,
Какая пунктуация необходима при фрагментарном цитировании предложения или отрывка?
К примеру: "Они были не столько глупы, сколько надменны". Если я хочу процитировать предложение так, чтобы субъект был в связи только с одним из предикатов, то будет ли правильной следующая пунктуация: "Они были <...> надменны"?

Ответ справочной службы русского языка

Многоточие в угловых скобках заменяет опущенный при цитировании текст из одного или нескольких предложений. Пропуск нескольких слов и словосочетаний обозначается просто многоточием. Корректно: Они были... надменны.

Вопрос № 254370
Добрый день! Прочитала Ваш ответ на Вопрос № 254356

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста: если 2 - двое суток, 3 - трое суток, а 33 - ..., 1,5 - ...? Спасибо.
Nata None
Ответ справочной службы русского языка

Числительные "тридцать три" и "полтора" не согласуются со словом сутки в именительном падеже.

Но ведь даже в учебнике написано, что пОлтора суток употребляется, только с ударением на О.
С уважением, ОЛьга

Ответ справочной службы русского языка

Скорее всего, там говорилось о просторечном употреблении. Можете точно процитировать учебник и дать ссылку?

Вопрос № 250889
Уже почти 10 лет словарь Института русского языка предлагает писать "оперативно-разыскной", однако в юр. литературе (изменения УК и УПК 2008 г.) используется старая форма написания - "розыскной". Как правильно? Возможно ли в журнальной статье использовать оба варианта при необходимости цитировать документы?

Ответ справочной службы русского языка

Правописание регулируется орфографическими, а не юридическими нормами. Современной орфографической норме соответствует только вариант разыскной .

Вопрос № 248973
«Получил удар Эрдели, и я – в спину и голову». Как в этой фразе (ЦИТАТА из генерала Деникина) знаками препинания передать, что удар «в спину и голову» получил именно «я», а не я и Эрдели одинаково? Ума не приложу!!!

Ответ справочной службы русского языка

Нужно поставить точку (такой прием называется парцелляцией ):

Получил удар Эрдели. И я: в спину и в голову.

Однако, если речь идет именно о цитате, то цитировать нужно с такой же пунктуацией, как в источнике.

Вопрос № 247982
Как правильно цитировать в документах (внутренних и официальных для гос. организаций) материалы и должность Президента РФ - с заглавной буквы или нет?
Каким документом регулируется написание должностей в официальных документах РФ?
Укажите весь список, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно словарю «Прописная или строчная?» (В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова) Президент РФ пишется с прописной в текстах официальных документов. В остальных случаях корректно со строчной.

Вопрос № 242295
Добрый день! Как будет правильно: агентство со ссылкой на своего источника в ведомстве или свой источник в ведомстве? Агентство цитирует своего источника или свой исочник? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 242139
Хочу процитировать фразу "Как я ошибся, как наказан", но, будучи женщиной, должна писать "ошиблась" и "наказана". Тогда цитата ли это и ставить ли кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Это неточная цитата. Кавычки нужны – они указывают на то, что выделенные ими слова принадлежат другому автору.

Вопрос № 235986
Уважаемые ГРАМОТЕИ! "Мысль", как известно, можно "высказать", но никак не "сказать", а как быть со словом "фраза"? Иногда слышу: "сказал фразу", "говорит фразу". Правильно ли это? По-моему, со словом "фраза" можно использовать только глагол "произносить". Благодарю за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Да, сочетания _говорить фразу, сказать фразу_ нельзя признать корректными. Фразу можно _произнести, построить, процитировать _. Но верно: _говорить какими-либо фразами_, например: _он говорит короткими фразами_.

1. Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений

2. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли

3. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство

4. Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними

5. Больше всех говорит тот, кому нечего сказать

6. Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное

7. Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал

8. Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи

9. Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать

10. Разумное и нравственное всегда совпадают

11. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание

12. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою

13. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

14. Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную

15. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать

16. Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой

17. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим

18. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения

19. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя

20. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть

21. Жизнь должна и может быть неперестающей радостью

22. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь

23. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим

24. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай

25. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть

26. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе

27. Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить

28. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

29. Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны

30. Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи

31. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты

32. Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после

33. Кто научился размышлять, тому трудно веровать

34. Величайшие истины - самые простые

35. Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины

36. Дело науки - служить людям

37. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь

38. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства

39. Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой

40. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься

41. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье

42. Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина

43. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

44. Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят

45. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи

46. Бедствие - это оселок для человеческой жизни

47. Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии

48. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя

49. Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои

50. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают”

51. Слово есть поступок

52. Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание

53. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры

54. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников

55. Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным

56. Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде

57. Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти

58. Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни

59. Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее

60. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя

61. Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает

62. Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям

63. Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение. подчиниться ему и сотрудничать с ним

64. Живут лишь те, кто творит добро

65. Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу

66. Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других

67. Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека

68. Где любовь, там и Бог

69. Радость может быть совершенной лишь тогда, когда люди смотрят на свою жизнь как на служение

70. Живи в поисках Бога - и Бог не оставит тебя

71. Признак развратности нашего мира – это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им

72. Равенство капиталиста и рабочего такое же, как равенство двух борцов, из которых одному связали бы руки, а другому дали оружие в руки

73. Обман так силен и так ловок, что часто видишь, как те самые, которых высасывают и губят, - с страстью защищают этих высасывателей и набрасываются на тех, кто против них

74. Все люди с самого начала и прежде всякого юридического акта находятся во владении землею, то есть имеют право быть там, где природа или случайность поместила их

75. Тот, кто владеет землей в большем размере, чем нужно ему для прокормления своего и своей семьи, - виновник нужды и бедствий народа

76. Никто не может иметь право собственности на землю

77. Земля, как воздух и солнце, - достояние всех и потому не может быть предметом чьей-либо собственности

78. Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас

79. Люди кажутся друг другу глупы преимущественно от того, что хотят казаться умнее

80. Владение землей, как собственностью, есть одно из самых противоестественных преступлений. Отвратительность этого преступления незаметна нам только потому, что в нашем мире оно признается правом

81. Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник

82. Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный

83. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло

84. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого

85. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах

86. Война есть убийство. И сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире

87. В основе истинного произведения искусства должна лежать совершенно новая мысль или новое чувство, но выражены они должны быть действительно с рабской точностью всех мельчайших жизненных подробностей

88. Великие, истинные дела - всегда просты, скромны

89. Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу

90. Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить

91. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать

92. Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе

93. Доброта голубя - не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие

94. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру

95. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле

96. Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии

97. Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание

98. Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни

99. Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен

100. Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать

101. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным

102. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель

103. У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело

104. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной

105. Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум

106. Женщина знает, что наш брат все врет о высоких чувствах, - ему нужно только тело, и потому простит все гадости, а уродливого, безвкусного, дурного тона костюма не простит

107. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман и ошалел

108. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми

109. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель - радость - вполне достойна жизни

110. Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой

111. Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного, и раздувает маленького человека

112. Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни

113. Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино

114. Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания

115. Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются

116. Как ужасно вредна для художественного произведения фальшивая нота, отсутствие чувства меры

117. Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим

118. Не количество жизни дорого, а качество

119. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас

120. Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира

121. Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон

122. Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается

123. Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворятся, что знаешь, чего не знаешь

124. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие

125. Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы

126. Самая вредная ложь - это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная

127. Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя

128. Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, и подчинятся, и содействовать ему

129. Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить

130. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже – порок

131. Это страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным

132. Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник

133. Чтобы ни случилось, не теряй бодрости

134. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях

135. Чем выше стараешься показывать себя людям, тем ниже становишься в их мнении

136. Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват

137. Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди

138. Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру

139. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью

140. У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.

141. Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно

142. У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко

143. Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею

144. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим

145. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному

146. Тот, кто лучше всего знает сам себя, тот менее всего себя и уважает

147. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты

148. Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом

149. Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению

150. Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку

151. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние

152. Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке

153. Искусство - одно из средств различения доброго от злого

154. Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей

155. Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем

156. Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни

157. Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание

158. Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра

159. Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее

160. Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна

161. Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека

162. Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти

163. Лучше ничего не делать, чем делать ничего

164. Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других

165. Любить - благо, быть любимым – счастье

166. Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная

167. Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви

168. Любовь - творит жизнь

169. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье

170. Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели

171. Много нужно для искусства, но главное - огонь!

172. Музыка - высшее в мире искусство

173. Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение

174. Мы не любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали

175. Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся

176. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым

177. Нравственность человека видна в его отношении к слову

178. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей - главная задача искусства

179. Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов

180. Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство

181. Ничто так, как простота, не содействует сближению людей

182. Плохие книги не только бесполезны, но и вредны

183. Простота есть необходимое условие прекрасного

184. Простота есть главное условие красоты моральной

185. Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении

186. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им

187. Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна

188. Уничтожь один порок, а десять исчезнут

189. У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность

190. Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние

191. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

192. Чтобы быть настоящими друзьями, нужно быть уверенными друг в друге

193. Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает

194. Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный

195. Бессмертие, разумеется неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве

196. Благо людей в жизни. А жизнь в работе

197. Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва

198. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению

199. Брак истинный только тот, который освещает любовь

200. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи

201. Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание

202. Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного

203. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем

204. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей

205. Вера - это согласие воли с совестью

206. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство

207. Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство

208. Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети

209. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем

210. Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки

211. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было

212. Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их

213. Время проходит, но сказанное слово остается

214. Нет в мире виноватых

215. Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого

216. Знание - орудие, а не цель

217. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе

218. Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать

219. Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее

220. Все мысли о смерти нужны для жизни

221. Вспомнить о смерти - значит жить без мысли о ней

222. В судьбе нет случайностей; человек скорее создает нежели встречает свою судьбу

223. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь

224. Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства

225. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро

226. Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их

227. Дело критики - толковать творения больших писателей, из большого количества написанной всеми нами дребедни выделять лучшее

228. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью

229. Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение

230. Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой

231. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру

233. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле

234. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит

235. В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно

236. Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры

237. Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь

238. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе

239. Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе

240. Корень злых дел в дурных мыслях

241. Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать

242. Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его

243. Сила войска зависит от его духа

244. Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь

245. Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью

246. Язык есть орудие мышления

247. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь

248. Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны

249. В деле хитрости глупый человек проводит более умных

250. Музыка - это стенография чувств

251. Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей

252. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть

253. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

254. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды

255. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать

256. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью

257. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других

258. Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе

259. Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна

260. Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию

261. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам

262. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость

263. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих

264. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего

265. Ошибочно думать, что много-знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания

266. Знание без нравственной основы - ничего не значит

267. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению

268. Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны

269. Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно

270. Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими

271. Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь

272. Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей

273. Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала

274. Человек немыслим вне общества

275. Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение

276. Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками

277. Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни

278. Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери

279. Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому

280. Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи

281. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело

282. Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе

283. Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо

284. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные

285. Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним

286. Время проходит, но сказанное слово остается

287. Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их

288. В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний

289. Счастье есть удовольствие без раскаяния

290. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть

291. Правда всегда на стороне больших армий

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что сначала появился человек, а потом общество, ведь общество образуется объеединением людей различными связями и отношениями, первоосновой является человеческая деятельность, а в процессе совместной деятельности появляются взаимодействия между её участниками. Не было бы людей не появилось бы общество.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э.- 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал дpyгoгo». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте eгo с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от Aaннoгo античным философом, то в чем заключаются отличия?

Я понимаю высказывание Сенека, что общество- группа людей с одинаковыми интересами, если интересы рысходятся, то общество расколется. Современное определение общества отличается от определения данного философом тем, что в современном определении общества, общество - это ОБОСОБИВШАЯСЯ от природы часть материального мира... , а мы и есть природа, мы не можемот неё отделиться. Мы её дети.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Кaкая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Высказыванию Л.Н.Толстого созвучна мысль:"Важным условием жизни человека является коллективность. Человек - существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или орудиях труда." Я считаю, что эта мысль созвучна высказыванию писателя в связи с тем, что развитие человека обеспечивается нахождением его в среде людей, общением с себе подобными, а если человек уйдет (будет в отрыве от общества), то он будет пользоваться опытом и знаниями, приобретенными в процессе совместной деятельности в обществе, и ему будет не с кем общаться, а без коллективности жизнь потеряет всякий смысл, ведь человеческая деятельность - первооснова многочисленных связей и отношений в обществе, а без общения и нахождения среди людей, человек сходит с ума, дичает и превращается в "животное".

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) К явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, т.к. "отрицательные ценности", в куультуре это смещение (сдвиг) ценностей, сбитые приоритеты, это всё признаки нашей культуры. Культура не значит всё только хорошее, правильное, моральное, она обобщеное понятие того, что типично для нашего образа мышления, мировосприятия, духовной настроенности в данный момент. Сдвиг ценностей - это явление культуры.

  • Л. н. Толстой писал: " Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство" Какая мысль в учебном тексте созвучина этому высказыванию писателя?
  • Что за учебный текст? А Толстой, как и всегда, абсолютно прав. Об этом же говорил Будда Шакьямуни, что одинокая жизнь того, кто ей следует, может для него на определенном этапе и полезна, но она мало способствует благу других людей. Вы не поверите, но достойной бывает жизнь только у того, кто живет ради других, иначе жизнь на земле для индивида бесполезна
  • 1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

    2. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Кaкая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

  • 1. Человек и общество, по-моему, зародились почти одновременно. Мы не можем точно сказать, кто или что появилось первым. Но еще в древние времена, люди (наши дальние предки) объеденялись в стаи, племена, общины. Мы из покон веков живем бок обок. Мы опора друг друга. Одиному человеку не под силу выполнить трудоемкую работу, трубующую совместных усилий. Но если опираться на биологические принципы, то первым, разумеется, появился человек, а потом, люди начили понимать, что вместе они могут добится большего.

    2. Л. Н. Толстой только от части прав (по моему мнению). Если призадуматься, то что мы без общества? Мы сложный архитиктурный шедевр, сложенный из кирпичей (каждый кирпч служит опорой предыдущему), нам нужна поддержка. Приведу элементарный пример: купле-продажа. Чтобы добыть сырье для продукта, требуются охотник (если это дич) или рабочие (добыча деревьев, нефти и т. п.), необходим тот, кто организует поставку продукции, клиент, который скупит сырье у поставщика и только потом (пройдя еще множество ступеней) на прилавке появится исходный продукт. Все это делается руками людей. Из рук в руки передается продук, необходимый всем. Всем людям.

    ________________________________

    Надеюсь натолкнула на правильную мысль.

    В данном вопросе Ольга действительно рпава, человек существо не только биологческое но и социальное именно это отлчает его от животных, а без общества он просто биологическое, следоватьльно челвоек без общества не человек

    Толстой действительно прав. .. Человек биосоциальное существо, 1 человек впринципе прожить не может, ему полюбому придётся хоть немного но взаимодействовать с окружающим миром. В пример можите привести случай из древности человека отлучали от общины, это было равносильно смерти, потому что он один прожить впринципе не мог.

  • Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг.) писал: «Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
  • Действительно, перепрыгивая с одной реформы на другую риводят страну или иную сферу деятельности в запустение и кризис. В подтверждение этому можно рассмотреть на примере попытку коммунистов в Советской России построить социализм (т. е. перепрыгнуть капитализм), которая провалилась.

    Политики иной раз ставят высокую планку-цель, используют все возможные средства, исходя из убеждения Макиавелли:"Цель оправдывает средства",

    и в итоге получают результат, причём невсегда хороший, так как непродуманность реформ, скачкообразный характер их проведения дейчтвительно только усугубляют ситуацию, а не улучшают так, как того хотелось

  • Представь ситуацию. ребята повздорили и один сильно толкнул другого. у него упали очки и разбились. какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найти в тексте фрагмент, который подтвердит свою мысль.
  • Вобщем, тот кто толкнул не имел никакого права на свой поступок. Тем более очки разбил, будет покупать новые +ему могут предъявить штраф. Вызвать родителей в школу

    Толкнувшего можно привлечь к материальной ответственности. Заставить возместить моральный и материальный в размере стоимости очков. "Один сильно толкнул другого" говорит о наличии насилия, что может повлечь за собой административную ответственность.

  • При изучении в одном из гуманитарных классов па¬раграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведенных в учебном тексте. Он говорил: «Есть и другие пословицы, которые отражают совсем дру¬гое отношение к труду: «Всех работ не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдет», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное». Объясните, о чем говорят приведенные учеником по¬словицы и чем объяснить их существование. Сделайте вы¬вод из обнаруженного противоречия. Какая из приведен¬ных пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
  • Сделай дело- гуляй смело

    Эта пословица доказывает нам, что никогда не надо бездельничать, когда у тебя уйма дел. Один из самых больших минусов человека- это лень, она считается одним из 7-ми смертных грехов человека. Все беды в жизни от нее. Много людей в нашем мире остаются безработными по одной главной причине- лени

  • 1)может ли человек научиться работать творчески? Выскажите свое мнение! 2)подготовь сообщение на тему Творчество в науке или в исскустве на примере личности! 3)чему посвящены следущие строки? Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. .. Как ты понимаешь смысл этих строк? Что ты можешь рассказать о творениях великих мастеров живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки? 4)как ты думаешь можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни когда тебе это удовалось. Какие чувства ты при этом испытывал? МНЕ ПОЖАЛУЙСТА ПрОшУ
  • 1) может ли человек научиться работать творчески?

    Человек изначально просто обожает творить! Это его основное и это приносит ему радость!

    Может ли взрослый снова научиться создавать? Да! Просто нужно отогнать все недовольства, споры и соревнования. И перестать считать деньги, бензины и что там ещё взрослые считают всё время.

  • Можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни, когда это тебе удавалось. Какие чувства ты при этом испытывал?
  • Можно. Например, сочинять стихи, а потом на литературе обсуждать. Чувства радости, восторга.

