Министр культуры Екатерина Фурцева уже битый час стояла под окнами родильного дома на улице Веснина. Ноябрьский ветер налетал порывами, норовя хлестнуть мокрым снегом по глазам, она совсем продрогла в своем тонком французском пальто. Время близилось к полуночи. Наконец вышла санитарка и сказала, что еще не скоро. Екатерина Алексеевна развернулась, села в машину и поехала домой.

Петр и Екатерина

Утром Светлана , превозмогая слабость, поднялась с койки и добрела до окна. С высоты третьего этажа она увидала знакомую меховую шапочку, черное пальто с маленьким меховым воротником. «Мама, мамочка дорогая, — она здесь, рядом». Светлана почувствовала прилив необычайной нежности к матери. Теперь и она, Светлана, стала мамой, теперь их трое, и между ними завязался новый крепкий узелок.

В кремлевском роддоме порядки были еще более драконовские, чем в обыкновенном, поэтому Екатерина Алексеевна не смогла увидеть ни дочери, ни внучки, а только убедилась, что роды прошли благополучно.

Свекровь Александра Константиновна ни в какую не захотела, чтобы внучку назвали Екатериной, и когда Светлана с новорожденной появилась дома, имя уже было готово: Марина .

— Если бы родился мальчик, ты ведь не назвала бы его Фролом ? — сказала свекровь Светлане, имея в виду своего мужа, члена Политбюро Фрола Романовича Козлова .

Светлана и ее муж Олег жили с его родителями. Роды притормозили учебу в университете, у Светланы появились «хвосты» по некоторым дисциплинам, и она не торопилась от них избавиться. Но однажды утром раздался телефонный звонок и веселый, но вместе с тем требовательный голос матери отрезвил ее:

— Ты думаешь, если уехала от меня и живешь теперь за высоким забором, так я тебя не достану? Ну-ка, немедленно сдай все «хвосты»!

Светлане всегда было удивительно, как мама, при такой занятости и ответственности на службе, умудрялась быть в курсе ее жизни и вовремя поддержать, посоветовать, помочь. Еще когда Света была маленькой, вдруг появлялись в доме редкие по тем временам мандарины или прелестная французская шубка — в то время как мамы и в Москве-то не было, она была за границей. Ее незримое ласковое присутствие Света чувствовала всегда.

Фурцева бывала в гостях у Козловых не часто. Приехав поздравить Светлану с рождением дочери, Екатерина Алексеевна, глядя с нежностью на спящую в одеяльце Маринку, сказала: «Пусть у нее будет моя фамилия, она ей поможет...» Фурцева знала, что говорила.

Светлана была грудной, когда с фронта — это было в 1942-м — в отпуск приехал Петр Битков и огорошил жену новостью: он от нее уходит, на фронте «полюбил другую». И одиннадцатилетний брак, построенный на взаимности, доверии, общих интересах, рухнул в одночасье. Петр и Екатерина познакомились на Высших летных курсах в Ленинграде, куда Фурцева была направлена учиться по линии комсомола. В тридцатые годы молодежь бредила самолетами и летать было очень престижно. Екатерина и Петр вскоре поженились. Но их взаимную любовь омрачало лишь одно: время шло, а детей не было. Екатерина Алексеевна не стала упрекать мужа в том, что он разбил ее жизнь, хотя по сути так оно и было, оставила ему комнату на Красносельской и, запеленав четырехмесячную Светлану, ушла с чемоданом куда глаза глядят, надеясь, что судьба ей еще улыбнется. Екатерине было тридцать два и надо было начинать жизнь сначала. В то время у нее произошли перемены не только в личной жизни. Оставив науку — она окончила институт и аспирантуру факультета тонкой химической технологии, — Фурцева пошла на партийную работу, став вторым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Борщ у Хрущевых

Светлану умыли, причесали, водрузив на голову огромный розовый бант, и нарядили в новое розовое платье. Все это означало, что они с мамой едут в гости. Екатерина Алексеевна объяснила семилетней дочери, как та должна вести себя за столом. Они ехали на обед к Хрущевым . Светлане на всю жизнь запомнился необыкновенно вкусный украинский борщ с пампушками, которым их потчевал за столом гостеприимный Никита Сергеевич .

После смерти Сталина , когда Хрущев возглавил страну, Екатерина Фурцева сыграла очень важную роль в его судьбе. В 1957 году группа соратников по партии, руководимая троицей Каганович Маленков Молотов , организовала заговор с целью сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Екатерина Фурцева — тогда первый секретарь Московского горкома и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС — искренне верила в Хрущева как в прогрессивного руководителя партии и страны и спасла его. Она очень оперативно, в течение двух часов собрала в Кремле всех, кто мог поддержать Хрущева, и заговор провалился. Фурцева после этого стала членом Политбюро. В 1960 году Екатерина Алексеевна выдала дочь замуж за сына члена Политбюро Козлова, и вся партийная элита гуляла на этой свадьбе.

Первый раз Козловы увидели Светлану весной того же года, когда правительственная делегация прибыла в Индию. Фурцева взяла дочь с собой. Она делала так всегда, когда позволяли обстоятельства, — хотела показать ей мир. Александре Константиновне Козловой очень понравилась беленькая, изящная, хорошо воспитанная Светлана, и у нее в уме зародился план познакомить с ней своего сына Олега.

По возвращении в Москву молодые люди познакомились, и Светлана вмиг была очарована высоким темноволосым юношей. Олег красиво ухаживал, дарил букеты. Стоял теплый апрель, они гуляли допоздна, долго прощаясь у подъезда на улице Грановского, где тогда Екатерина Фурцева жила со своим вторым мужем-дипломатом. Прощались до тех пор, пока бабушка с балкона не окликала Светлану домой. Олег сделал предложение через две недели. Фурцева восприняла новость, как и положено маме: «Подумай, дочка. Как же твои планы на будущее?»

— Но у меня, — вспоминает Светлана, — на тот момент, кажется, напрочь отсутствовала способность думать.

Свадьбу играли на государственной даче. На Светлане было маленькое, в талию, платье пастельных тонов из красивейшей, украшенной мелкими-мелкими камешками, индийской ткани. Среди гостей присутствовали Леонид Ильич Брежнев с супругой и дочерью Галей , Анастас Микоян с невесткой Элей , Хрущев с супругой, дочерью Радой и зятем Алексеем Аджубеем , известным журналистом. Никита Сергеевич преподнес в подарок Светлане флакон французских духов и куклу-барышню в роскошном длинном белом платье.

Домострой

Как только Петр ушел из семьи, к Фурцевой приехала ее мать — бабушка Матрена — и стала воспитывать внучку. Екатерина Алексеевна дала Светлане блестящее по тем временам образование: музыка, английский. На улице Грановского Светлана с бабушкой бывали редко, чаще жили на казенной даче — присутствие отчима вносило некоторый диссонанс в их женский спаянный коллектив. Николай Павлович Фирюбин считал, что Екатерина «уж чересчур» любит дочь, к тому же его раздражала теща, которая так и не смогла полюбить нового зятя. Его жена была министром культуры, членом Политбюро, но дома муж старался быть главным. «Катя, соль», — выразительно показывал он глазами на солонку, стоявшую поодаль от него на столе. И все же Светлана любила квартиру на Грановского, гостиную, обитую штофом, камин — мама умела навести уют. Самыми счастливыми были дни, когда мама брала ее с собой в отпуск. Тогда она всецело принадлежала Светлане. Они, бывало, даже спали в одной постели, потому что так много нужно было сказать друг другу, что дня не хватало и не хотелось разлучаться даже на несколько часов сна.

Бывало, пока спускались к морю — Фурцева отдыхала в санатории ЦК КПСС в Сочи, — отсчитывая сто пятьдесят ступенек, Светлана успевала задать все вопросы и получить ответы. А внизу уже ждали знакомые и друзья. Светлана лежала на пляже и сквозь щелки сомкнутых век наблюдала за мамой, которая была увлечена беседой с подругой актрисой Любовью Орловой . Говорили о своем, о женском, о том, что для фигуры полезно плавать по три часа в день и ежедневно играть в теннис, а уж если будет необходимо, можно пойти и на радикальные меры — сделать пластику лица. Светлана смотрела исподтишка на обеих, таких длинноногих, загорелых, стройных, и размышляла с высоты своих пятнадцати лет: «Ну, если в таком возрасте можно выглядеть так, как мама или Любовь Петровна, то у меня еще вся жизнь впереди».

Никогда Светлана не видела маминых слез. Только в дни заговора чувствовалось дома сильное, тревожное напряжение. Фурцева отгораживала дочь от всего, и Светлана видела только парадную сторону ее жизни. Совместные поездки в Югославию, Индию, Японию, Англию, Францию выглядели как сказка: мама, красивая, элегантная, рядом с первыми лицами государств, в окружении знаменитостей.

Итальянские актрисы Джина Лоллобриджида (слева) и Мариза Мерлини, министра культуры СССР Екатерина Фурцева во время II Московского международного кинофестиваля. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Предательство

Буквально через год после того, как Хрущев гулял на свадьбе Светланы, он предал Фурцеву. Екатерина Алексеевна о том, что ее вывели из состава Политбюро, узнала, когда зачитали новый список его членов на очередном XXII съезде КПСС. Ее имени там не оказалось. Пожалуй, только в этот момент она в полной мере осознала, как она тогда, в 1957-м, рисковала собой, Светланкой. Ведь она выступила одна против заговорщиков, за ее спиной не было никого: ни друзей, ни сильного покровителя. О том, что мама пыталась покончить с собой, вскрыв вены, Светлана узнала самой последней. Екатерина Алексеевна увиделась с дочерью в больнице, когда угроза ее жизни миновала и она уже вполне владела собой.

— Самое страшное, доченька, в жизни — предательство, — сказала тихо и грустно Фурцева.

Пока Екатерина Алексеевна находилась в больнице, семью ее выставили с госдачи, отобрали автомобиль и лишили привилегий. Фурцевой «доверили» лишь пост министра культуры. Это было понижением после той власти, которой она обладала, будучи членом Политбюро. Фрол Романович Козлов в тот период перенес инсульт и был частично парализован. Глядя на годовалую внучку, ползающую по ковру, он молодел душой, и силы снова возвращались к нему. Однажды он сказал домашним:

— Брежнев позвонил, наверное, произошли перемены. Раньше звонил и спрашивал разрешения приехать, а сейчас просто заявил, что едет.

Предположение оказалось верным, вскоре «попросили» из Политбюро и Фрола Романовича. Впереди была та же процедура лишения дачи, автомобиля и привилегий, что и у Фурцевой. Козлова вскоре после этого разбил второй инсульт, долго он не прожил...

Рядом с кинодивами

Сместили и Хрущева. А Фурцева на посту министра культуры осталась такой же самостоятельной, влиятельной и независимой, как и на высоких партийных должностях. Екатерина Алексеевна быстро оправилась от потрясения, и, глядя на нее, никто бы не смог подумать, сколько ей пришлось всего вынести. Она сделала себя сама: одевалась в Париже, занималась теннисом, а в 1965 году решилась на пластическую операцию. Прооперировалась в Москве и тут же улетела в отпуск в Сочи. Вернулась загорелая, помолодевшая, и никто ничего даже не заподозрил. Вращаясь среди звезд мирового кино, постоянно находясь на виду, бывая на приемах у королей и королев, Фурцева вела себя очень естественно. Она смело фотографировалась с кинодивами, не боясь, что будет выглядеть хуже, чем они.

Культурная жизнь страны под руководством Фурцевой преобразилась. Екатерина Алексеевна очень любила кино и, познакомившись в Париже с французским искусством, влюбилась и в город, и в его обитателей. В Москве начались недели французского и итальянского кино. Изголодавшаяся по премьерам публика ломилась в кинотеатры. Стало хорошим тоном разбираться в искусстве западного кино. Приехал на гастроли знаменитый миланский оперный театр Ла Скала. Открылись в Москве выставки французских импрессионистов. По инициативе Фурцевой в эти годы были построены новое здание балетного училища, новый МХАТ, Цирк на проспекте Вернадского, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац . Пожалуй, этот период был самым счастливым в ее жизни.

Она по-прежнему возила дочь с собой. Светлана запросто в свободную минутку забегала к маме в министерство. У нее на даче в Переделкине собиралось интересное общество: близкая подруга Вера Марецкая — Екатерина Алексеевна умела дружить, подруги у нее сохранялись на долгие годы, — близкие друзья писатель Константин Симонов , актер Ростислав Плятт , режиссер Юрий Завадский . Екатерина Алексеевна ездила в отпуск на Валдай. Там она жила не в санатории, а, прихватив палатку и лодку, устраивалась на природе, у озера, и часами удила рыбу, ухой из которой потом угощался весь санаторий.

Через пять лет замужества Светлана вдруг встретила настоящую любовь. Игорь так же, как и она, работал в АПН, занимался переводами с английского, писал стихи. Между ними возникло взаимное чувство, но у Игоря тоже была семья, и три года влюбленные мучали друг друга, не решаясь на последний шаг.

— Ты посмотри на себя, — говорила Екатерина Алексеевна дочери, — ведь ты уже вся растворилась в нем, тебя уже нет.

Она, конечно, понимала дочь, ведь сама вышла замуж за Светланиного отца по большой любви. Но в то же время чисто по-женски пыталась предостеречь: «Светлана, я десять лет была одна, я знаю, что такое одиночество, когда все праздники, все выходные одна». А когда Светлана все-таки ушла от мужа, Екатерина Алексеевна сказала: «Ни о каких алиментах даже речи быть не может. Разве мы не в состоянии вырастить одного ребенка?» Выйдя за Игоря, Светлана несколько отдалилась от матери — теперь она вся принадлежала любимому. Екатерину Алексеевну это огорчало, она грустила, ведь ее второй брак не был очень счастливым. Особенно одинокой она чувствовала себя, когда умерла бабушка Матрена.

В тот последний день она поздно вечером заехала к дочери. У Светланы и Игоря были гости. Екатерина Алексеевна посидела немного и собралась домой. Позже Светлана позвонила ей — чувствуя неловкость за то, что из-за гостей мало уделила внимания маме, спросила, все ли хорошо. Ей показалось, что у мамы какой-то странный голос, но та заверила ее, что «все хорошо» и что она ложится спать. «До завтра», — как обычно сказала она.

За полночь гости разошлись. Светлана помыла посуду и только направилась в ванную, как зазвонил телефон. Звонил отчим.

— Мамы больше нет, — оглушил он Светлану известием.

Светлане на руки выдали свидетельство о смерти, в котором было написано, что смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности. До сих пор Светлана не знает точно, так ли это на самом деле...

На похоронах Петр Битков очень убивался. Он сказал Светлане, что всю жизнь любил «только одну Катю». Вскоре после смерти Фурцевой его тоже не стало. А Николай Фирюбин женился через месяц после похорон.

Олег Табаков: «Она была прежде всего женщиной»

По тем временам женщина в верховных органах власти была нереальным явлением. В этом феномен Екатерины Алексеевны. А для меня она была, прежде всего, удивительно красивой и мудрой женщиной.

Екатерина Алексеевна неоднократно прикрывала спину Олега Ефремова . Он, будучи грешен как все мы, иногда позволял себе отклонения от норм в употреблении алкоголя. Часто бывал просто на грани фола. Знаю, как дважды она отводила от него беду. А в 1970 г. его назначили главным режиссером Московского Художественного театра. При поддержке Фурцевой. Кто-то должен был за него поручиться, а это весьма не просто. Борьба между городским комитетом партии и Министерством культуры была очень жесткой. Одна деятельница Московского горкома даже предлагала мне сдать Олега, предъявив доказательства его «болезни». Я позвонил Екатерине Алексеевне, рассказал об этом, она спросила меня: «Ты послал ее?» Я говорю: «Да!» — «Вот так и надо!» И должен сказать, она успела увидеть правильность своего решения — первые десятилетия деятельности Олега были чрезвычайно активными, интересными, разнообразными. Он привлек по тем временам едва ли не самую лучшую труппу в Советском Союзе: Смоктуновский , Евстигнеев . И самая интересная, гонимая и преследуемая режиссура: Лев Додин , Кама Гинкас . Решиться на это надо было! Если бы у Олега не было поддержки Екатерины Алексеевны, вряд ли бы у МХАТа была такая история. Повторяю, делала все это — ЖЕНЩИНА!

Мне еще не было 35, когда меня назначили директором театра «Современник». Как? Не без ее ведения, конечно. Очень Фурцева симпатизировала и Галке Волчек . Она, еврейка, беспартийная, женщина, все-таки была утверждена на должность главного режиссера «Современника». Опять-таки не без помощи Екатерины Алексеевны. Если человек вызывал у нее доверие, его национальность, партийность не были важны. Екатерина Алексеевна довольно круто умела брать руль на себя. При этом она была веселым, лукавым человеком, но не хитрым. Знала, что красивая. Это сказывалось в том, как она одевалась: носила нейлоновые кофточки с черненьким башмачным шнурком — вроде бы строже не бывает, а все равно она была очень женственна. А уж это либо есть, либо нет — вне зависимости от должности.

Игорь Кваша: «Мы называли ее мама „мама“»

Наш театр «Современник» хотели закрыть. Никто не смел высказаться против. Скоро вернулась из поездки Мама (Екатерина Фурцева) и вызвала меня, Галю Волчек, Нину Дорошину и Олега Ефремова. Человек она была очень резкий, но с самого начала нас удивила: «А, это вы Ефремов? Как же, как же, я вас знаю. Мы с вами встречались на пленумах райкома». Она была первым секретарем Фрунзенского райкома, а Олег — секретарем комсомольской организации Детского театра в этом же районе.

Разговор был жесткий: надо закрывать театр, вы делаете черт знает что. А мы сидим с равнодушными рожами — все равно же закроют — отвечаем только «да» или «нет» и чуть ли не орем на нее. Молодые были, да и терять нам нечего. А Фурцева совершенно спокойна, хотя с ней, наверное, никто еще так не разговаривал. И вдруг она меняет тон разговора: «Вот вы сделали спектакль „Взломщики тишины“ о старых большевиках. А вы знаете, сколько их осталось? — и у нее слезы на глазах наворачиваются. — Их всего четыре с половиной тысячи. Ребята, а как вы их порочите?» И утирает слезы, настоящие!

Она, наверное, думала, что наорет на нас, мы ее испугаемся, а потом даст нам здание. А тут разговор пошел совершенно другой — ласковый, со слезами, с каким-то проникновением: «Мы вам даем здание на площади Маяковского, но мы вас просим все-таки учесть наши порядки, учесть, какая сложная обстановка в стране». И нас не закрыли!

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева....

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева. Она была секретарем ЦК КПСС, членом Президиума ЦК, первым секретарем Московского горкома партии и почти четырнадцать лет — министром культуры СССР.

Она родилась 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. Мать Матрена Николаевна работала на ткацкой фабрике. Отец погиб в Первую мировую. Катя закончила семилетку, в пятнадцать лет поступила на ткацкую фабрику, на которой работала ее мать. Кажется, все было предрешено: лет тридцать в филиале ада — среди одуряющего грохота ткацких станков, потом ранняя глухота и мизерная пенсия. Но Катю ждет иная судьба. В двадцать лет фабричная девчонка вступила в партию. Вскоре следует первое партийное задание: ее направляют в Курскую область поднимать сельское хозяйство. Но там она задерживается недолго, ее «бросают» на комсомольско-партийную работу в Феодосию.

