Стихотворение «Неохотно и несмело» - это яркий пример пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева . Оно во многом отображает умение поэта показать и описать картину природы очень лаконично, но при этом с богатым набором метафор и приятной ритмикой. Это пять строф, которые объединяются кольцевой структурой, то есть всё начинается и заканчивается одним и тем же образом. Автор возвращается к тому месту, откуда пришел.

Этим образом в произведение выступает солнце. Оно наделяется вполне человеческими качествами, собственно, именно оно смотрит неохотно и несмело на поля где-то внизу. Но это лишь короткое вступление. Практически сразу же в дело вступает гром. Вообще, ожидание грозы - это один из главных мотивов здесь. Очень интригующий, захватывающий для поэта момент, когда небо вот-вот будет разорвано молниями и дождём. Чувствуется, что это описание погоды именно летней: «Ветра теплого порывы ». Издалека слышен могучий гром, тучи, будто сдерживающие в себе неистовое количество капель воды, приближаются из-за горизонта и собираются надо головой. Далее у Тютчева очень красивый и точный образ:

«Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой».

То есть поля внизу начинают менять свой цвет, они переходят от цвета более светлого, к цвету хмурому, более насыщенному. Очень тонкое наблюдение за природой.

По тому на стихотворную сцену выходит прима театра поэта - молния. Чувствуется, что образ грозы очень важен для автора. Для более точной формы, он даже разрывает катрен, и стих вообще на две ровные части: от ухода солнца до удара молнии и от описания этой молнии до возвращения солнца. Вторая половина стиха - это описание летней грозы. Автор нагнетает, небесный поток набирает силу, ветер сметает пыль из полей, а это явный намёк на то, что дождя здесь не было давно. И вот кульминация этой феерии:

«И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей».

Максимальная сила грозы.

Как известно, летние грозы своеобразны, они приходят ниоткуда и ровно так же быстро убегают непонятно куда. Тютчев очень точно это понял и отобразил. В начале, солнце появляется лишь для того, чтобы оказаться контрастом для грома, который моментально его сменяет. Так и в финале стихотворения, как только громовые раскаты приближаются к зениту своей власти над небом - тут же возвращается солнце. И картина моментально изменяется на абсолютно противоположную. Вновь поливаются тёплым светом поля. Вновь земля, которая была напугана могуществом молний, заливается сиянием, буквально тонет в нём.

В этом стихотворении Ф.И Тютчев показал своё умение не только очень внимательно наблюдать за природой, но и очень чётко понимать принципы, по которым она работает. Он точно знает, что после того, как солнцу надоест без конца смотреть на землю, сразу же появится гроза. Он понимает, что это временное явление, очень яркое, завораживающе прекрасное, но, безусловно, конечное, причем уйдёт оно так же быстро, как и пришло. Истинный талант поэта проявился в этом видении мира.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Неохотно и несмело», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. История создания стихотворения

4 слайд

Описание слайда:

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Фёдора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть своё очарование, противостоять которому также бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять. История создания стихотворения

5 слайд

Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

6 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Через какие образы поэт изобразил миг перед грозой, когда природа затихает и преображается? Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

7 слайд

Описание слайда:

Завязка: солнце, дальний гром, порывы ветра и наступающий сумрак. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Кульминация: вспышка молнии, усиление раскатов грома, поднятая ветром пыль. Развязка: гроза заканчивается, вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

8 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ зеленеющие нивы дальний гром смятенная земля пламень белый и летучий солнце смотрит принахмурилась земля молнии струя солнце взглянуло исподлобья вихрем пыль летит с полей

9 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Фёдором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра тёплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы». Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

10 слайд

Описание слайда:

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдёт. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

11 слайд

Описание слайда:

С особым мастерством поэт изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия окружающего мира словно переносит читателя в мир мифов, заставляя напомнить, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя её способностью выбирать жертву среди людей, карая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она несёт с собой бесценный дар в виде тёплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить её волшебным эликсиром жизни. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

12 слайд

Описание слайда:

Капли дождя становятся всё тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожжённой солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя её как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

13 слайд

Описание слайда:

На время уступив бразды правления грозе, солнце «исподлобья» выглядывает, прячась за тёмными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдёт совсем немного времени, и небесное светило вновь займет своё почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновлённый мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

14 слайд

Описание слайда:

Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля». Взаимоотношения мира природы можно сравнить со взаимоотношениями между людьми. Небо, земля, солнце, гроза, молния, дождь становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придёт солнце, заливающее своим сиянием весь мир. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Как в стихотворении о родной природе выражены переживания и мироощущение человека?

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева

Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении . Через своих современников Тютчев будто протянул руку , продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.

Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева

Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ. Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.

Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.

Тема стихотворения

Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.

Изобразительно-выразительные средства

Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома. Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.

Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.

Композиция

По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.

Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.

Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Неохотно и несмело..."

Сила дождя

Известный российский поэт Ф. И. Тютчев в своем творчество большое внимание уделял описанию природы. Он, как мастер пейзажно-философской лирики, в своих стихах описывал картины природы через лирические переживания. А природу он всегда видел в неразрывной связи с человеком, его внутренние переживания связаны с философскими размышлениями о единстве человека и природы, о месте человека в мире, о жизни и смерти.

В стихотворении «Неохотно и несмело», автор изображает картину летней природы, красочно расписывая надвигающуюся грозу. В этом стихотворении, поэт ярко описывает небо, то, как сменяется солнце тучами, а затем блещет молния и начинается дождь. Все чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив еще раз землю, скрывается за тучами. Поэт восторгается этой картиной и, подбирает очень яркие и выразительные слова для ее описания.

В этом произведении, он использует всевозможные художественные средства, которые помогают разукрасить картину и придать ей особенную прелесть и очарование. Главными действующими лицами в стихотворении выступают солнце и земля, а также молнии и грозы, которые производят особенное действие, чтобы не дать соединиться солнцу и земле. Автор одухотворяет эти образы, используя олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля». Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни. Это стихотворение отличается живостью и динамизмом, оно указывает на постоянство движения, как признак жизни. Объединяя в стихотворении небо и землю, автор утверждает единство человеческой жизни и бытия вселенной.

В описанной картине событий летней природы, автор, используя надвигающиеся тучи, показывает, что есть что-то постоянно мешающее воссоединению солнца и земли, человека и природы. Однако начавшийся дождь является очищением всего живого, он приносит свежесть и новое дыхание, его действие оживотворит все. А после дождя обязательно придет солнышко и обнимет всю землю своими нежными лучами.

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля» . Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам : синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.

Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит ) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула .

Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье . Произведение насыщено движением, красками, звуками.

Поэт использует разнообразные тропы : олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля ), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы ), метафоры (земля потонула, молния пробилась ).

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева