Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе - готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.

Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.

Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Куратор - одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле - менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-«организатор» - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
  • Куратор-«психотерапевт» - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-«родитель» - берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-«приятель» - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
  • Куратор-«беззаботный студент» - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
  • Куратор-«администратор» - своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор - это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.

Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

1-й уровень - непродуктивный . Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный . Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный . Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

4-й уровень - продуктивный . Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

5-й уровень - высокопродуктивный . Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов .

  1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
  2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
  3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
  4. контролирующая (административная);
  5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:

  1. надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
  2. реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;
  3. куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
  4. будущим специалистам должны быть предъявлены эталоны, образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии;
  5. должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;
  6. студент должен видеть и понимать динамику позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, сам должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;
  7. должен быть предложен ряд вариантов социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности;
  8. куратору необходимо включить каждого студента в социально-полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов;
  9. должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры.

Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.

Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:

  1. кураторство или наставничество (научное руководство);
  2. организация посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;
  3. организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам, научных кружков, научных или предметных олимпиад, секций и проч.;
  4. подготовка студентов для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  5. подготовка студентов, получивших 1-3 места на творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  6. участие студентов курируемой группы в спортивно-массовых и культмассовых мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;
  7. участие студентов курируемой группы в организации санитарных и экологических субботников в вузе;
  8. публикации преподавателей в СМИ по проблемам воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;
  9. участие преподавателя в разработке методических пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;
  10. отсутствие среди студентов курируемой группы случаев нарушения правил внутреннего распорядка вуза, административного правонарушения, уголовного правонарушения;
  11. профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами.

Литература

  1. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 123 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

Каждый слышал слово «куратор». Кто это такой? Это человек, следящий за процессом работы или какого-то иного действа.

Куратор в бизнесе

Необходимо понимать, что куратор проекта - это просто незаменимый человек. Лучше всего, чтобы его роль выполнял руководитель. Он может осуществлять следующие полезные функции:

  • обращать внимание руководителей на ход работы;
  • убирать препятствия;
  • обеспечивать всем необходимым;
  • поддерживать сотрудников, обремененных сложными обязанностями.

Каким должен быть куратор проекта?

Куратор должен быть настоящим лидером, он обязан выделять на работу необходимое количество времени и заниматься объемным планированием операций, а также продаж. Но главная его функция заключается в том, чтобы приободрять сотрудников, выполняющих важные дела, и быть для всех примером стойкости и целеустремленности. Самым трудоспособным и активным сотрудником должен быть куратор. Кто это такой, знают многие люди, занимающиеся бизнесом.

Кто может занимать должность куратора проекта?

Кого следует назначать на данную должность?

Конечно, было бы отлично, если бы куратором стал президент, но только в том случае, если у него имеется время и стремление выполнять такую работу. Что делать, если он не может или не хочет занимать Тогда можно назначить куратором вице-президента. Замечательно, если выбранный работник не ленится заниматься объемным планированием. Также он должен всегда быть на связи с президентом. Куратор проекта должен иметь отношение к одной из следующих отраслей: продаже, операциям, разработке продукции, маркетингу или финансам.

Куратор в вузе

К кому при необходимости всегда могут обратиться студенты? Конечно, к куратору или старосте. Эти люди всегда должны быть готовы предоставить учащимся необходимую информацию. Однако во многих группах бывает так, что студенты видят старосту постоянно и тесно общаются с ним, а с куратором не поддерживают особых контактов. Но среди этих людей есть огромное количество незаурядных, творческих и оригинальных личностей. Необходимо понимать, что куратор способен оказать такую поддержку, в которой нуждаются даже совершеннолетние. Но в течение обучения в университете она может носить различный характер: в начале студенческой жизни ребятам нужно много всего объяснять, поддерживать их. Это очень важно. А где-то на пятом курсе студенты испытывают некоторые затруднения с научным самоопределением. Тут тоже куратор группы может помочь. Необходимо также понимать, что на любом курсе в группе могут состоять как сознательные, так и довольно безответственные люди; одни подходят к учебе с полной серьезностью, а другие - спустя рукава. Куратор должен Относительно перечня функций, которые предпочитают выполнять эти люди, можно разделить их на несколько видов.