Катя Фурцева могла бы остаться на Юге. Состариться под южным палящим солнцем. Найти себе суженого. Но что-то мешает сосредоточиться на личной жизни. Может быть, комсомольская работа. Может быть, спорт. Она хорошая пловчиха. Умеет избегать подводных течений, вредного влияния. Ее замечают, вызывают в горком комсомола и предлагают новую комсомольскую путевку. С благословенного Юга ее посылают на Север, в самое сердце революции, в столицу Октября-в Ленинград. На Высшие курсы гражданского Аэрофлота.

Первый раз Катя в большом городе, в европейской столице. Сколько людей! Сколько новых знакомых — все в защитных гимнастерках, все молодые, смелые, правильные. Конечно же, она влюбилась. Конечно же, в летчика. Его звали Петр Иванович Петков.

В то время «летчик» — слово почти мистическое. Летчики — не люди, а «сталинские соколы». Летчик неотразим, как Дон-Жуан. Быть замужем за летчиком — значило идти в ногу со временем. Жить почти по мифу. С летчиком можно было разделить все — даже любовь к товарищу Сталину.


Сохранилось несколько фотографий Екатерины Алексеевны с Петром Ивановичем. Глядя на фото, невольно думаешь, что ее суженый — человек, привыкший стоять в центре. Лидер по натуре. Вероятно, поэтому Екатерина Алексеевна кажется рядом серой мышкой.

Это было вообще ее замечательное свойство. Находясь рядом с мужчинами, с любым из них, она умела оттенять его достоинства, уходя сама в тень. И еще поражает печать покорности на ее лице. Измученность. Может быть, цена за непомерный энтузиазм?
Петр Иванович — стопроцентный мужик, человек практический. Ему не понять ее увлечение самолетами. В это время их направляют в Саратов (преподавать в авиационный техникум), затем — в Москву. Здесь Фурцева становится инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ. Через год ее направляют по комсомольской путевке в Московский институт тонкой химической технологии. Будущий инженер-технолог с головой погружается в комсомольскую работу. Видно, мещанский быт — не для нее.

Началась война, мужа мобилизовали. Она осталась одна, с матерью, которую к тому времени выписала в Москву. Лекции, лабораторные, карточки, пайки… В Москве рвутся фугасы, она вместе со всеми дежурит на крыше, гасит зажигательные бомбы — спасает столицу. И вдруг — затянувшаяся весточка после свидания с мужем: она беременна.
В мае 1942 года родилась Светлана. Только через четыре месяца после рождения дочери приехал на побывку муж. И… объявил, что уже давно живет с другой.

Разочарование следовало за разочарованием. Екатерина закончила институт и остановилась в нерешительности. Впервые в жизни не знала, куда броситься. Но бросаться никуда и не следовало. Надо было только ждать. Как политической активистке ей предложили поступить в аспирантуру, через полтора года избрали парторгом института. Она попала в странный, полный условностей мир «освобожденных» политработников. С наукой было покончено навсегда.
Теперь они жили втроем: ее мать, Светлана и она. Екатерина получила комнату в двухкомнатной квартире у метро «Красносельская». Как парторг. Из института, где ей становится явно тесно, ее направляют на работу во Фрунзенский райком партии.

Непосредственным начальником Фурцевой — первым секретарем райкома — был Петр Владимирович Богуславский. С ним у нее завязались особые отношения. Служебный роман — что-то вроде отдушины. Общение с Богуславским дало ей неоценимый опыт. Именно тогда для нее началось постижение законов мужской игры, в правилах которой — и мужское застолье, и соленое словцо, и сомнительные шутки. Она училась этого не замечать.

В 1949 году во время партийного концерта за кулисами Большого театра Николай Шверник устроил ей аудиенцию с Хозяином. Сталину она понравилась. Живого бога она видела в первый и последний раз, но для его острого глаза — это достаточно. В декабре 1949 года она выступает на расширенном пленуме горкома партии, где, жестко критикуя себя, рассказывает о райкомовских недоработках. Чисто по-женски. Немного по-мазохистски. Рядом с мужчинами становится в мудрую тень. Кажется, безо всякого умысла. И ее замечают. Встреча со Сталиным дала свой результат.


В начале 1950 года она переехала в здание на Старой площади, в кабинет второго секретаря Московского горкома партии. Через пару месяцев пал жертвой борьбы с космополитизмом ее верный друг Петр Владимирович Богуславский — его сняли со всех должностей и исключили из партии. Роман закончился сам собой.

С 1950 по 1954 год Фурцева близко сталкивается с Хрущевым. Ходили слухи об их романе. Сразу после смерти Сталина она стала первым секретарем горкома партии. Теперь под ее началом была вся Москва. На Хрущева она произвела сильное впечатление: и тем, что выступала на собраниях без бумажки, и тем, что не боялась признаться и покаяться в мнимых грехах, и тем, что «специалист». Это было ее любимое слово. Знакомясь с новыми людьми, первым делом она спрашивала: «Вы же специалист?!»
Фурцева до конца жизни сохранила почтительное отношение к профессорам и важным старичкам доцентам, которых навидалась еще в аспирантуре. «Специалист» знает больше, чем она, это убеждение было в ней очень сильно. И в своей команде она — бывшая ткачиха — хотела видеть именно таких людей.

«Ткачиха, из крестьян». Благодаря этой строчке в биографии она вознеслась высоко. И слово «ткачиха» будет сопровождать ее всю жизнь. У кого-то будет вызывать уважение, у кого-то — пренебрежение.

Но теперь ткацкая фабрика — дело прошлое. Екатерина Алексеевна Фурцева — первый секретарь Московского горкома. Женщина, играющая в мужские игры. Ходы в этих играх были разные: и мат, и выпивка, и продолжительное расслабляющее застолье — и все прочие аксессуары мужского быта. И чтобы выжить и, более того, победить в этой игре, ей пришлось играть по «мужским» правилам, безо всяких скидок. Отсюда — и водка, и разнообразные варварские способы быстро привести себя в порядок. Отсюда и усталость на лице.

Проблемы единственной женщины в мужском лагере порой абсурдны. Например, бытовая вещь — туалет. Рядом с комнатой, где заседало Политбюро (тогда Президиум ЦК), был всего лишь один туалет — мужской. Во время долгого заседания мужики бегали туда, как пацаны, по очереди. Екатерине Алексеевне, если уж было невмочь, нужно было бежать далеко по коридорам, в другой отсек, где был женский туалет. А за то время, что человека не было в кабинете, всякое могло случиться.

Никому из членов и кандидатов в члены Политбюро и в голову не приходило, что у Екатерины Алексеевны могут быть подобные физиологические проблемы.

Хотя однажды именно отсутствие женского туалета сыграло в ее жизни фантастическую роль. Что-то вроде волшебной палочки для Золушки, в один миг превратившей рядового члена ЦК партии в могущественного члена Президиума ЦК.

Дело происходило уже после смерти Сталина. Фурцева тогда занимала пост секретаря ЦК и по чину должна была присутствовать на узком келейном сборище членов Президиума ЦК. «Матерые» Маленков, Каганович и Молотов собрались, чтобы свалить другого «матерого» — Никиту.

Фурцева, Хрущев, Маленков, Каганович, Молотов, остальные члены Президиума ЦК заседали в душной комнате рядом с бывшим сталинским кабинетом. Екатерина Алексеевна сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. И тут произошло необъяснимое. Она решила воспротивиться явной несправедливости. Как же так, человека, который расшевелил сталинский муравейник — и вдруг затоптать в грязь? Возможно, она и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость «страшных мужиков». Но как и чем она могла помочь? И тогда она «захотела выйти». Это был ход из женской игры. Она просто рассчитала, что как представитель «слабого» пола имеет право хоть раз выйти во время заседания, какое бы архиважное оно ни было, «отправить естественные надобности». И мужики, ее потенциальные противники, клюнули. Так как рядом был только мужской туалет, а в женский надо было бежать долго, у нее появлялся формальный повод отсутствовать долго, не вызывая подозрений ни у Маленкова, ни у Кагановича. Ее отпустили. Прямо как в школьной игре — «можно выйти?».

А она вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, от кого зависело не дать произойти новому перевороту.
Телефонный звонок такого рода можно было воспринять как провокацию. Любому, с кем она говорила, могло прийти в голову: рядом со звонящим стоит Маленков или Каганович и слушает, как могущественные генералы собираются его скинуть.
Но та, которую позже назовут Великой Екатериной, страстно, почти истерично умоляла всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту Сергеевича сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. За считанные минуты. Почти все из тех, кому она позвонила, сказали, что приедут и поддержат Никиту Сергеевича — просто тем, что их силовые ведомства не пойдут против него.

Тот же трюк проделал и Брежнев. Он помчался звонить министру обороны маршалу Жукову. А когда он вернулся, к нему подсели поочередно Молотов, Каганович и Первухин, все интересовались, куда это он мотался. На что Брежнев ответил, что у него внезапное расстройство и он просидел в уборной.

В Кремль приехали Жуков, Игнатов и еще ряд членов ЦК, поддерживающих Хрущева. Заседание Президиума еще не закончилось. Они вошли и объявили, что такие архиважные дела не могут решаться келейно, что надо все перерешить. Хрущев оказался вдруг поднят и усажен на трон.

Это было счастливое время для Фурцевой. И не только в общественной жизни. Еще работая секретарем в Московском горкоме партии, она познакомилась с Николаем Павловичем Фирюбиным, одним из своих подчиненных.

Николай Фирюбин был профессиональным дипломатом. Говорил на английском и французском языках: Его бывший коллега Николай Месяцев охарактеризовал его так: «Он умел и хотел нравиться женщинам».

Был он невысоким стройным шатеном с породистым, выразительным лицом. Мужчинам он не нравился в силу своей заносчивости. Тем, кто хорошо знал их обоих, было удивительно, как могли сойтись столь разные люди.

Она сама толком не отдала себе отчета в том, что «это» произошло. Ее тянуло к Фирюбину. Бороться с этим было невозможно.
Их тайные встречи породили множество домыслов. Все в ЦК партии, начиная от секретарш и заканчивая секретарями ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой к Фирюбину. Это была локальная сексуальная революция на уровне отдельно взятого министра-женщины.

Екатерина Алексеевна родилась 7 декабря 1910 г. Семья проживала в городе Вышний Волочёк (Тверская обл.). Родители были рабочими, мать была ткачихой, отец погиб в Первую мировую.

После семилетки Фурцева устроилась на ткацкую фабрику, где трудилась мать. В то время Кате исполнилось 15.

Карьера

Фурцева стала комсомолкой и благодаря острому уму стала быстро продвигаться по партийной линии. Её отправили в Курскую область для помощи в организации сельского хозяйства.

Вскоре она стала секретарём райкома комсомола, её перевели в Феодосию. Екатерина получила должность секретаря горкома ВЛКСМ, проработав до 1933 г. В этом периоде она вступила в партию.

Позже Фурцеву отправили в Ленинград на курсы Аэрофлота, где Катя встретила свою любовь. Супруги работали в Саратове, а потом в столице, где Фурцева была инструктором отдела ЦК ВЛКСМ.

В войну Екатерина была секретарём Куйбышевского горкома партии, потом 8 лет трудилась в райкоме Фрунзенского района, заняв должность 1-го секретаря. Её успехи были замечены, в 1950 году она получила должность секретаря горкома.

В последующие 12 лет Фурцева была депутатом Верховного Совета, потом стала секретарём ЦК КПСС. В 1960 году Екатерину Алексеевну назначили министром культуры, проработала она на этом посту до конца жизни.

Позже Фурцеву стали обвинять в том, что она не понимает искусства, Екатерина Алексеевна многое запрещала. Она не разрешила группам «Роллинг Стоунз», «Битлз» дать концерты в СССР, запретила спектакль «Живой» Любимова Юрия. Ростропович и Вишневская эмигрировали, им пришлось это сделать, т. к. они оказали помощь Солженицыну Александру.

Однако, благодаря Фурцевой были организованы выставки полотен Фернана Леже, Святослава Рериха, Марка Шагала, Дрезденской галереи. Успешно прошли концерты Симоны Синьоре, Ива Монтана, оркестра Гудмена Бенни.

В столице проводились недели итальянского, французского кино. Фурцева разрешила артистам заграничные гастроли. Было создано несколько театров, некоторые из театральных заведений, действовавших ранее, получили новые здания.

Личная жизнь

Первый муж Фурцевой - Битков Пётр, лётчик. Брак длился 5 лет, у супругов появилась дочка Светлана. Пётр бросил Екатерину из-за другой женщины.

По слухам у Фурцевой был роман с Богуславским Петром, секретарём райкома. Он помогал Екатерине продвигаться по службе. Однако ради Фурцевой Богуславский не стал разводиться.

Позже Екатерина Алексеевна вышла замуж за Фирюбина Николая, дипломата. Однако брак был несчастливым. Некоторое время супруги жили отдельно, Николай стал послом в Чехословакии, Фурцева не поехала с ним.

