Несмотря на то, что человек задумывался над природой творчества с древнейших времен, мы до сих пор знаем о нем далеко не все. Среди различных его концепций есть более и менее убедительные, однако исчерпывающей - нет. Да и не может быть, потому что неисчерпаемо само творчество.

Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники, искусства, журналистики и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречие преодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения.

Таким образом, можно сказать, что творчество - это феноменальное свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственных умений и средств.

Журналистика - коллективный род творчества. Она предполагает свободное, творческое раскрытие возможностей журналиста. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. - М.: высшая школа, 1989. с.150

Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и позиции номеров газет и журналов, программ телевидения и радио, скомпонованных из множества разнообразных произведений, в подготовке которых участвует большое количество людей различного творческого профиля, объединенных в творческие коллективы.

Необходимость изучения творчества журналиста обусловлена тремя обстоятельствами. Во-первых, потребностью самой социальной практики, в развитии которой средства массовой информации играют возрастающую роль. Во-вторых, идеологическими целями, стоящими перед средствами массовой информации. И, в-третьих, логикой самой теории журналистики, где анализируется система технологических операций на основных этапах деятельности журналиста, исследуется познавательный и психологический механизм творчества. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: общество «Знание», 2000. с. 95

Трудность и одновременно преимущество творческой деятельности журналиста состоит в одномоментности или прямой взаимосвязи духовного и практического начал. Духовно-практическая природа журналистского творчества обнаруживается не только в стремлении добиться перемен в общественном мнении. Не менее отчетливо эта черта проявляется в особенностях творческого процесса, во взаимосвязи духовных и практических сторон деятельности.

Чрезвычайно важным для понимания творческой природы журналистики является вопрос о соотношении собственно творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов деятельности. О качественном содержании деятельности судят потому, присутствуют или не присутствуют в ней механические, ремесленные операции. Они неизбежны во всяком труде. Весь вопрос состоит в характере отношений между творческими и нетворческими действиями. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, а основными, главными являются продуктивные решения, такая деятельность называется творческой. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: общество «Знание», 2000. с. 102

Каждый журналист обладает своей творческой индивидуальностью, которая обнаруживается в тематическом своеобразии выступлений. Достаточно понаблюдать за работой журналиста, чтобы убедиться, сколь разнопланова, несхожа, неповторима творческая лаборатория каждого автора. В этом богатстве опыта и обнаруживается совокупность признаков, которые характеризуют индивидуальный стиль деятельности. К их числу относятся:

1. Устойчивая для данного журналиста система приемов и методов работы;

2. Обусловленность этой системы личными качествами автора;

3. Функциональная целесообразность приемов и методов деятельности.

Индивидуальность журналиста выявляется в профессиональной специализации. При этом специализация журналиста, работающего в общеполитической прессе, не обладает той жестокой предметной замкнутостью, которая присуща, скажем, инженерной, врачебной или другой деятельности.

Журналистская специализация - признак авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу. Эволюция наиболее популярных в нашей стране журналистов показывает, что постоянная нацеленность на одну и несколько родственных тем ведет к всестороннему раскрытию творческого потенциала автора.

Журналист в своей работе опирается на профессиональные навыки и умения. Навыки журналиста типичны и в то же время индивидуализированы. Они помогают успешно ориентироваться в знакомых ситуациях, быстро находить оптимальные решения. Умение журналиста - это обобщенное и вместе с тем глубоко индивидуализированное воспроизводство предшествующего опыта, предполагающее свободное обращение как со знакомым, так и с незнакомым материалом, действие как в однотипных, так и в уникальных ситуациях. Умение означает не только использование имеющихся знаний и навыков, но и самостоятельный творческий подход к решению новых задач на всех этапах.

Знание, навыки, умение журналиста - важнейшие признаки творческой индивидуальности. Приобретенный опыт находится в тесной связи с общей социальной направленностью личности, не только обусловлен ею, но и оказывает на нее обратное воздействие. Мельник Г.С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2004. с.78.

