В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.
Описывая безумную роскошь жизни богачей, учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».
В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.
Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.
Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.
Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.
Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.
Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Смысл названия и проблематика рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
(урок подготовки к сочинению)

1 этап. Анализ темы.

Осмысление каждого слова темы

смысл – значение, сущность, суть, внутреннее содержание, глубина.

название – заголовок, заглавие, наименование, тема, идея.

проблематика – совокупность проблем, круг вопросов.

произведение – рассказ, новелла, повествование.

Бунин – замечательный русский писатель начала ХХ века, автор, писатель.

Выделение ключевых слов

Смысл названия

проблематика

И.А.Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

Формулирование темы другими словами

    Значение заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Глубина наименования и совокупность проблем рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2 этап. Поиск задачи, заключенной в теме.

    В чем смысл названия и какова проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

    Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

    Поучителен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

    Состоятельна ли человеческая претензия на господство?

3 этап. Формулирование тезиса.

В названии рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание . И «господин» , и члены его семьи остаются безымянными , в то время как второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными именами . Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность буржуазии, враждебность к естественной жизни , отсутствие сострадания . В рассказе в непримиримом конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность, порядочность и развращенность, искренность и лживость. Проблемы , к которым обращается автор в своем рассказе, - это «вечные темы» литературы.

4 этап. Структурирование сочинения.

    Выделение ключевых слов.

    Объединение ключевых понятий в смысловые «гнезда».

И.А.Бунин, «Господин из Сан-Франциско», конфликт.

Господин и его семья, безымянные, безликость; не жизнь, а существование, делячество, продажность, праздная жизнь, отношение к природе, естественной жизни, распад человеческих связей, отсутствие сострадания, враждебность к естественной жизни, праздность, развращенность, лживость.

Второстепенные персонажи: Лоренцо, Луиджи, собственные имена, стихия живой, естественной жизни, индивидуальность, неповторимость личности, трудолюбие, порядочность, искренность.

- «Вечные темы» литературы: пристальное внимание к природе, «внутреннему» ходу человеческой жизни.

    Установление внутренних связей между «гнездами» ключевых слов.

    Определение оптимального количества частей сочинения.

И.А.Бунин I

«Господин из Сан-Франциско»

Господин и его семья II

не имеют имени

причины в образе жизни

Трагедия

Собственные имена людей, живущих естественной жизнью

Проблемы

«Вечные темы» литературы

    Выстраивание структурных элементов сочинения в логическом порядке.

5 этап. Вступление к сочинению.

    • Определить ключевые слова темы.

Смысл – это субъективное значение, отношение человека (автора) к тому, о чем он говорит, рассуждает.

Название – главная мысль, вынесенная автором в заглавие.

Проблематика – это то, что волнует писателя, вопросы, над которыми заставляет задуматься.

Бунин – блистательный представитель прозы ХХ века.

    • Построить суждение, отражающее связи между ключевыми понятиями. И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина.

      Построить суждение о теме сочинения, включающее ее формулирование другими словами.

Значение заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    • Сформулировать задачу, которую тема ставит перед пишущим.

Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою, как живут герои произведения, какими нравственными качествами писатель наделяет их?

    • Построить суждение, показывающее связь вступления с главной частью сочинения.

Ответ на этот вопрос попробуем найти, поняв, чем живут герои рассказа.

    • Соединить эти суждения.

И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина. Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою? Возможно, ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем живут герои рассказа, какими нравственными качествами писатель наделяет их?

6 этап. Проектирование главной части.

    И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века.

    Проблематика и смысл названия рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    1. Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

      Отсутствие духовности.

      Неприятие Буниным враждебности высшего общества к природе, к естественной жизни.

      Мир естественных людей.

      Распад человеческих связей, отсутствие сострадания – самое страшное для Бунина.

    Обращение Бунина к «вечным темам» литературы.

7 этап. Написание сочинения.

И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина. Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою? Возможно, ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем живут герои рассказа, какими нравственными качествами писатель наделяет их.

Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации. Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. Сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения»» поехать с семьей «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемые его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать «оборванцам» сквозь зубы: «Прочь!» Господин из Сан-Франциско ценен окружающим не как человек, а как господин. Пока он богат, полон сил, хозяин отеля «вежливо и изысканно» кланяется его семье, а метрдотель дает понять, что «нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина».