После возвращения в Союз супруг стал часто изменять жене. Его отношения с дочерью и матерью Екатерины Алексеевны можно назвать напряжёнными. В последние годы Фурцева часто снимала стресс при помощи алкоголя.

Екатерина Фурцева. Любимый министр Медведев Феликс Николаевич

Биография, деятельность Е.А.Фурцевой

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась в 1910 году в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье рабочего.

В 1924 году вступила в комсомол.

1928–1930 - работа на фабрике.

1930–1933 и 1935–1937 гг. - на комсомольской работе: секретарь Кореневского райкома ВЛКСМ Курской области, секретарь Феодосийского горкома комсомола, в аппарате ЦК ВЛКСМ.

В 1930 году принята в члены ВКП(б).

1933–1935 и 1937–1941 гг. - студентка Московского института тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова, избиралась секретарем партийной организации института.

С 1942 года секретарь, второй секретарь, первый секретарь Фрунзенского райкома партии города Москвы.

Знакомство с Н. С. Хрущевым.

С 1950 года - второй, а с 1954 по 1957 год - первый секретарь Московского городского комитета КПСС.

В 1957 году семь членов Президиума ЦК, в том числе Молотов, Каганович, Маленков, Булганин и Ворошилов, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. Вопрос об этом поставили Молотов и Маленков на очередном заседании Президиума. Их поддержало большинство членов Президиума, а также примкнувший к ним Шепилов, кандидат в члены Президиума. В защиту Хрущева выступили лишь Микоян, Суслов и Кириченко, а также кандидаты в члены Президиума Брежнев, Жуков, Мухитдинов, Шверник и Фурцева.

На XIX съезде КПСС (1952) Е. А. Фурцева была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС, на XX (1956), XXII (1961), XXIII (1966) и XXIV (1971) съездах КПСС избиралась членом ЦК КПСС.

В 1950–1962 и 1966–1974 годах являлась депутатом Верховного Совета СССР третьего, четвертого, пятого, седьмого и восьмого созывов.

С 1960 года - министр культуры СССР.

Скоропостижно скончалась в ночь с 24-го на 25 октября 1974 года. В медицинском заключении, подписанном начальником Четвертого управления Минздрава СССР академиком Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (скульптор надгробия - Лев Кербель, архитектор - Михаил Барщ).

Мать - Матрена Николаевна (1890–1972).

Первый муж (с 1931 по 1942) - летчик Петр Иванович Битков.

Дочь - Светлана.

Второй муж (с 1956 по 1974) - дипломат Николай Фирюбин.

Деятельность на посту первого секретаря Московского горкома партии и министра культуры СССР

В 1954–1960 гг. в ее ведении был контроль за:

1954 - установкой памятника Юрию Долгорукому на Тверской

1954–1956 - строительством спортивного комплекса «Лужники»

1956–1958 - жилищным строительством - так называемых «хрущевок»

1954–1957 - проектированием и строительством «Детского мира»

1954–1959 - реконструкции комплекса ВСХВ (ВДНХ)

1957 - проведением Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве

Везде Екатерина Алексеевна принимала активное участие

По инициативе и стараниями Фурцевой впервые проведены:

1958 - Международный конкурс имени П. И. Чайковского - именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса Первая премия была вручена Вану Клиберну

1959 - Московский международный кинофестиваль - именно благодаря настойчивости Фурцевой Большой приз 1963 был вручен Федерико Феллини за фильм «8 1/2»

1969 - Международный конкурс артистов балета. Первый председатель жюри - Галина Уланова

По инициативе Фурцевой были созданы и построены:

5 июня 1954 - создан Театр Эстрады во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским, который позже, в 1961 году, переехал по новому адресу

1958 - на Тверской улице открылся книжный магазин «Москва»

1962 - открылся Московский городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах

1964 - родился и обосновался в нынешнем помещении Театр на Таганке

1965 - создан Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац

1967 - открыт Мемориальный музей-квартира народного художника СССР П. Д. Корина

1968 - организован художественный музей в доме-мастерской П. Д. Корина на Малой Пироговской

1971 - построен цирк на проспекте Вернадского

1971 - построен и оснащен Государственный концертный зал «Россия»

1973 - воздвигнуто новое здание МХАТ (Тверской бульвар) (в котором с ней и прощались)

Новое здание Московского хореографического училища

Монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812 года

Новые помещения получили:

Театр оперетты

Театр им. Моссовета

Театр «Современник» устоял и получил культовое здание на Маяковке

Назначения:

1960 - Театр Пушкина - Борис Равенских

1964 - Главным балетмейстером Большого театра - Юрий Григорович

1967 - Театр на Малой Бронной - Анатолий Эфрос

1968 - Московский академический театр им. Вл. Маяковского - Андрей Гончаров

1970 - Главным дирижером Большого театра - Юрий Симонов

1970 - МХАТ возглавил Олег Ефремов

1970 - Малый театр - Борис Равенских,

в штат Малого театра принят Леонид Хейфец

1973 - Театр Ленинского Комсомола - Марк Захаров

1974 - успела дать жизнь театру-студии Олега Табакова

Необходимо помнить о неусыпном контроле идеологического отдела ЦК КПСС (М. Суслов), а также отдела культуры ЦК КПСС (В. Шауро). Несмотря на это и благодаря решительности, личному вкусу, советам специалистов, которым доверялась Фурцева, за 14 лет ее «правления» проведено:

1960-e - недели французского, итальянского и др. кино

1956, 1963 - приезд и концерт Ива Монтана и Симоны Синьоре

1955 - выставка из собрания Дрезденской галереи

1960 - выставка работ С. Н. Рериха (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж)

1961 - гастроли оркестра Бенни Гудмена (Москва, Ленинград, Киев, Минск)

1963 - выставка-продажа моделей поездов производства ГДР («Детский мир»)

1964 - выставка Фернана Леже (ГМИИ имени Пушкина)

1964 - гастроли Ла Скала в Большом театре

1971 - гастроли оркестра Дюка Эллингтона (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси)

1973 - «Сокровища гробницы Тутанхамона» (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж, в Киеве)

1973 - выставка Марка Шагала в «Третьяковке»

1974 - выставка из Нью-Йоркского музея «Метрополитен», выставка французских импрессионистов

1974 - гастроли Ла Скала в Большом театре

1974 - выставка одной картины - «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (в ГМИИ имени Пушкина)

Гастроли Большого театра в Соединенных Штатах

Выставки ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереи в Японии

Благодаря Фурцевой в Советский Союз возвращены:

наследие Рерихов

наследие Савелия Сорина

получены в дар произведения Марка Шагала, Фернана и Нади Леже

четыре ордена Ленина

орден Трудового Красного Знамени

орден «Знак Почета»

2004 - в Москве на доме № 9 по Тверской улице открыта мемориальная доска.