Быстрота, иногда мгновенность решений, максимальная «экономичность» мыслительных операций сочетаются у журналиста с систематичностью и последовательностью интеллектуальной работы, с глубиной постижения предмета. Поэтому накопление навыков, знаний и умений, способность творчески воспринимать и критически оценивать имеющийся опыт, прогнозировать свою деятельность с учетом возникающих политико-идеологических проблем и потребностей массового сознания необходимы для журналиста.

Творческая индивидуальность журналиста характеризуется единством интеллектуальной активности и эмоционально-чувственной сферой сознания. Это означает, что творческая индивидуальность журналиста формируется в целостном единстве знаний, чувства и воли, сочетается с понятиями «способность», «талант». Если технологическим приемам можно научиться, а искусством - овладеть в процессе труда, то мастерство - высшая ступень творческой деятельности. Мастером же можно стать, только самостоятельно реализуя свой талант. Талант - результат не только актуализации врожденных задатков, но и трудолюбия, образования, воспитательных воздействий.

Если на технологическом уровне проявляются главным образом результаты научения, рутинные, репродуктивные возможности, а на уровне мастерства возникает своего рода баланс рутинных и уникальных качеств журналиста, то у мастера, разумеется, преобладает уникальные свойства, реализуемые в произведениях, оказывающих наивысшее влияние на массовое сознание.

Во всех сторонах и шагах журналистской деятельности находят применение репродуктивные, привычные, приобретенные в ходе «технологического» научения, рутинные формы труда, обогащаемые оригинальными находками, уникальными приемами и результатами деятельности. Без использования рутинных форм плодотворная деятельность невозможна. Но если журналист прибегает только к репродуктивным приемам деятельности, он остается на уровне пользователя наработанными формами труда, известной технологией.

Творчество всегда соединяет репродуктивные и продуктивные формы деятельности. Его уровень определяется соотношением «составляющих», в котором и проявляется мера и характер творческих способностей, умений и навыков журналиста. Очевидно, что творческие поиски возможны и необходимы во всех сторонах и шагах деятельности, требующей максимально полного использования применимых в конкретной творческой ситуации наработанных приемов, равно как максимального включения личностно-уникального компонента. При этом уникальные свойства возникают лишь на базе уверенного владения накопленным в каждой сфере творчества «технологическим» знанием в разных областях журналистского труда, составляющим основы методологической культуры журналиста. Хорошее владение методологической культурой - основа максимальной мобилизации наличных способностей к владению знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу творческих находок и открытий. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП холдинг, 2003. с.125

О специфике журналистского творчества весьма точно высказалась в 1925 году поэтесса Вера Инбер: "Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…". Но между сбором информации и написанием текста перед журналистом стоит особая, самая трудоемкая задача - это обработка информации, постижение внутреннего смысла событий и фактов.

Виды журналистской деятельности .

Изначально журналистская деятельность была синкретичной (единой). Журналисты занимались не только сбором необходимой информации, написанием текстов, но и непосредственным набором текстов, а также издательской деятельностью. Со временем произошла профессиональная специализация, в результате чего журналистская деятельность стала разделяться на редакторскую и собственно журналистскую, которая в свою очередь разделилась по темам: спорт, культура, политика, экономика и т.д.

На сегодняшний день можно говорить о четырех видах журналистской деятельности:

1. Организаторская деятельность обеспечивает повседневную работу СМИ. Задачи организаторской деятельности включают в себя поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями и спонсорами.

Организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отдел писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д.

2. Редакторская деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым "литературным редактированием" - различными видами правки текстов, работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства.

В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что позиция автора может не совпадать с позицией газеты или программы).

Поэтому можно выделить следующие виды редакторской правки:

правка-вычитка - исправление ошибок, опечаток, мелких неточностей.

правка-сокращение - уменьшение слишком большого объема текста или для освобождения места для новой информации.

правка-обработка - стилистическое редактирование, часто используется при работе с письмами читателей.

