Вплоть до XIX века считалась примитивной, однако, как это ни странно, имела большое влияние на Европейское изобразительное искусство. Необычные формы взяли себе на вооружение различные авангардистские течения. Особо заметно это стало в начале XX века. С тех же пор, африканская живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.

Африканский стиль отличается мощной экспрессией, энергией, которая воплощается как в самих формах, так и в символах их сопровождающих. Ещё одним непременным атрибутом является присутствие в работах африканских мастеров сакральной связи с миром духов и Богов. Удивительно, но цвета, которые превалируют на картинах африканских художников, очень точно отображают цвета пейзажей этого континента. Яркие, зёлёные — как джунгли, жёлтые — как пустыни и саванны, красные — как жаркое и палящее солнце. Кроме того, характерным цветом для африканской живописи являются различные оттенки коричневого, начиная о палевого, до почти красного. Идёт ли такое сочетание цветов ещё от наскальных рисунков или является позднейшим изобретением здешних мастеров неизвестно. По этой теме написано масса книг и научных статей, однако самого секрета уникальной живописи этого континента так никто и не разгадал.

Африка, особенно Южная Африка, долгое время оставалась нетронутой и недоступной для Европейцев. Местные племена жили в своём мире, не общаясь с остальным, поэтому их искусство так не похоже на привычное нам. Оно развивалось самыми непредсказуемыми путями и в результате стало настолько обособленным, своеобразным, что первые зрители даже не могли понять, что это очень красиво и профессионально сделано. Канонические формы, традиционные мотивы, жизнь и быт, заботы и хлопоты, верования, страхи и чаяния жителей континента, где не бывает холодов и снега, отображаются в их рисунках и картинах и являются непонятными для людей, которые воспитывались плод влиянием совершенно иных идей и ценностей. Если наши далёкие предки могли полностью понять и проникнуться подобной живописью, то современному человеку это стало делать всё сложнее.

Что же такое Африканская живопись !? Если попытаться рассказать о ней в нескольких словах, то это: одноцветный фон, с несколькими оттенками; основной мотив произведения занимает практически всё пространство; отсутствует перспектива; присутствие орнамента и неких знаков; сама живопись выполнена широкими и размашистыми мазками или линиями; гротескные формы; динамика. Только со стороны это кажется примитивным. Многие авангардисты прошлого и нашего времени находят в этом особую гениальность. Такие формы современной живописи, как кубизм, примитивизм и некоторые другие были созданы только благодаря африканскому искусству.

Если вам необходима качественная, надёжная и долговечная

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2687

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Классическая африканская живопись имеет множество отличий от классической европейской, чем всегда привлекала к себе внимание и художников и многих зрителей.

Ранее такое искусство живописи Африки считалось примитивным, но тем не менее всегда пользовалась популярностью. Африканский стиль оказал влияние на многие современные стили живописи.

Живопись Африки — это, прежде всего, яркие насыщенные цвета этого континента. Все оттенки красного, оранжевого и желтого, коричневого и охры — цвета солнечной пустыни, саванны земли. И, контрастирующий с ними, ярко-зеленый - цвет джунглей и разнообразной тропической растительности.

Отличительной особенностью африканской живописи является также практическое отсутствие перспективы, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков, присутствие различных орнаментов и знаков. Часто наблюдается связь сюжета картины с миром духов.

В творчестве художников много мистики, жизненной силы и экспрессии. В основном в сюжетах изображаются бытовые сцены повседневной жизни людей, либо дикие животные Африки с привычным для них пейзажем.

Древнейшее искусство африканской живописи

В целом все искусство африканской живописи довольно разнообразно и произведения авторов разных частей материка сильно отличаются друг от друга. Выделяются много отдельных направлений и стилей, как правило, в зависимости от местности. Их огромное множество и описать все сразу не представляется возможным. Мы будем постепенно знакомиться с ними на нашем сайте.

Можно выделить несколько основных областей зарождения африканской живописи. В первую очередь это территория Западной Африки — Гвинея, бассейн реки Нигер, Ангола и Конго. Здесь формировались древнейшие африканские цивилизации, довольно обособленные от остального мира, и потому имеющие свои ярко выраженные аутентичные черты.

