Сюжет картины прост и отчасти банален: здесь запечатлен спор между двумя людьми - парнем и юной девушкой. Временной промежуток происходящего - 60-70 годы прошлого столетия. Как можно понять из окружающей обстановки скорее всего события разворачиваются в столовой какого-либо учебного заведения или иного «казенного» учреждения. Об этом свидетельствуют типичные для того времени серо-голубые стены без декора и роскоши, покрытые обыкновенной масляной краской, выложенный кафелем пол в порядке «шахматная доска», бюджетная и практичная мебель - столы и табуреты на металлических ножках. Ничем не примечательный простой интерьер, так характерный для большинства заведений общественного питания тех лет.

Что мы видим на этой картине? За столом сидит пара: парень и совсем молоденькая девушка. Ее рыжеватые волосы собраны на затылке и заколоты заколкой с бантом, челка ровно подстрижена. На ней строгий костюм из темных тканей с юбкой, доходящей до колен, высокие сапоги без каблуков. Напротив задумчивой девушки мы видим ее собеседника -темноволосого парня в сером костюме и лакированных ботинках. Все говорит о том, что перед нами простые студенты, у которых нет средств на излишества: они одеты скромно, но со вкусом.

Между молодыми людьми завязалась оживленная беседа. Однако, это явно мирный диалог, где каждый может высказать свою точку зрения и отстаивать ее, приводя всевозможные аргументы без перехода на грубости, оскорбления и унижении собеседника. В момент, запечатленный на картине, парень как раз аргументирует свою точку зрения, делая это крайне эмоционально. Это можно понять, обратив внимание, кроме всего прочего на положение его тела: движение кистей рук, легкий наклон головы, отставленную в сторону правую ногу и прочее. Он явно выглядит уверенным в своей бесспорной правоте, ощущает и предвкушает свою скорую победу над оппоненткой. Девушка же, напротив, ведет себя очень сдержанно и выглядит более скованно и напряженно. Указательный палец прижат к подбородку, прямая спина, положение головы - все говорит о том, что ее аргументы уже исчерпаны и она поспешно пытается придумать, при помощи каких слов можно отстоять свою позицию и выйти из неловкой ситуации. Девушка задумалась, она сосредоточена на споре и вряд ли замечает что-либо еще из происходящего вокруг. Однако, судя по позе и взгляду, направленному в сторону собеседника, суть диалога ей далеко не безразлична, ровно как и аргументы, приводимые сидящим напротив оппонентом.

Автору настолько точно удалось изобразить происходящее, что каждый, кто увидит картину сможет без слов понять суть происходящего. Жесты, одежда, позы - все говорит о том, что перед нами интеллигентные молодые люди, возможно, рассуждающие о предстоящей сессии или последних новостях. Их диалог не переходит за рамки дозволенного и не превращается в ругань, хоть и заметна нотка напряжения, присущая любому спору.

Название картины говорит само за себя. На ней изображен спор молодого парня и девушки. Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую. Это типичная столовая с крашенными в серо-голубой цвет стенами, полом, выложенным черно-белой плиткой в шахматном порядке и простыми столами и табуретками. Столовая ничем не примечательна и похожа на десятки других подобных заведений.

За столом сидит девушка с рыжеватыми волосами, одетая в коричневый костюм и черные сапоги. У нее ровно подстриженная челка, доходящая почти до бровей, а волосы собраны сзади заколкой или бантиком. Напротив девушки сидит молодой парень с темными волосами, в сером костюме и в черных ботинках. Они одеты без каких-либо излишеств, но со вкусом.

Судя по движениям рук, они оживленно о чем-то спорят. Это мирный спор, где каждый высказывает свою точку зрения и доказывает ее, при этом, не переходя на взаимные оскорбления. Девушка одной рукой держится за подбородок, как будто о чем-то думает и ищет ответ на реплику оппонента. Никто не хочет уступать, но доводы молодого человека похоже более основательны, поэтому девушка сразу не нашла веского аргумента для отстаивания своей позиции и задумалась. Они сидят в столовой и спорят, и за этим занятием совершенно не замечают окружающей их обстановки.

Парень дает более аргументированные ответы и скорее всего он победит в споре. Девушка задумалась и не факт, что она найдет ответ на слова своего собеседника. Ю. Пименов смог так тонко изобразить происходящее на своей картине, что любой человек, смотрящий на нее, сразу поймет, в чем ее суть и что на ней изображено. Движения рук молодых людей указывают на то, что они интеллигентные люди, уважающие мнение другого человека. Их спор не переходит в ругань, они соратники и просто делятся своими впечатлениями и мнениями.

Урок р усского языка .

Сочинение сравнительного ха рак тера по картине Ю. И. Пименова “ Спор

Цели урока :

    подготовить уча щихся к сочинению сравнительного характера по картине Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    закрепить сведения о речевой ситуации и дать понятие о невербальной коммуникации – языке жестов, мимики, поз;

    сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев на основании их внешности, жестов мимики, поведения в определённой речевой ситуации;

    научить учащихся употреблять сравнительные язоковые средства, актуализировать и обогатить портретную лексику;

    познакомить с основными правилами ведения спора;

    способствовать формированию культуроведческой компетенции: дать представление о национальных традициях поведения англичан, японцев и др. народов во время спора.

Оборудование урока:

    репродукция картины Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    компьютер, проектор.

Ход урока.

    Оргмомент.

Сегодня у нас необычный урок, урок развития речи. Вашему вниманию предлагаем сценку.

    Сценка.

В классе при обсуждении кандидатур на должность командира класса возник спор: кого из двух кандидатур (Сергея или Настю) выдвинуть.

Адель: Я считаю, что командиром нашего класса должен быть Сергей. Он отличник!

Надира: Почему это, Сергей! Пусть будет Настя. Она самая модная девочка в нашем классе.

Адель: Всё-таки, я убеждена, что Сергей. Он всегда дела доводит до конца. А на Настю не всегда можно положиться.

Надира: Да Сергей никогда не даёт списывать домашнее задание. И вообще он просто тебе нравится.

Адель: Нравится, не нравится, это здесь ни причём.Да пойми ты, что Настя часто пропускает школу по болезни, и к тому же во второй четверти она уезжает в саноторий.

Надира: Ну и что. Ты не права. Ведь она моя лучшая подруга.

Адель: Сергей- относительно свободный человек и может основательнее заниматься классными делами. Так считают все ребята нашего класса. Так что Сергей должен быть командиром нашего класса..

Надира: Нет. Я не согласна. И вообще, мы с Настей пригласим Сергея на день рождение, а тебя нет! Ты просто завидуешь Насте.

    Беседа.

Что вы увидели ребята?

Как ведут себя участники спора?

Которая из них вызывает ваши симпатии и почему?

Чьё поведение во время спора вам не понравилось? Почему?

В первом случае вы говорили о поведении какого человека?

Во втором случае?

А что значит быть культурны человеком?

Есть мого показателей культуры человека, и один из них- умение вести спор!

Как вы думаете что мы сегодня будем делать на уроке? (говорить о том, как нужно спорить.)

Посмотрите на картину?

Что вы видите? Кого вы видите7

Что они делают? (беседуют.)

Что мы можем предположить? (спорят.)

А как это можно выяснить? (понаблюдать за геоями, описать поведение героев, внимательно рассмотреть картину.)

А как можно наблюдать за героями? (сравнивать, описывать.)

А вы хотели бы сравнить поведение героев?

Попробуем сравнить героев и сделать выводы, как следует вести себя во время спора, а как нежелательно.

А поможет нам в этом картина Ю. И. Пименова “ Спор .

4.Запишите в тетрадях число и тему .

5.Рассказ о художнике.

Каждый раз , когда я знакомлю вас , ребята , с творчеством художника, мне очень хочется,чтобы вы поняли, в чём его неповторимость. Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) называют мастером живописной новеллы.

Талант Ю. И. Пименова как рассказчика проявляется уж в названиях произведений, которые часто являются ключом к содержанию картины: ”Маруся, пора обедать!”, “Ожидание”, “Пойдём вечером в кино”, “Одинокая продавщица цветов”.

    Вы спросите,что же необыкновенного, “невиданного” в этих обычных жизненныз сценках? По этому поводу сам Пименов писал: “Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей- моя задача художника”.

Да, он обладал драгоценным качеством: умение сделать обыкновенное необкновенным, то есть расширить границы поэтического, дать почувствовать поэзиюокружающей поседневной жизни, тем самым научить ценить каждое мгновение, беречь жизнь. Это ли не из почетных задач искусства?!

По приказанию Пименова, его интерес к людям, их духовной жизни, их взаимоотнтшениям привели его творчество к теме “Встречи и разговоры” (серия картин “Свидание”). Он наблюдал за людьми на улице, в троллейбусе, кафе. Одна из лучших картин этой серии- “Спор” (1968)

Беседа по картине

    Вам интересна эта картина?

    Какие художественные средства изпользует автор картины, чтобы показать, что перед нами спорщики, люди, имеющие разные точки зрения?

    Где спорят молодые люди? Какие детали позволяют судить об этом?

    Опишите интерьер?

    Каковы особенности калорита полотна?

    Как вы думаете, о чём спорят юноша и девушка? Какие проблемы их могут волновать?

    Давайте внимательно рассмотрим героев картины. Опишите девушку.

    Как ое представление складывается у вас о героине?

    Опишите внешний вид молодого человека.

    Какое впечатление производит юноша?

    Как вы думаете, молодой человек уверен в себе? Как он держится?

    Итак, вы уже обратили внимание на то, что ребята по- разному ведут себя во время спора. На основании каких деталей сложилось такое впечатление?

    То есть на основании понимания какого языка?Вспомните из риторики?

    Да верно, на основании понимания языка невербального общения?

    Что значит вербальный?

    Что позволяет этот язык говорящему?

    Приведите из своего жизненного опта примеры, подтверждающее это.

6.Физкультминутка.

7.Орфографическая работа.

Вернёмся к языку невербального общения.Используя её элементы, охарактеризуйте юношу и девушку. Примеры запишите в таблице. Постарайтесь использовать краткие прилагательные и краткие причастия.

Беседа по картине

    Какое важное качество можно отметить у девушки?

    Что вы можете сказать о юноше как спорщике?

    Готов ли он разобраться в обсуждаемых проблемах?

    Актуальна ли для нас эта сценка из жизни молодёжи 60-х годов прошлого века?

    Какие высказывания пословицы, афоризмы о споре вы знаете?

    Вы изучаете английский язык? Как ведут во время спора себя англичане?

    А вот японцы часто используют невербальные средства общения во время спора.

    В нашей стране и республике споры необходимы для выяснения истины, они сближают людей, а иногда делают их друзьями.

8.Словарно- стилистическая работа в группах.

    Подберите синонимы к слову спор и дайте им толкование.

    Образуйте имена существительные, указывающие на лиц, участвущих в споре, в диспуте, полемике.

    Дайте толкование словам поза, профиль, жест, мимика(портретная лексика).

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения сходства предметов.

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения различия предметов.

9.Систематизация материала.Составление плана.

    Какой способ сопоставления возможен в данном случае?

    В чём проявляется различие между молодыми людьми?А в чём сходство?

    Какие художественные средства позволяют автору выразить свои мысли?

10.Примерный план.

1. Вступление. Юноша и девушка – герои картины Ю. И. Пименова “Спор”

2. Спорщики.

а) Общие черты.

б) Различия.

в) художественные средства.

3. Вывод. О культуре ведения спора.

    О чём можно сказать в заключительной части сочинения?

    Как желатеьно вести себя во время спора?

11.На доске модель.

Уважать

Не оскорблять

Слушать

Не перебивать

Репродукция картины “Спор”

Не грубить

Не унижать

Не кричать

Не обижать

12.Рефлексия.

    Чем мы сегодня занимались на уроке?

    Что нового узнали и чему научились?

13.Выставление оценок.

14.Домашнее задание: Написать сочинение, используя памятку для людей, которые хотят овладеть культурой спора(раздать памятки ученикам).

Художник Юрий Иванович Пименов относится к лучшим классикам советского периода. Он смог внести свой огромнейший вклад в русское искусство и культуру. Юрий Иванович в своих полотнах показывал самые мелкие и будничные явления и детали, которые поражали не только своей обычностью, но в них открывалось что-то новое и удивительное. Живописец легко из мелких и самых обычных деталей, которые каждый человек видит постоянно перед своими глазами, мог сложить восхитительную, удивительную и превосходную картину, перед которой невозможно не остановиться пораженным.

Из биографии самого художника известно, что любовь к живописи передалась ему от отца, который, имея юридическое образование и работая юристом, любил в свободное время рисовать. Живописи он уделял практически все свое свободное время. Часто он водил своего сына в Третьяковскую галерею, где они вместе смотрели восхитительные картины и познавали удивительный мир живописи. Юрий Иванович стал образованным человеком, много учился, чтобы выработать свою манеру в живописи. Обычно все его работы написаны не только изысканно, но и небольшими, мелкими мазками, которые помогают прорисовывать все детали. Обычно так легко и просто появлялась новая и неожиданная поверхность.

Свою прекрасную и удивительную картину «Спор» художник Юрий Пименов создал в 1968 году. Она имеет свою определенную жанровую композицию. В самом центре полотна Юрия Ивановича изображены девушка и юноша, которые о чем-то спорят. Современная обстановка и современные молодые люди изображены на картине художника Пименова. Но о чем они спорят, к сожалению, зритель может лишь догадываться. Автор картины хотел запечатлеть на своем полотне молодежь шестидесятых годов, которая была полна новых идей, мечтаний и решений.

Художник Юрий Пименов выбирает для этого и интересный фон. Создается такое чувство, что он и есть, но словно он растворяется за спинами молодых людей. Зритель видит пол, который состоит из контрастных квадратов большого размера. Они все черного и белого цвета, расположены на полу с чередованием. Стена, которую можно рассмотреть за спинами героев картины, голубого цвета, которая не позволяет отвлекаться.