В заключение

Теперь вы знаете все о кураторах проектов. Вам известно, кто может занимать эту должность. Также вы познакомились с тем, кто такой куратор студентов. Теперь при общении с кем-либо вы не попадете в неловкое положение, так как значение данного слова вам стало понятным. Более того, вы можете сами свободно оперировать им в своей речи.

1

Данная статья посвящена проблеме кураторства в вузах России. Проведен анализ локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность куратора академической группы, а именно «Положение о кураторской деятельности» 27 вузов РФ. С помощью качественно-количественного анализа было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющих собой содержание работы куратора академической группы. Выделенные обязанности куратора были классифицированы по 6 основным направлениям кураторской деятельности (направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе; реализация прав и обязанностей студентов; оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности; оказание содействия в профессиональном становлении личности будущего специалиста; изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах; обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе). Далее, обязанности куратора были ранжированы по степени встречаемости в положениях о кураторской деятельности. Согласно полученным данным, все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и другими локальными нормативными документами по организации учебно-воспитательной работы, а также осуществлять контроль успеваемости. Меньше всего вузов ориентируют работу кураторов на оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении студента и его последующем трудоустройстве.

высшее профессиональное образование

кураторство

обязанности куратора

нормативные документы.

1. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2013, том 5. – № 3. – С. 77–80.

2. Васильева Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 23 с.

3. Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. О концепции разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. – С. 46-54.

4. Гитман Е.К., Михайлова Ю.В. Формирование компетенции «готовность к работе в команде» при обучении студентов иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 256.

5. Мандель Б.Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013- №4 (12) – С. 29-36.

6. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе. Приложение к письму Минобрнауки России от 22.02.2006 № 06-197. [электронный ресурс]- Режим доступа: http://vshu.ru/students/sovet-po-vospitatelnoi-rabote/vhodyaschie-dokumenty/rekome (дата обращения: 18.10.14).

7. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 18.10.14).

8. Титова Г.Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10 – С. 82-84.

Основная цель воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении - это формирование «высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения» . В работах, посвященных исследованию воспитательной составляющей деятельности вуза, ключевой фигурой, способной объединить преподавателей и студентов при решении воспитательных задач, а также обеспечить эффективное формирование общекультурных компетенций однозначно признается куратор академической группы. .

Сегодня институт кураторства переживает период активного научного теоретического осмысления и внедрения в практику. С учреждением в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II «Инструкции для кураторов Томского технологического института» куратор получает официальный статус должностного лица в вузе. Основные принципы работы куратора, прописанные более века назад, актуальны и по сей день с той лишь разницей, что акцент в деятельности куратора сместился с «удовлетворения потребностей» на содействие в духовно-нравственном становлении личности студента.

Согласно определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы - это человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов» .

В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 06-197) прописаны основные направления деятельности кураторов студенческих групп:

  • направленность на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе,
  • реализация прав и обязанностей студентов,
  • оказание содействия в духовно-нравственном и в профессиональном становлении личности будущего специалиста.

В этом же документе обозначены и основные обязанности куратора группы:

  1. изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;
  2. планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей в органы студенческого самоуправления, "соуправления", студенческие общественные организации;
  3. изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
  4. обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе .

Перечисленные направления и обязанности представляют собой лишь общие положения деятельности куратора. Очевидно, что этого недостаточно для организации эффективной работы куратора с группой на местах. В настоящее время нет общего для всех российских вузов положения о кураторстве. Каждый вуз, полагаясь на нормативные документы об образовании, самостоятельно разрабатывает «Положение о кураторской деятельности», в котором конкретизирует задачи и прописывает полномочия куратора студенческой группы.

Все ли вышеуказанные рекомендации нашли свое отражение в обязанностях куратора академической группы российских вузов? Какие направления в организации воспитательного процесса в рамках кураторской деятельности рассматриваются в качестве приоритетных? С целью получения ответов на поставленные вопросы, мы провели качественно-количественный анализ «Положений о кураторской деятельности» 27-и выбранных наугад российских вузов. В результате было выделено 29 наиболее часто встречающихся предписаний, представляющие собой содержание работы куратора академической группы. На следующем этапе мы классифицировали выделенные обязанности куратора по направлениям и высчитали в процентном соотношении частоту встречаемости каждой обязанности в положениях о кураторской деятельности в разных вузах. Полученные данные представлены в таблицах 1-6.

Как видно из таблиц большинство вузов, в первую очередь, ставят перед кураторами задачи, связанные с реализацией прав и обязанностей студентов, а также успешной адаптацией к условиям обучения. Все вузы обязывают кураторов ознакомить студентов с Уставом вуза и правилами организации учебно-воспитательного процесса (96,3%), осуществлять контроль за академической успеваемостью в группе (100%), сформировать сплоченный дружный коллектив (88,9%), организовывать культурно-массовые (88,9%) и научно-исследовательские (77,8%) мероприятия (табл.1,2).

Таблица 1

Направленность на реализацию прав и обязанностей студентов

Ознакомление студентов с основными локальными документами по организации учебно-воспитательного процесса в вузе, (Устав университета, Правила внутреннего распорядка вуза, Правила проживания в общежитии и др.).

Контроль успеваемости студентов группы (текущей и семестровой), анализ причин и помощь в устранении неудовлетворительных результатов обучения.

Посещение общежитий, мониторинг условий проживания студентов группы (не реже одного раза в месяц). Содействие в улучшении жилищных условий в общежитии.

Оказание помощи студентам в планирование самостоятельной работы, выполнение ими учебного графика.

Информирование детей-сирот, инвалидов, малообеспеченных студентов, обучающихся в группе об их правах и оказание помощи в их реализации.

Таблица 2

Направленность на успешную адаптацию студентов к условиям обучения в вузе

Обязанности куратора академической группы

Помощь в сплочении коллектива группы.

Оказание помощи в подготовке, проведении и принятие непосредственного участия в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (субботниках, воскресниках).

Осуществление организационной работы по привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

Подбор и назначение актива группы, непосредственное участие и помощь в работе старост.

Регулярное поддерживание связи с родителями студентов.

Оказание помощи в развитии студенческого самоуправления.

Способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить.

Создание атмосферы доверия, взаимопомощи, сотрудничества в группе, выбор актива группы, урегулирование конфликтных ситуаций требует изучение индивидуально-психологических особенностей каждого студента. Однако лишь 55,6% вузов ставят перед кураторами эту задачу (табл.3).

Таблица 3

Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях

В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» обозначены ключевые задачи развития нашего общества - «обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России». Решением этой задачи должно стать «формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России», что представляет собой одну из основных задач воспитания. Однако лишь четверть вузов полагают, что это должно входить в обязанности куратора группы. Чуть более приоритетными в работе кураторов являются мероприятия по предупреждению девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни - 44,4% от общего числа обследованных вузов (табл.4).

Таблица 4

Оказание содействия в духовно-нравственном становлении личности студента

Одна из общекультурных компетенций ФГОС ВПО обязывает сформировать у выпускника вуза «понимание социальной значимости своей будущей специальности, а так же желание и готовность к качественному выполнению профессиональных обязанностей». Наше исследование показывает, что только треть вузов видят в кураторской деятельности потенциал для формирования этой компетенции (табл.5).

Таблица 5

Содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста

Обязанности куратора академической группы

Способствование осознанию общественной значимости получаемой студентами профессии и формирование ответственности за уровень знаний. Проведение профориентационной деятельности.

Воспитание положительного отношения к труду, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях.

Организация встреч с практическими работниками.

Оказания помощи в профессионально-личностном самоопределении.

Содействие трудоустройству молодого специалиста.

В направлении «обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе» (табл.6) мы включили обязанности, связанные с формами организации, отчетности кураторской деятельности, а также повышение квалификации куратора. Чуть больше половины вузов считают, что куратор должен регулярно встречаться с вверенными ему студентами (63,0%), информировать деканат о положении дел в академической группе (55,6%), заполнять отчетную документацию (51,9%). Вопрос же о самообразовании поднимается только в 37,0% вузов, а понятие «школа молодых кураторов» фигурирует лишь в 18,5% изученных документов.

Таблица 6

Обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе

Обязанности куратора академической группы

Регулярное (не реже одного раза в неделю) проведение кураторских часов.

Информирование заведующего кафедрой и деканата о положении в академической группе (не менее 1 раза в семестр).