Описывая внешность господина, И.А.Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства: «…он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец…» Желание осуществилось, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония. Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». А автор именует своего героя теперь «умерший», «покойный», «мертвый». Резко меняется и отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой, прислуга, которая трепетала перед живым господином, издевательски смеется над мертвым, хозяин отеля говорит с его женой «уже без всякой любезности», а покойного помещает в самый дешевый номер, твердо заявив о необходимости срочного вывоза тела. Отношение господина к людям переносятся на него самого. В конце рассказа автор говорит, что тело «мертвого старика из Сан-Франциско возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света» в черном трюме: могущество «господина» оказывается призрачным.

Писатель не дает имени не только главному герою. Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества, членом которого так хотел стать господин из Сан-Франциско: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач,… был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара…» Их жизнь однообразна и пуста: «вставали рано,…пили кофе, шоколад, какао,…садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку…» В этом обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Это искусственный рай, ведь даже «изящная влюбленная пара» лишь изображала влюбленность: она была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги». Жизнь на пароходе иллюзорна. Он «громадный», но вокруг него – «водяная пустыня» океана и «облачное небо». А в «подводной утробе парохода», подобной «мрачным и знойным недрам преисподней», работали голые по пояс люди, «багровые по пламени», «облитые едким, грязным потом». Социальный разрыв между богатыми и бедными – ничто по сравнению с той пропастью, которая отделяет человека от природы и естественную жизнь от небытия. И, конечно, Бунин не принимает враждебность высшего общества к природе, к естественной жизни.

В противоположность «искусственной» жизни Бунин показывает мир естественных людей. Один из них – Лоренцо – «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. И Лоренцо, и абруццкие горцы олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем…» Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены» прекрасному оркестру» парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской…» Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».

Таким образом, в рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Писатель самым страшным считает распад человеческих связей, отсутствие сострадания. А именно это мы и видим в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Живописный бедняк, старик Лоренцо, останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть. И, следовательно, название рассказа выбрано не случайно. В нем – толчок к пониманию смысла, значения рассказа, который заставляет задуматься о вечных проблемах жизни, смерти, любви, красоте.

В названии рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание. И «господин», и члены его семьи остаются безымянными, в то время как второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными именами. Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность буржуазии, враждебность к естественной жизни, отсутствие сострадания. В рассказе в непримиримом конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность, порядочность и развращенность, искренность и лживость. Проблемы, к которым обращается автор в своем рассказе, - это «вечные темы» литературы.


Тема: о жестокости мира, в котором живет и умирает Господин из Сан-Франциско.

Идея: люди, приплывшие в Европу на роскошном корабле, притворны; все ведут игру, которая отвратительна духу здоровой жизни; игру, в которой заложено духовное умирание, близкое к физическому.

Художественные особенности: описание радостного, солнечного острова Капри, символа настоящей красоты, контрастирует с показной, сродни актерской, жизнью американского господина и его семьи. Контраст: поминутно взвывала сирена, символ мирового хаоса, и звуки музыки (гармония).

Читательская позиция: еще раз задумываешься о жестокости, алчности и глупости этого мира, где все подчинено деньгам. Даже богатым в нем жить не просто. Когда Господин отправляется в путешествие, ему кажется, что все будет прекрасно.

На «Атлантиде» путешествуют миллионеры. «Великое множество слуг» обеспечивают им праздник. Но рок не щадит и богатых. Господин умирает без имени (Бунин подчеркивает бессмысленность жизни, прожитой безымянным героем). И никто не вспомнит о нем, как о человеке.

Обновлено: 2017-10-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Иван Алексеевич Бунин, признанный мастер короткого рассказа, выдумал главного героя своего знаменитого и гениального рассказа «Господин из Сан-Франциско» в имении своей двоюродной сестры, которое находилось в Елецком уезде Орловской губернии.

Бунина называли продолжателем остроумного чеховского реализма еще в самом начале его творчества, и самобытность его произведений оправдана тем, что характерный Чехову реализм его последователь украшает своим лирическим, искусным слогом и насыщенным деталями повествованием. Ему присуще желание как можно более реально и полноценно раскрыть трагизм и фатальность человеческого существования, реализовать свой интерес к простой, обывательской жизни, и тем самым подчеркнуть, что смысл такой жизни ничем не отличается от жизни интеллигенции и высших слоев общества.

Образ господина из Сан-Франциско

Значительным символизмом можно назвать то, что Бунин даже не называет имени главного героя, в рассказе постоянно звучит «господин из Сан-Франциско», и это объясняется тем, что никто его так и не запомнил. Он – капиталист, американский миллионер, потративший все своей существование на то, чтобы получать все больше и больше прибыли. Он отправляется в поездку с полной уверенностью того, что там он получит массу удовольствия и большое количество развлечений за те деньги, которые у него есть.

Главный герой является пассажиром крупного корабля «Атлантида», океан в данном случае показывается как символ жизни, переменчивой и текучей, и в рассказе указывается на то, что «он был страшен, но о нем не думали». Сам корабль олицетворяет собой островок шикарной жизни, со всеми удобствами и роскошью, на котором постоянно слышалась сирена, но ее заглушали звуки мелодичной музыки. Сирена и музыка – тоже умело используемый писателем символизм, в данном случае сирена – это мировой хаос, а музыка – это гармония и мир.

Замысел и смысл рассказа

Основной замысел рассказа раскрывается тогда, когда господин из Сан-Франциско вместе со своей семьей сходит с корабля в Неаполе и отправляется на Капри, и именно там становится понятным глубокая и философская задумка Бунина. В гостинице на Капри, перед выходом на ужин, за которым он должен был провести шикарный вечер в компании красавицы, он внезапно умирает. И самое парадоксальное, что богатого и влиятельного господина из Сан-Франциско помещают в самом отвратительном номере после смерти, а его тело отправляют обратно на пароход в изношенном ящике из-под содовой, не сообщая этого другим богатым постояльцам гостиницы.

В своем тонком и одновременно остроумном и трагическом рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин использует символическую контрастность в описании представителей буржуазных классов и обычных людей. Образы простых трудящихся живые и настоящие, и тем самым, писатель подчеркивает, что внешнее благополучие верхних и богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь.

>Сочинения по произведению Господин из Сан-Франциско

Идея смысла жизни в произведении

Читая рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» невольно задумываешься над вопросом о смысле жизни, а также над тем ради чего в сущности человек живет. Впервые рассказ появился в 1915 году в Москве, в сборнике «Слово». Он повествует о жизни одного зажиточного господина , который с семьей путешествует через весь океан к берегам Европы. Ему пятьдесят восемь лет и всю свою жизнь он работал, не покладая рук. И вот, наконец, он решил заслуженно отдохнуть, и провести пару лет путешествуя по другим странам. При его финансовом положении он мог позволить себе все: роскошную каюту, дорогой отель, лучшие блюда, отменный смокинг, пить вино из тончайших бокалов.

В путешествии он вел размеренную жизнь, подолгу трапезничал, отдыхал на шезлонге, по вечерам курил сигары, и просто пытался наслаждаться жизнью, ни в чем себе не отказывая. На протяжении рассказа мы видим, как господин меняет одну шикарную гостиницу на другую, а также просматривается требовательность и привередливость семьи в отношении к персоналу. По характеру господина можно сделать вывод, что прислуга – это не люди, а роскошь для него. Автор легко переносит читателя из одной атмосферы в другую. И вот в читальном зале, господин, имеющий огромное состояние и способный купить все, что ему пожелается, испустил дух. Чтобы не тревожить своих гостей и не портить репутацию отеля, хозяин поместил тело господина в самый маленький и плохой номер. А затем его тело было перевезено обратно домой в длинном ящике от содовой воды, так как на острове не нашлось гроба.

Смерть господина из Сан-Франциско наступила практически мгновенно, когда он взял в руки газету и больше ничего не смог увидеть. Строчки поплыли перед глазами, пенсне слетело с носа и тело рухнуло на пол. Перед смертью он пытался несколько секунд дышать свежим воздухом. Но в этой отчаянной борьбе он проиграл. Теперь уже не имели значения ни его деньги, ни накрахмаленный костюм, в котором он выходил к обеду, ни роскошные отели в разных городах. На мой взгляд, таким исходом автор хотел показать быстротечность и тщетность жизни. А также, он подчеркнул, что смысл жизни не заключается в деньгах и их количестве. Ведь даже самые богатые люди не могут купить себе счастья. Становится ясно, что все люди смертны и ни крепость тела, ни богатство, ни власть не могут спасти от неминуемой участи.