правка-переработка - кардинальная переработка текста в содержательном плане. Такая правка была распространена в советской прессе.

Определение самой информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организаторское руководство СМИ, компоновка и выпуск номеров - это тоже редакторская деятельность, но деятельность уже "высшего уровня". Ее ведет руководящий штаб каждого СМИ - главный редактор или генеральный директор и редакционная коллегия.

3. Оформительская деятельность журналиста представляет собой дизайн. Можно сказать, что еще двадцать лет назад в России этого вида деятельности в арсенале журналистов не было. Это было связано с отсутствием конкуренции между печатными изданиями и их единообразием.

Сегодня практически в любой газете (журнале) есть должность артдиректора или дизайнера, который занимается графическим оформлением издания. С учетом особенностей человеческого восприятия разрабатываются макеты оформления полос, выбираются шрифты и место на полосе для размещения фотографий.

Таким образом, современный дизайн газеты призван не только выгодно отличать одно издание от другого, но и соответствовать общей концепции издания.

4. Литературная или авторская деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка материалов в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность журналиста требует значительной доли универсализма, то есть умения в какой-то мере делать все, но при этом должна быть специализация в той или иной области - тематической, проблемной, жанровой и т.д.

Говоря о литературной деятельности журналиста, необходимо понимать, что она существенно отличается от литературной деятельности писателя при работе над художественными произведениями. Художественная деятельность предполагает большую степень дистанцированности от насущных нужд современности и как следствие предполагает вымысел. В свою очередь деятельность журналиста более оперативна и реалистична, так как у него нет времени дистанцироваться.

У журналиста и писателя разная степень оригинальности стиля. Для писателя важно обновление стиля, поиск новых художественных форм и способов выражения своих мыслей. Для журналиста более важным критерием творчества является узнаваемость, а, следовательно, ему необходимо придерживаться выбранного стиля и жанра.

Еще одно отличие писательской деятельности от журналистики заключается в разном понимании актуальности текста. В литературе на первом месте стоит проблемная актуальность, то есть, то насколько поднятая в произведении проблема важна для описываемого периода истории или для современности. В журналистском тексте акцент делается на событийной актуальности или значимости самого события для тех или иных социальных и иных групп.

В целом журналистская деятельность по сравнению с писательской более технологична. Труд журналиста менее индивидуален. Он работает на конвейере, у него вырабатывается определенный алгоритм работы над текстом. Поэтому журналистское творчество значительно отличается от деятельности писателя.

Структура творческого акта журналиста

Творческий акт - это работа над отдельным журналистским текстом (произведением).

Творческий акт состоит из двух стадий: познавательной и стадии работы над текстом. Познавательная стадия предполагает сбор материала и его осмысление. Здесь журналист выступает как разработчик темы. Стадия работы над текстом предполагает непосредственное написание материала и его редактирование. В этом случае журналист выступает в качестве автора произведения.

Познавательную стадию творческого акта можно условно разделить на четыре этапа. На практике этапы могут объединяться.

1. Выработка заявки на тему. Именно с заявки начинается работа над любым журналистским материалом. Журналисты, не имеющие большого опыта, могут оформлять такую заявку в письменном виде. Любая заявка должна обязательно включать в себя описание предмета, то есть того, о чем предстоит писать. В качестве предмета может выступать человек, событие или ситуация.

Далее раскрывается проблемный контекст или смысловое пространство, в котором будет рассматриваться весь предмет. Следует помнить, что проблемный контекст шире, чем проблема. Заявка также должна содержать информационный повод. Информационный повод - обоснование появления данного материала в данное время и в данном месте. В информационном поводе учитывается актуальность события (сам факт события, его значимость); время, когда происходит событие (темы входящие в информационную повестку дня); ритмичность события (регулярное оно или нет).

После описания предмета, проблемного контекста и информационного повода излагается приблизительный план дальнейших действий, который включает источники информации (люди, другие СМИ).

  • 2. Сбор сведений - следующий этап познавательной стадии. На этом этапе журналист собирает информацию о предмете материала (факты), изучает, как данная тема раскрывается в других СМИ, что было ранее написано по данной проблеме.
  • 3. После сбора информации происходит непосредственный контакт с объектом, то есть объект превращается в предмет изучения и источник информации. В результате целенаправленного изучения предмета у журналиста формируется тема будущей концепции материала. Он определяет так называемые "горячие точки" будущего материала, то есть из всей полученной информации выбирается то, что соответствует концепции статьи, основной гипотезе. Далее идет дополнение и наполнение этих точек недостающими сведениями.
  • 4. Построение журналистской концепции предварительное формирование замысла. У журналиста происходит формирование образа будущего произведения.

Замысел - мыслимый образ будущего произведения. В свернутом виде он включает в себя тему, концепцию, идею (версия разрешения проблемы) и ход (идея построения текста, композиция).

На стадии работы над текстом происходит окончательное формирование замысла и его конкретизация - составление плана, в котором определяется какой материал (информация) пойдет в какую часть текста (в какой абзац). Такой развернутый план также может содержать конкретные тезисы или куски будущего текста.

Чем полезен план? Что может дать конкретизация замысла в виде плана или тезисов?

  • 1. План позволяет придать зримые очертания будущему тексту, то есть определить начало и конец текста, что очень важно для начинающих журналистов.
  • 2. Работа над планом позволяет начать процесс непосредственного написания текста материала.
  • 3. Составление плана поможет в дальнейшем дифференцировать написание текста. То есть, имея развернутый план, журналист может начинать писать с любого куска текста (абзаца).
  • 4. Работа над планом приучат к форматному мышлению - мышлению абзацами. Это особый тип мышления, свойственный журналистам.

После составления плана журналист приступает к воплощению замысла. На этом этапе работы конкретный замысел превращается в слова, текст. При этом у журналиста могут возникать определенные трудности, связанные с недостаточно развитыми способностями литературного выражения мыслей. Это может быть недостаточный словарный запас, неумение быстро свертывать или развертывать материал, недостаточное воображение или психологический барьер (нервозность).

Завершается работа над текстом авторским редактированием. Редактированием текста лучше заниматься не сразу после завершения материала, а через какой-то период. Например, через день - два. Этот перерыв позволяет отстраниться от текста и при новом прочтении посмотреть на него со стороны - не как автор, а как читатель. Кроме того, редактировать текст лучше всего в печатном виде, а не на мониторе компьютера или в рукописном виде, поскольку именно при чтении печатного текса видны ошибки и неточности стиля.

Стадиальность журналистского творчества

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определœения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста͵ тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предло­женных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновре­менно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уров­ней – одна из ключевых проблем теории творчества.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего ма­териала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточ­няются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике всœе это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изуча­ет всœе, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, создан­ные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития со­бытий. И только после этого приступает к непосредственному исследова­нию события.

Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсив­ная мыслительная работа журналиста͵ вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мас­терства.

Определœение проблемной ситуации в данном смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносœеологическом смысле проб­лемная ситуация - ϶ᴛᴏ противоречие между знанием о потребностях и нез­нанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта͵ его актуальности для большей аудитории - ϶ᴛᴏ и есть форму­лировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в базе обще­ния. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выраже­ния противоречия в разножанровых материалах.

Следовательно, журналисту крайне важно выявить как природу конфлик­та͵ так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить пе­ред собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный резуль­тат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен от­вет в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та об­ласть, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на вы­боре жанра: информационного, аналитического, художественно-публицисти­ческого.

Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Οʜᴎ бывают объективными, где поводом служит сам ход разви­тия событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость пози­ций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.

В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. В случае если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач ста­новится персонификация проблемы, определœение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экс­пертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения.

Под содержанием принято понимать идейно упорядоченная совокупность эле­ментов, образующих произведение и характеризующих его внутренние чер­ты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явле­ния; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительнос­ти. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструк­тивную роль, обеспечивая взаимосвязь всœех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпре­тацию. Причем, оценочная интерпретация должна быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но при­сутствует обязательно даже в информационных жанрах.