Искусство живописи в традициях Восточных несет отпечаток влияния арабского ислама, поскольку жители этих территорий всегда активно общались между собой. Жители Судана, Ганы, Мали активно торговали с Северной Африкой, Египтом и потому местное искусство носит здесь свои характерные черты.

Африканское побережье Индийского океана своими культурными традициями тесно связано с искусством Ирана, Индии и остальным исламским миром.

Живописное искусство древней Абиссинии наоборот мало перемешивалось с другими многочисленными и отличается своей особенной очень узнаваемой стилистикой. В этом районе популярны изображения на библейские темы, ведущие свои корни от росписи древних православных храмов и иллюстраций древних манускриптов.

Отдельно можно выделить и традиции древней цивилизации Йоруба, и культуру района Зимбабве, и, конечно же, живописное искусство жителей древней Южной Африки.

Все понимают, что африканский континент очень удивительный и необычный своими природными условиями, историей и нынешними реалиями. И хотя очень древние и колоритные, культура лишь теперь находится в активном процессе становления.

Раньше развитие собственного искусства африканских народов было невозможным, так как многие годы они провели под влиянием иностранных колонизаторов, которые пресекали любые самобытные традиции и верования. Поэтому все произведения искусства того времени считаются «примитивными».

Эстетическая составляющая в африканских полотнах появилась лишь с появлением авангардизма в двадцатых годах минувшего века. И только после массового провозглашения независимости стран в Африке её жители начали возрождать свои культурные особенности, которые претерпели всевозможные влияния европейских захватчиков.

После этого всю живопись можно поделить на категории:

  • творения мастеров из народа;
  • художественная деятельность в промышленном значении;
  • художники, работающие профессионально.

Более всего африканские художники и другие деятели культуры могли реализовываться в северной части Африки, где развитие шло намного быстрее, нежели на других землях. На территориях южнее постепенно происходит переход от традиционного ранее родоплеменного общества к индустриально-урбанистическому, что и формирует взгляды современников на искусство.

В связи с особенностями местной истории представляет собою симбиоз всевозможных культур и уровней сознания, ведь в основном африканцы всё также поддерживают традиционные формы искусства, интересуясь при этом и урбанистическими его проявлениями.

Современным результатом труда художников Африки чаще всего выступают:

  • разнообразнейшие варианты украшения стен зданий снаружи и внутри;
  • рекламная продукция (вывески, щиты, транспаранты);
  • надписи и изображения на машинах;
  • живописные рисунки по стеклу;
  • картины с простыми сюжетами, пейзажами, портретами.

Картины африканских художников имеют некоторые общие черты, которые выделяют их среди мирового искусства:

  • изображения более абстрактны, чем реалистичны;
  • особое внимание направляется на фигуру человека;
  • пропорции часто намеренно искажаются;
  • в работах много экспрессии и динамики;
  • преобладают тёплые и яркие цвета (красные, жёлтые, коричневые оттенки);
  • для контраста используются цвета - топлёного молока и оливковые;
  • часто можно встретить сочетание красный-чёрный.

Картины африканских художников

Африканское искусство всегда является для европейцев и американцев экзотикой, не смотря на то, что теперь можно легко достать работы любых мастеров подходящей тематики. Так как эти картины очаровывают безграничным колоритом и особенными метаморфозами, то выставки с работами художников Африки регулярно проводятся по всему миру.

Всякая картина создаётся художником не просто с помощью кисти, в каждой работе присутствует душа творца и всего его рода, потому что африканцы в каждый штрих способны вложить тайный смысл, непонятный человеку с другого континента. И все такие мелочи передают мощную энергию Африки, зашифрованную в мелких мазках.

Вот некоторые известные художники Африки:

  • Малангатана Валенте Гвенья;
  • Атхи-Патра Руга;
  • Гатинья Ямокоски;
  • Патриция Токав-Седх;
  • Барри Абдул;
  • Пауло Акиики.

Художник из Мозамбика Малангатана Валенте Гвенья однозначно прославил свою Родину, так как он был даже удостоен звания «Художник года» (1997 г), которое присудило ЮНЕСКО. Умер он 3 года назад в Португалии.