    Проявить своё творчество в учебной деятельности (труде) очень просто) Оди раз мне нужно было доклад сделать по физике-я написал его в стихах) После этот стих выйграл конкурс в городе один) В общем…я чувствовал себя дуроком, который заччем-то спалился и теперь его достаёт ВСЯ школа! Напиши ещё, напиши ещё! Это УЖАсно)

  • Приводится фрагмент из книги «Основы социально-психологической теории», написанной современным российским психологом А. А. Бодалевым.
    Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, - это та малая группа - семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д. , в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
    По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <...>
    Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей - их носителей заключаются еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп - половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
    Вопросы и задания: 1) Что автор считает важнейшим фактором формирования личности? 2) Примеры каких малых групп представлены в тексте? 3) Назовите выделенные автором причины и проявления влияния малой группы на личность? 4) С каким понятием, раскрытым в параграфе, соотносится мысль автора о том, что влияние группы на развитие личности «тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности»?
  • 1) важнейшим фактором формирования личности по мнению автора---это то что человека то есть личность окружает, и то кто его окружает---люди!(семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д)

    2)семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей.

    3)непосредственное общение; постоянное выражение ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу. оказание влияния на развитие личности.

    4) развитие личности

  • При изучении в одном из гуманитарных классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведённых в учебном тексте. Он говорил: "Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: "Всех работ не переработаешь", "Дело не медведь, в лес не уйдёт", "От работы не будешь богат, а будешь горбат", "От трудов праведных не нажить палат каменных". Значит онтошение к труду в народе не всегда положительное. " Объясните, о чём говорят приведённые учеником пословицы и чем объяснить их существование. Сделайте вывод из обнаруженного противоречия. Какая из приведённых пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
  • Я считаю. что от трудов праведных не нажить палат каменных (мое отражение) говорит о том что возможно только честным способом или только правильным трудом трудно разбоготеть по-настоящему, так считают многие люди, хотя это не всегда верно. 1-означает, что если ты что то взялся и у тебя не получается возможно это реально не твое, 2-означает что можно подождать немного, 3- иногда непосильный труд (например на заводе) намного менее оплачиваем и более суров чем труд каких-то там менеджеров. Хождение этих пословиц в народе, обеспечино неравильно истолковавшими и прикрывающимися ими людьми. которые негативно относятсчя к труду

  • 1.На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

    2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал дpyгoгo». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте eгo с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от Aaннoгo античным философом, то в чем заключаются отличия?

    3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство» . Кaкая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

    4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) К явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

    1.1. Можно сказать, что общество есть совокупность связей между людьми. В зависимости от характера, типа и целей эти взаимосвязи бывают самыми разнообразными: семейные, культурные, экономические, политические, правовые и т. п. Общество–продукт совместной деятельности людей способ¬ных собст¬венными усилиями создать необходимые усло¬вия сущест¬вования. Даже в клас¬совом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объектив¬ные общие инте¬ресы, цели, требую¬щие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.
    Личность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность. Итак, общество производит людей, которые сами производят общество. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой и условие человеческой деятельности, и ее результат.

    2.2. Рост, развитие, обучение и воспитание ребенка, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми - родителями, воспитателями, ближайшим социальным окружением. Каким бы обширным ни был накопленный опыт, какими бы совершенными ни были носители информации, какими бы развитыми ни были области знаний, необходимо живое общение при передаче сведений от одного поколения другому - необходим труд воспитателя, учителя, преподавателя.
    Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному может только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.
    Даже в условиях детальной проработки законов, упрощения правовых процедур и предельной ясности нормативных документов людям необходим специалист, владеющий всем объемом необходимой информации и способный оказать помощь в конкретной ситуации - юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат.
    Совместная работа людей на производстве, в торговле, здравоохранении, воспитании - в любом виде деятельности - не будет эффективной, если не будут потрачены дополнительные усилия на организацию и управление этой деятельностью. Очевидна необходимость управленческих профессий - менеджера, администратора, организатора, диспетчера, распределителя работ, агента.
    Повседневно-бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, работников сферы обслуживания, стюардесс.

    3 .Человек создан, чтобы жить в обществе (Д. Дидро)
    4.Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше (Ф. Ларошфуко)
    5. Счастье – это когда тебя понимают, когда не нарушают твоих прав, когда люди все равны, равны перед законом.
    4. Культура, в самом широком смылсе, это всё то, что сделано человечеством: культура духовная и материальная. Думаю, что если понимать термин культура в самом широком смысле, то относятся. Если толковать в более узком смысле, как например, духовная культура, причём если понимать под ней некие так или иначе общепринятые её аспекты, обладающих которыми мы называем культурными, то тогда нет. Это скорее бескультурье.