7 декабря 2006-во Фрунзенском районе столицы (Фрунзенская набережная, 50) при поддержке правительства Москвы открылась Библиотека имени Екатерины Фурцевой, парадный вход которой украшает переданная Международным Фондом развития русского искусства имени Екатерины Фурцевой всемирно известная мозаика, выполненная Надей Леже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из речи второго секретаря МГК КПСС Е. Фурцевой От составителя и комментатора: Ниже приводится несколько наиболее ярких и интересных мест из речи Екатерины Фурцевой, будущего министра культуры СССР, а тогда - второго секретаря Московского горкома партии. …В Москве свыше

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е. А. ФУРЦЕВОЙ 1910, 24 ноября (7 декабря) - родилась в городе Вышний Волочек Тверской губернии.1925–1928 - учащаяся фабрично-заводского училища.1928–1929 - ткачиха фабрики «Большевичка».1929–1930 - ответственный секретарь районного совета

Вишневская о Фурцевой… резко, непримиримо, зло… «…За высокой металлической оградой обитали миллионеры, банкиры, знаменитости. Ворота в дом, где на втором этаже находилась их квартира, были распахнуты настежь. Ни замков, ни звонков, ни псов на цепи. Консьержки я тоже не

Пропуск на могилу Фурцевой Екатерина Алексеевна пришла в министерство со своими секретарями и помощницами. Одну из них, Татьяну Николаевну Саватееву, я хорошо знала, так как после смерти Фурцевой она стала секретарем Кухарского. Мягкая и очень деловая, четкая в работе,

Товстоногов: «Переехал бы в Москву, поближе к Фурцевой» Из дневника Василия Кухарского:«Не раз у Екатерины Алексеевны происходили трения с партаппаратчиками на заседаниях идеологической комиссии ЦК. Ее глава Ильичев прохаживался по поводу «самоуправства Фурцевой»,

Она сделала карьеру «в мире мужчин». Астрологический портрет Екатерины Фурцевой Как считают в народе, астрологи знают все: и про твое сегодняшнее, и про твое завтрашнее, и про твое… стоп, а как со вчерашним, с прошедшим? С тем, о чем, как нам кажется, мы все знаем?Авторы

Месть Екатерины Фурцевой? Эта версия заслуживает более подробного рассмотрения.«Вечерняя Москва»: «Фурцева (Екатерина Алексеевна Фурцева во второй половине 50-х секретарь ЦК КПСС, член Политбюро, глава московских коммунистов. – А.В.) мечтала выдать свою дочь за

Глава XXXVI 1835 г. Деятельность общественная и деятельность кабинетная «Материалы для Истории Петра Великого». Развитие сношений поэта в обществе в 1834–1835 годах. - Наблюдательность его, отношение к нему литературных партий. - Пушкин - воспитатель художественного

Вишневская о Фурцевой Екатерина Алексеевна, став министром, очень хотела сблизиться с актерами, музыкантами, писателями. Как женщину любознательную, по-своему талантливую, культура ее захватила. Перед творческими людьми она благоговела.Я, например, знаю, что на деловые

Майя Плисецкая о Фурцевой Балерина Майя Плисецкая в своей книге тоже довольно резко отзывается о Фурцевой, хотя признает, что Екатерину Алексеевну нельзя писать только одной краской, потому что она сама была жертвой системы, сначала вознесшей ее на Олимп, а потом

Эдвард Радзинский о Фурцевой А вот что вспоминает Эдвард Радзинский о Фурцевой:«Я не спал всю ночь. И решился. В половине десятого я стоял у министерства, ждал. Наконец появился директор «Ленкома»… Он спросил меня:- А вы зачем пришли?У меня хватило ума ответить:- А меня

Олег Табаков о Фурцевой Если отношения Фурцевой с Таганкой были непростыми, то «Современнику» она очень помогала, когда у них возникали серьезные проблемы. Сразу после ее прихода в министерство стало ясно: новый министр намерен отстаивать самостоятельность своего

Людмила Зыкина о Фурцевой Екатерина Алексеевна долгие годы дружила с Людмилой Зыкиной. Людмила Георгиевна рассказала, что познакомились они с Фурцевой на аэродроме: Екатерина Алексеевна провожала дочку и очень волновалась. Тогда Зыкина почувствовала, как сильно она

Смерть Фурцевой Летом 1974 года в жизни Фурцевой случились большие неприятности. По настоянию дочери она построила под Москвой дачу. Строение было зарегистрировано как личное, хотя в распоряжении министра культуры была и дача государственная. Новостройка получилась ни

Референт Фурцевой Июнь 1964 года. Переславль Залесский.Мы с Васей находимся на творческой даче имени Кардовского в сборной группе скульпторов из Москвы, Ленинграда и других городов России. Мы ведем замечательную, райскую жизнь. Нас кормят, поят, дают мастерские,

Биография: Сергей Владимирович Ястржембский родился 4-го декабря 1953-го в Москве. Успешно закончив МГИМО в 1960-м году, получил специальность журналист-международник.Является кандидатом исторических наук. Имеет чин Чрезвычайный и Полномочный Посол. Трудовую деятельность

Ровно 37 лет назад, в ночь с 24 на 25 октября 1974-го года, умерла Екатерина Алексеевна Фурцева. В медицинском заключении, подписанном начальником Четвертого управления Минздрава СССР академиком Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность. О той ночи до сей поры гадают: было ли что-то такое «этакое» в ее смерти, хотя не очень-то и понятно с каких это пор невозможность человека смириться с утратой власти является чем-то особенным?
Ни одна женщина в Советском Союзе не сделала такой карьеры, как Екатерина Фурцева. Были дамы популярнее ее, например Алла Пугачева. Были дамы поскандальнее ее, Галина Брежнева к примеру. Но кроме Фурцевой ни одна женщина в СССР не могла похвастаться таким триумфальным восхождением по служебной лестнице партийного аппарата, куда словно нарочно, отбирали не слишком привлекательных дам. И Екатерина Алексеевна стала здесь исключением дважды.