Есть и мебель в этой комнате, хотя и немного. Это тоненький и небольшой светлый стол столик и маленькие и тоненькие стулья, на которых сидят герои картины. Судя по обстановке, можно предположить, что молодые люди сидят в какой-то столовой. Главное, что между героями полотна Юрия Пименова разгорается спор, но он идет правильно и в рамках приличия. Глядя на лица спорщиков, можно понять, что тема спора интеллектуальная и очень интересная для спорщиков.

Интересен и внешний вид спорщиков. Молодой человек худощав, телосложение у него не совсем спортивное. Темные волосы и светлая кожа. Видно, что он серьезно увлекается изучением наук. На нем приятного цвета костюм, но не скажешь, что он следит или следует основным модным тенденциям и направлениям своего времени. Костюм пошит по классическому стилю. Черные остроносые туфли хорошо начищены.

На его фоне выделяется девушка. Внешность ее более яркая и привлекательная. Особенно бросаются в глаза ее рыжие волосы. Небольшое и короткое коричневого цвета платье подчеркивает стройные ноги. На ногах у девушки темные невысокие сапоги и синего цвета колготы. От длины платья, от его цвета, от позы, в которую она села – все это подчеркивает фигуру девушки. Она стройная и кажется очень хрупкой на первый взгляд. Но зато она очень женственная и очень приятно смотреть на нее. Волосы у девушки аккуратно собраны в хвостик.

Глядя на лицо девушки можно заметить, что спорит со своим оппонентом она очень уверенно, понимая, что правота на ее стороне. Спокойные глаза, да и выражение всего лица наглядно показывают ее уверенность в своей правоте. Видно, что она разносторонне развитая личность и ее интересы помогают ей судить о предметах, объектах и явлениях в разных областях научного мира. Поэтому так спокойно и уверенно она держится.

На картине Юрия Пименова заметно, что тема спора интересно героям картины, но они не столько пытаются доказать что-то друг другу, как желают в этом споре найти истину. Спор - это путь к новому познанию. Художник Юрий Пименов показал, как самые обычные и простые люди, стремясь к знанию и познанию, решают цивилизованным путем все проблемы. Они не стремятся унизить друг друга, а желают лишь только стать выше на одну ступеньку и приблизиться к своему новому открытию. Живописец Юрий Пименов показывает всем, как нужно правильно и цивилизованно вести спор.

Картина Юрия Пименова не только интересна, красочна, но еще всегда будет актуальной и современной. Потому что в любом времени люди спорят между собой, чтобы доказать друг другу что-то, показать настоящую правду или найти свою истину и правильный путь.

Кириллов Владимир

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор»

Спор - это часть нашего общения. Все без исключения спорят, то есть доказывают свою точку зрения.

На картине Ю.Пименова изображены девочка и мальчик. Они сидят в школьной столовой. Мальчика зовут Коля, а девочку - Катя. Коля одет в серый костюм, который сильно мал. Сапоги чёрного цвета. Катя одета в коричневый костюм, колготки и сапоги. Подростки спорят о том, сколько корней в уравнении. Коля думает, что два корня, а Катя доказывает, что при х=3 в знаменателе получается 0. И всё же прав Коля, потому что икс будет иметь два значения: положительное и отрицательное. В результате спора друзья приходят к правильному выводу. Именно такие споры помогают им хорошо учиться и правильно решать контрольные работы.

Мне было интересно смотреть на жесты ребят. Коля поднял голову вверх и уверенно взмахнул рукой, доказывая своё мнение, глядя в лицо собеседнице. Он уверен в своей правоте, но при этом не повышает голоса, не кричит. Катя внимательно слушает, наклонившись к нему. Она не спешит высказать свою точку зрения, так как понимает, что Коля тоже хорошо разбирается в математике, и, возможно, ошибку сделала она. Кто чаще побеждает в их спорах? Оба. А главное, что эти ребята не ссорятся, потому что уважают мнение друг друга.

Как же надо вести дискуссию? На мой взгляд, ребята на картине делают всё правильно. А иногда споры приводят к конфликтам. От чего это происходит? Я нередко наблюдал такие ситуации. Витя и Саша спорили, кто сильнее. Они решили проверить это в армрестлинге. В результате выиграл Саша. Но он сжульничал, поднял локоть, а после стал помогать второй рукой и сказал, что победил, что Витя - слабак. Вот так они поссорились, но, к счастью, благополучно помирились. Конфликты происходят очень часто, и их практически невозможно избежать. У каждого человека они были. Иногда конфликты доводят до ссор, а порой даже до бойкотов, это когда люди друг с другом не разговаривают и подговаривают окружающих тоже не общаться с ними.

Мне понравилась картина Ю.Пименова тем, что художник показал наглядный пример, как можно культурно разрешить спор. Я тоже стараюсь ни с кем не конфликтовать, а если спорить, то спокойно и дружелюбно.