Определœение правил и норм, регулирующих профессиональное поведе­ние, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этичес­кий кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих пра­вил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчест­ва и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора инфор­мации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качест­во и характер газетной журналистики определяются целым набором ценнос­тей журналиста͵ владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценнос­тями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые всœе приписывают читателям". 4

В числе главных задач журналиста такие:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелœеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всœего использует журналистика:

а) проработка документов;

б) беседа;

в) наблюдение;

г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать под­робности всœех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вто­рая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологи­ческие факторы.

Характерная особенность предметных условий состоит по сути в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчи­вый признак состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требо­ваний в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологичес­кие условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на созна­тельное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов твор­чества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и кор­ректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повсœедневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфи­денциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности жур­налиста. Источниками могут служить официальные документы, личные доку­менты, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные ор­ганизации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всœего, бесспорная фактическая информация, добровольно дан­ная тем, кто вправе давать ее.

При этом в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появле­ния и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенса­ционный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, ли­бо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – жур­налистское расследование. Для его аргументированности крайне важно полу­чение документального подтверждения всœех услышанных журналистом слухов и сплетен.

Стадиальность журналистского творчества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Стадиальность журналистского творчества" 2017, 2018.

Точка зрения С.М. Виноградовой: журналистика – призвание, ремесло, профессия

Другая точка зрения: журналистика – ремесло или творчество (в учебнике Лазутиной)

Социальная суть творчества – это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. (Среди них и такие, например, как нужда в совершенствовании средств деятельности, средств труда.) Развитие системы потребностей, дифференциация их – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты – организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества – и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы – и это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику).

Противопоставлении: творчество или ремесло. По мнению Лазутиной, такое сравнение является некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев – индивидуально.

Такое изготовление вовсе не исключало творческих решений! С другой стороны, ремесленное производство предполагало знание дела, т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов – в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. И вот эта «другая сторона» дала путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений – и не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность» (призвана вопросизводить, тиражировать однажды созданные реальности).



Любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало, «чистого творчества» практически не найти.

В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чем по существу различается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

Любительское творчество существует параллельно – его продуцирует творческая природа человека. При этом нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Чем это объяснить?

Во-первых, конечно же, высокий уровень задатков личности, которые со временем развиваются в талант. Во-вторых, удивительная целеустремленность, позволившая ему достичь высокого уровня благоприобретенных качеств, необходимых для артиста, для режиссера. В-третьих, благоприятное окружение, творческая среда, в которой он получал импульсы для развития... Так вот: оказывается, если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. И тогда профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное дело своей профессиональной дорогой, может из-за разных причин не освоить профессионального способа деятельности, даже получив свидетельство об образовании. И это оборачивается драмой: профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги.

Готовность к успешной деятельности определяется прежде всего такими моментами:

1. Степенью точности представлений об общественной роли профессии, об устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества и его способе (ведь нет спору, что путь к созданию симфонии – не то же самое, что процесс подготовки оригинального инженерного проекта).

2. Мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества.

3. Наличием умений и навыков, потребных для решения основных и второстепенных творческих задач.

4. Богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития.

5. Устойчивостью и качеством профессиональной мотивации деятельности – иначе говоря, преобладанием в ней профессионально значимых мотивов творческого поведения.

Есть три ступени профессионализма. Первая из них, исходная, – обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств.

1. суметь увидетьв предмете отображения то, что неповторимо, уникально и так дорого близким. 2. суметь передать это средствами, которыми овладел. 3. копировать – значит делать копию, точное воспроизведение чего-то. Натуру копировать невозможно: она всегда много богаче. Можно только схватить ее суть и рассказать о ней, но это всегда процесс творческий, даже если Вы стоите на первой ступеньке профессионализма.