В советском обществе при всем декларируемом номенклатурой всеобщем равноправии было глубоко укоренено «равноправие» оруэлловского «Скотного двора». Все равны, но... партийные работники «равнее» всех. И, конечно же, партийные работники-мужчины «равнее» партийных работников-женщин. Место женщины-партийца - в президиуме партийного собрания районного уровня: белый верх, черный низ, сиди и не дергайся. Полагалось иметь секретарем райкома одну даму, вот и ставили какую-нибудь «на район». А выше поднимались только единицы, потому как не женское это дело - присутствие в большой власти. Да и пролазили туда женщины в основном (пардон), известным местом…
За всю 70-летнюю историю партийного политбюро женщина попадала в его состав только один раз, и то не очень надолго. Зато Екатерина Фурцева стала настоящей советской легендой, о ней снимаются художественные и документальные фильмы, на Тверской в Москве установлена мемориальная доска в ее честь. А кто сейчас помнит мужчин, которые входили в то время в состав Президиума ЦК КПСС? Это потому что мы интуитивно понимаем, что для того чтобы дойти до таких вершин в мужском обществе, нужно быть совершенно особенной женщиной.

Я не буду пересказывать биографию Фурцевой - она достаточно хорошо известна. Остановлюсь лишь на последнем периоде ее жизни.
. С Хрущевым у нее сложились поначалу очень теплые отношения (по сплетням ну очень «теплые», я уже поминал об этом, ). Например, Никита Сергеевич вполне мог позволить себе при всех шлепнуть Екатерину Алексеевну по заднице. Чисто по-товарищески, конечно. И именно благодаря своему товарищу по партии Фурцева сначала стала вторым, а затем и первым секретарем МГК КПСС, а после трех лет правления Москвой - в 1956 году секретарем ЦК КПСС, а в 1957 году - и членом Президиума ЦК КПСС.
Но на вершине власти Фурцева продержалась всего три года и 4 мая 1960 года Никита Сергеевич неожиданно распорядился освободить ее от должности секретаря ЦК и назначить министром культуры. Что послужило причиной? Считается, что чекисты записали вольные разговоры Фурцевой, которые она вела, попивая более крепкие чем чай напитки (любила она это дело). Ничего крамольного, только критическая оценка деятельности Хрущева. Но Никита Сергеевич был человеком легко увлекающимся - понравившегося человека он мог поднять на головокружительную высоту, но, разочаровавшись, с той же легкостью расставался с недавним любимцем. «Разлюбил», как говорят в таких случаях в народе.

Еще год с лишним Фурцева оставалась членом президиума ЦК, высшего органа власти в стране. А вот на ХХII съезде в состав президиума ЦК ее не включили. Это стало для нее страшным ударом, и Фурцева не придя на вечернее заседание съезда, попыталась уйти из жизни. «Сильно подвыпив с горя , - пишет Сергей Хрущев, - а Екатерина Алексеевна злоупотребляла алкоголем, она попыталась вскрыть себе вены. Но рука дрогнула, и самоубийство не удалось. Возможно, она и не собиралась расставаться с жизнью, а просто по-женски пыталась таким образом привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, но ее поступок произвел противоположный эффект ».
В тот день Фурцева (конечно же совершенно случайно) забыла отменить назначенную встречу с подругой - и та ее спасла, забив тревогу. Однако Хрущев «крика о помощи» не оценил, более того, на встрече с коллегами язвительно заметил, что у Екатерины Алексеевны банальный климакс.

Но на должности министра культуры Фурцева пребывала вплоть до самой своей смерти. Мнения о том, каким она была министром, неоднозначны. Но то что она очень страдала, потеряв ту власть, которую имела раньше - сомнений не вызывает. Юрий Любимов вспоминал, как она однажды грустно сказала ему: «Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь вот, видите, сижу тут и с вами говорю ».
В семье тоже все было плохо - муж Николай Фирюбин почти два года жил «на два дома», заведя новый «прочный» роман. Единственная дочь Светлана вышла замуж и жила своей жизнью. Начались и неприятности на службе - в начале 70-х разразился большой скандал, когда она построила дачу, якобы приобретя по дешевке стройматериалы, выделенные на реконструкцию Большого театра. Дачу отобрали, а 25 тысяч рублей, которые Фурцева потратила на строительство, ей вернули, поинтересовавшись при этом, откуда у министра культуры такие большие деньги.
Тут и выяснились некоторые любопытные подробности жизни Фурцевой, о которых написала в своих воспоминаниях Галина Вишневская: «В Париже во время гастролей Большого театра я положила ей в руку 400 долларов - весь мой гонорар за сорок дней гастролей. Я от волнения вся испариной покрылась, но она спокойно, привычно взяла и сказала: «Спасибо ».
.
Теперь уж не узнать, что именно произошло 37 лет назад поздним вечером 24 октября, когда Фурцева вернулась домой. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а муж окончательно уходит к другой женщине - Клеопатре Гоголевой, вдове секретаря обкома и соседке по даче (она была значительно моложе Екатерины Алексеевны).
Но не будем гадать, а послушаем мнение ее близкой подруги Людмилы Зыкиной: «У мужа была любовница, дочь Света полностью занята своей супружеской жизнью, о чём после смерти матери страшно жалела, считала себя чуть ли не преступницей. Но не одиночество могло толкнуть её на самоубийство. Думаю, она бы ещё боролась, если бы не знала, что её хотят снять с должности министра культуры. Она как-то сказала: «Я умру министром».
Этот последний день её жизни стал для неё чёрным. Сначала во время совещания к ней зашли незнакомые люди и срезали правительственный телефон. Потом на приёме в итальянском посольстве она разругалась с Фирюбиным. Приехала к дочери и увидела, что и ей совсем не нужна: с любимым и любящим мужем Светлана была счастлива и без матери. Тогда Фурцева решила поехать на служебную дачу. Но там комендант заявил ей, что она должна освободить помещение в течение 24 часов.
Светлане выдали на руки справку о том, что у Екатерины Алексеевны случился сердечный приступ: у нас все вожди умирали от острой сердечной недостаточности. К сожалению, никто до сих пор не знает истинной причины смерти Фурцевой. Но Светлана всегда считала, что её мать свела счёты с жизнью, выпив цианистый калий
»

Думаю что сердце Фурцевой (по ее желанию или естественным путем - неважно) не выдержало расставания с властью. Давно уже замечено что женщины расстаются с ней гораздо труднее мужчин, а тоскливая жизнь брошенной мужем одинокой пенсионерки была явно не для Фурцевой. Власть - вот что было ее жизнью и смертью!
Так что ничего особенного и ничего нового «под луной». Только в связи с этим интересно, как переживет расставание с властью сердце «Фурцевой наших дней» Юлии Тимошенко...


Эпилог
(по результатам обсуждения этого поста):

«Вспомнилась формулировка причины смерти Марины Мнишек, из XVII века: "Умерла от тоски по своей воле". Под "волей", конечно, подразумевалась не только свобода, но и все утраченные возможности, все амбиции, воспоминания, сожаления, весь потенциал» (с)