Малангатана в работах объединял традиционные для африканских картин приёмы динамики и гротеска с европейскими техниками.

В его творениях просматриваются черты народного искусства из родного Мозамбика - яркие цвета, контрастные сочетания. Всё это поддерживает главную идею - неототемизм, который подчёркивает равноправие между всеми людьми и другими существами на планете.

Известные картины:

  • «Птиц тоже ловят»;
  • «Люди и звери».

Другой африканец, Атхи-Патра Руга, продолжает трудиться на территории Родины, его не прельщают комфортные условия современной Европы. Его творения всегда очень яркие и динамичные, во многом это заслуга того, что в картинах он использует разнообразнейшие цветы. Помимо полотен он ещё создаёт и всевозможные скульптуры с теми же цветами.

Персонажи и сюжеты Атхи-Патра Руга берёт из знакомых с детства мифов, он желает их популяризировать, так как эти рассказы поучительные и занимательные.

Мастер для своих картин использует материалы, добытые в окружающей местности или сделанные собственноручно (бамбук, шкуры, холсты из тростника). В украшении готовых холстов также применяются цветы.

Художница из Африки Гатинья Ямокоски покинула родину, однако, и в Америке она всячески культивирует родную ей культуру. Гатинья является владелицей виртуальной галереи, через которую художники из её родного континента могут продавать свои творения, привезённые ею лично.

К тому же Ямокоски сама пишет картины, передающие особенности традиций и обычаев Кении, где она родилась.

Мастер- класс по рисованию "Черные львы". Африканская живопись тингатинга


Терентьева Наталья Сергеевна учитель МОУ " Шерагульская ООШ" д. Новотроицк.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для учащихся среднего школьного возраста, учителей, педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.
Цель: создание рисунка в технике тингатинга.
Задачи:
- научить рисовать анималистические рисунки в технике тингатинга;
- развивать творческие способности;
- воспитывать аккуратность в работе.
Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга.Что именно сподвигло Эдуардо рисовать – воспоминания о деревенской жизни, сказки и мифы, которые он слышал от своих бабушек и дедушек, красочные европейские постеры или изображения индусских божеств, виденные им в магазинах и домах, где он работал или просто необходимость заработать деньги – об этом до сих пор спорят современные авторы, пишущие о тингатинга.Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение – холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».
Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Первыми на них обратили внимание европейцы – выходцы из Скандинавии, в первую очередь, Дании.
70-е годы – время взлета тингатинга – одна за другой следуют выставки, школа получает признание на государственном уровне. Живопись тингатинга, основанная простым крестьянином без образования получила в Танзании статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» страны.
С середины 80-х годов практически ежегодно организуются выставки в различных галереях и музеях Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, США и, конечно же, в Скандинавских странах. В это же время к перечню стран, где проявился интерес к тингатинга, добавляется и Япония. Более того, отдельные исследователи именно успехом на японском рынке объясняют появление новых техник – более тонкие проработки линий, многоцветные, перетекающие колористические решения фона.
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы.
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
1.как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
2.основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
3.отсутствие перспективы;
4.размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
Искусство тингатинга получило известность и признание в мире и, как и полагается, критики, искусствоведы выдвигают свои трактовки, объяснения и классификации этого явления. Ведутся споры, насколько тингатинга может именоваться народным искусством - если возникло всего лишь в середине прошлого столетия, насколько можно считать его традиционным – если первыми ценителями стали европейцы, насколько уместно именовать его наивным – ведь простота только кажется примитивной.




Для работы вам потребуется:
- 2 листа плотной бумаги.
- гуашь.
- кисточки.
- ватные диски.
- вода.

1. Подготавливаем основу.
Красим лист бумаги красным и жёлтым цветом. Пол листа закрашиваем красной гуашью используя много воды, другие пол листа желтой гуашью, делаем плавный переход от красного к желтому. Берем ватный диск и начиная с желтого цвета размазываем краску, удаляя разводы.

2. Делаем набросок на другом листе бумаги.

3. Переносим контуры животных и дерева на основной фон, заполняем черным цветом.


4. По краям фигур животных наносим белую краску и растушёвываем ее.