Систематическое заполнение журнала «Куратора академической группы».

Проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

Внедрение новых форм и методов внеучебной работы со студентами, изучение передового опыта.

Посещение школы кураторов.

Проведенное нами исследование обязанностей куратора в разных вузах РФ позволяет сделать следующие выводы:

1. Требования государственной политики в сфере воспитательной деятельности в вузе находят свое отражение в Положениях о кураторской деятельности. Однако, пользуясь правом самостоятельного определения обязанностей куратора, вузы по-разному трактуют приоритетность тех или иных направлений в воспитании студентов;

2. К наиболее часто встречающимся в положениях о кураторской деятельности обязанностям куратора относятся (по мере убывания):

1) контроль успеваемости студентов группы (100%);

2) ознакомление студентов с основными локальными документами вуза (96,3%);

3) оказание помощи в подготовке и проведении культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (88,9%);

4) помощь в сплочении коллектива группы (88,9%);

5) работа по привлечению студентов к научно-исследовательской работе (77,8%).

6) подбор и назначение актива группы (70,4%);

7) посещение общежитий (63,0%);

8) регулярное проведение кураторских часов (63,0%);

9) информирование деканата о положении в академической группе (55,6%);

10) изучение и анализ индивидуальных психолого-социологических особенностей студентов (55,6%);

11) оказание помощи в развитии студенческого самоуправления (55,6%);

12) регулярное поддерживание связи с родителями студентов (55,6%).

3. менее чем в 50% локальных документах вузов прописывается в качестве обязанностей для кураторов:

1) способствование благоприятным деловым отношениям между преподавателями и студентами. В случае возникновения конфликтах ситуаций суметь их разрешить;

2) знание условий жизни и быта каждого студента: его материальное, семейное положение, здоровье, обеспеченность жильем;

3) предупреждение девиантного поведения и пропаганда здорового образа жизни;

4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, терпимости и т.д.), культуры общения;

5) проведение индивидуальной работы со студентами в виде бесед.

4. Казалось бы, такое направление в воспитательной деятельности в вузе как содействие в профессиональном становлении личности будущего специалиста должно быть прописано в документах всех вузов. Однако, только треть высших школ ставит эту задачу перед кураторами. Подчеркивая тот факт, что основная стратегическая задача высшего профессионального образования - помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии, мы полагаем, что роль куратора в решении этой задачи недооценена.

В заключении хотелось бы отметить, что целью данной статьи не является установление причин разногласий в понимании обязанностей куратора академической группы в разных вузах. Полученные результаты заставляют признать, что в условиях изменения приоритетных задач воспитания современного вуза требуется дальнейшее научное осмысление места и роли института кураторства в вузе с целью создания оптимальных условий для саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности студента.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, профессор зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Буянова Г.В. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16691 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Грачева Н. Е. - старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки; Кандрашова Л. И. - преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

В статье рассмотрена важность кураторской работы со студентами и воспитательной деятельности в вузе. Названы функции и обязанности кураторов студенческих групп.

Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи - все дезориентирует первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели - кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Студенческая группа (подгруппа) - это определенный коллектив. Наиболее развернутая концепция коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу, как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности; этот слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) - лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ . А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство - это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива» .

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы .

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

Информирование;

Организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

Решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

Обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

В 2009 году - начале 2010 года были проведены две анкеты. Первая (весна 2009 г.) предназначалась для студентов всех факультетов 1 курса, вторая (осень 2009 - зима 2010) - для студентов 4-5 курсов (механический факультет, технологический факультет, факультет ветеринарной медицины, факультет лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства). Первый вопрос анкеты для первокурсников: «Ф. И.О. и должность куратора» - показал, что почти на каждом факультете есть
1-2 подгруппы, в которых студенты ни разу или очень редко видели куратора. Например, студенты 1 курса механического факультета отметили только одного куратора, который регулярно вместе с группой участвует в факультетских и университетских мероприятиях. Почти все студенты 4-5 курсов (109 человек) высказались о необходимости кураторской работы на 1-2 курсах (только десять человек считают, что на втором курсе роль куратора менее значима). Они отметили огромную роль куратора в становлении первокурсника как учащегося вуза, так и личности (Необходимо помочь студентам адаптироваться в новой обстановке, а также управлять группой; Куратор должен объяснить поступившим студентам, для чего они здесь, помочь переступить границу между учебой в школе и учебой в вузе, это разные вещи; Объяснить сущность основных требований в вузе, сделать дружным курируемый коллектив; Его наличие обязательно, но к выбору куратора следует подходить серьезно: это должен быть человек с организаторскими способностями и находить подход к каждому студенту своей группы, так как они еще не адаптировались к новым условиям обучения - из анкет старшекурсников). И еще несколько ответов из анкет: «Куратор - это советчик, помощник, который объяснит и подскажет, что и как сделать правильно. Организатор каких - либо походов для объединения группы. Но в нашей группе этого не было, да и вряд ли будет; Хотелось бы, чтобы куратор помогал, давал советы, организовывал походы, но на первом курсе его видели всего один раз; Один раз за первый курс я его видел; Никакой поддержки и советов от куратора не было, хотя больше всего хотелось поддержки со стороны взрослого человека на первом курсе; Куратор не сыграл никакой роли. Вообще я бы хотел, чтобы куратор мог найти подход, чтобы к нему можно было подойти с вопросом, который он бы помог решить; Я так не поняла, в чем заключается роль куратора по отношению к студентам; С 1 по 3 курс куратором был один человек. Мы его вообще не знали и все проблемы решали самостоятельно с помощью других преподавателей; Мы долго не знали нашего куратора в лицо, нас никто с ним не познакомил. Узнав его, я поняла, что наш курс ему не нужен, к нашим проблемам он относился пассивно, за помощью не хотелось обращаться, кураторские часы никогда не проводились».

Таким образом, мы видим, что студенты очень хорошо осознают значимость роли куратора, в первую очередь, на первом курсе. Многие первокурсники в первые недели (месяцы) обучения испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умением правильно распределять свое рабочее время, контролировать и оценивать себя (Куратор должен помогать студентам разобраться в учебном процессе, т. е. объяснить, где и как получить информацию для самостоятельной работы (кроме учебников), как проходит сессия, сроки, условия и т. д.; Куратор должен максимально плавно помочь студентам осознать, что теперь должны требовать не от него, что было в школе, а он требовать от себя - из анкет студентов 5 курса) , поэтому куратор на первом курсе должен бо́льшее внимание уделять знакомству студентов с культурой умственного труда, с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора - поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой - отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

Мы видим, что именно на первом курсе перед преподавателем-куратором стоит очень важная задача: подготовить студента к учебе в вузе. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Нельзя забывать и о том, что третий курс - это начало специализации, поэтому в процессе воспитания личности учитывается и фактор специализации, ориентации студентов на будущую профессию. Интересно, что сами студенты осознают разницу воспитательного процесса на младших и старших курсах. Хотя 31 студент (28%) уверен, что куратор на 4-5 курсах не играет значимой роли, причем студенты (10 человек - 9%), отметившие, что куратором не проводилась никакая работа на первом курсе (некоторые вообще ни разу не видели куратора), считают, что, начиная со второго курса, куратор в студенческих группах не нужен (не нужен, так как всю интересующуюся информацию можно получить в деканате или от старост; нами никто не интересуется - из анкет). Остальные отметили, что куратор на старших курсах - человек, не только контролирующий успеваемость и посещаемость занятий студентами, необходимых для успешного завершения обучения; это, в первую очередь, психолог, советчик, наставник, специалист, направляющий на правильный жизненный путь, помогающий в выборе дипломной работы, работы по специальности; это человек, воспитавший и выпустивший достойных специалистов (из анкет).

Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

Деятельность куратора может быть:

а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса - личность студента.

Ключевые слова: куратор, анкета, воспитательная работа, студент.

Литература

1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. 35 тыс. слов. - М.: «Мартин», 2004.

2. Никифорова О. А. Институт кураторов ТПУ: Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ / О. А. Никифорова. - 2-е изд. доп. и перераб. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 162 с.

3. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учебно-метод. пособие / Н. А. Винниченко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 64 с.

4. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова, 2009. - 68 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд.18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Анотація

У статті порушено важливість кураторської роботи зі студентами та виховної діяльності у ВНЗ. Названі функції та обов"язки кураторів студентських груп.

The article touched upon the importance of mentoring activities in high school and educational work with students. Named functions and responsibilities of the curators of student groups.

Слово «куратор» является довольно-таки распространенным и у большинства людей не возникает вопросов о его значении. Однако далеко не все понимают полноценное значение слова.

Кто такой куратор

Куратор — это человек, назначаемый лицом, занимающим вышестоящую должность/положение, в полномочия которого входит обязанность руководить или управлять той или иной областью деятельности. Кураторы существуют в различных органах, организациях, сферах жизнедеятельности. Например, в сферах образования, здравоохранения.

Куратор в образовании

В высших учебных заведениях (а также в заведениях среднего профессионального образования: техникумах, колледжах) первокурсникам сразу после поступления (1 сентября) назначается куратор. В данному случае он выполняет роль классного руководителя как в школе. Единственное и основное отличие от классного руководителя заключается в том, что куратор имеет обязанности и права в отношении группы студентов, а руководитель — класса школьников.

Куратор осуществляет контроль за учебным процессом, за воспитательной стороной жизни студентов: поддерживает связь с родителями, следит за успеваемостью студентов, организовывает мероприятия и внеучебную деятельность.

Куратор назначается деканом факультета и утверждается ректором и заведующим конкретной кафедры.

Куратор в здравоохранении

Кураторы в сфере здравоохранения назначаются либо главным врачом, либо в порядке обычной очереди (в зависимости от свободного времени врачей). Кураторы, как правило, имеют место в больницах, поликлиниках и даже в санаториях.

В больнице роль куратора выполняет лечащий врач. В лечебное учреждение поступает больной человек, ему назначается узкий специалист (гастроэнтеролог, кардиолог, эндокринолог и другие в зависимости от заболевания человека), которsй следит за ходом развития заболевания, за ремиссией и подъемом признаков болезни, ведет записи в карточке здоровья, назначает лекарства и лечебные процедуры при необходимости.

Современное понятие о кураторе

В 2017 году была не позитивная тенденция среди подростков. В социальных сетях регистрировали группы, в которых посредством участия детей в «квесте», происходили смерти самих участников.

На каждого ребенка назначается куратор, в обязанности которого входят:

  1. Общение с «подопечным» 24 часа в сутки;
  2. Изучение информации о жизни ребенка (обстановка в семье, в школе, в личной жизни)
  3. Выдача новых заданий;
  4. Проверка выполнения заданий;
  5. Психологическое давление.

Разумеется, такое кураторство носит негативный характер и запрещено законом. Ранее не было нормы, которая признавала бы действия таких кураторов и их существование противоправными. В редакции Уголовного кодекса в преддверии Нового года была введена статья, в соответствии с которой кураторы групп смерти привлекаются к уголовной ответственности.

Кто такие кураторы проектов

В организациях для проведения того или иного мероприятия/конференции и т.п. назначается куратор проектов (человек, ответственный за ведение проекта, сбор участников, детализация заявок на участие).

Проектная работа кураторов непостоянная, она носит временный характер. По завершению проекта куратор освобождается от ранее возложенных на него обязанностей. В основном лицо получает за функции куратора доплату или оплату в размере заработной платы или ее части.

Куратор проекта назначается лицом, занимающим вышестоящую должность. Куратор занимает своего рода организационную позицию, поскольку на него возлагаются задания по организации проекта. Касаемо исполнительных функций, куратор отчасти занимается их осуществлением. Исполнительные функции возникают из поручений вышестоящего лица.

Куратор культурной сфере жизнедеятельности

В музеях, картинных галереях, театрах, массовых культурных мероприятиях существуют кураторы. В их полномочия входит организация мероприятия, проведение экскурсий, запись на конкретную выставку посетителей, организация досуга посетителей во время перерывов.

В культурной сфере кураторы назначаются в порядке очередности. Как правило, человек курирует мероприятие, театральное представление, музейную или галерейную выставку единожды.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что куратор — это лицо, наделенное специальными полномочиям вышестоящим руководством. Кураторы в большинстве своем — это фигуры положительные (за исключением кураторов групп смерти).

В понятийном аппарате современного человека должно быть понятие «куратор» несмотря на то, что оно далеко не новое, существует уже очень давно с времен существования Союза Советских Социалистических Республик.