Вторая ступень – умелость. Ее отличает способность решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов и методов и нередко – в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет новизны предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новизну.

Третья ступень профессионализма – мастерство, высшее проявление профессионализма. Это свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается готов к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он способен обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает Мастер, принимается современниками: порой его создания своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока их поймут и примут.

**** Публицистика как тип творчества

Информационная политика и составляющие её проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, исторического сознания.

Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для "обслуживания" общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несёт информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то её роль для журналистики оказывается тем более значимой.

Публицистика (от лат. publicus - "общественный, народный, публичный") как тип творчества "сопровождает" всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово "публицистика" вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие "публицистика" до сих пор разными учёными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведения; четвёртые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.

Можно выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества:

Прежде всего, публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздаёт целостную панораму современности как "момента" перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций. Панорама текущих событий в публицистике носит субъективно-личностный характер. Создаётся не только картина событий, но даётся и свои оценки.

В силу того что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также призвана целостно рассматривать явления действительности, то есть давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни.

Важной чертой публицистики является также её синкретизм, то есть использование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств.

Публицистическая картина жизни состоит их произведений разных жанровых форм: группы репортажных произведений (заметки, отчёты, интервью, репортажи), группы статейных жанров (корреспонденции, комментарии, статьи, обозрения), очерковые жанры (очерки, фельетоны, памфлеты).

Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других её типов...

Творческая индивидуальность журналиста

Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.

Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, выходит за рамки усредненного статистического отражения действительности и, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.

Типология творческих индивидуальностей в журналистике:

– тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);

– тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);

– тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).

Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.

Глава 4.Творческий процесс в журналистике

Что такое творчество?

Библиотекарь, выдающий книги, занимается творчеством? А когда он составляет рубрикатор для каталога, по которому эти книги можно будет найти?

У дворника творческая профессия?

А у писателя творческая профессия? А если это графоман?

После размышления над этими вопросами, дадим определение творчества в общем смысле.

Творчество – это общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям.

Творчество – рождение нового. Является ли журналистика творческой деятельностью? Создает ли журналистский текст что-то новое? На первый взгляд – вопрос риторический, но с одной стороны в журналистике есть устоявшиеся годами жанровые каноны, масса журналистских клише, с другой – журналист сообщает о том новом, что уже кто-то изобрел, поставил на сцене, предложил в политике и т.д.

Сегодня часто употребляется термин «креативность» как синоним понятия «творчество». Согласно некоторым философским исследованиям термин креативность обозначает способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства.

Любой субъект деятельности, в том числе и журналист, который обладает высокой степенью креативности, характеризуется высоким уровнем интеллекта и высокой степенью иррациональности. Иррациональность – основа решения многих незаурядных задач незаурядным способом. Иррациональность в журналистике отражается в интуитивном характере применения принципов деятельности и корпоративности участия в творческом процессе. Природа интуиции состоит в неосознаваемой переработке чувственной и рациональной информации, в бессознательном регулировании мыслительной деятельности. Журналистская интуиция синтезирует научное, художественное чутье и «практическую мудрость».



Творчество в журналистике носит особый, специфический характер. Так, с позиций научного знания новым является открытие новых фактов и закономерностей. А с позиций журналистики творчеством является наиболее широкое оповещение аудитории о самых интересных фактах.

Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга.

Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакциям на мир корреспондента.

В любой профессии есть творческие и нетворческие моменты. Вопрос – в характере соотношения творческих и нетворческих начал в деятельности. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, такая деятельность считается творческой. С этой точки зрения журналистика – безусловно творческая профессия.

Творческая природа журналистики обнаруживается в том, как и на каком качественном уровне она удовлетворяет общественную потребность в знаниях, нормах, осознание и принятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, общества в целом.

Обозначим особенности журналистики как рода творчества :

1. Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.

2. Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.

Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.

3. Журналистика коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.

Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.

Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.

Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:

ü критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);

ü селективную (отбор наиболее удачных текстов);

ü программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).

4. Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.

Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.

5. Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.

6. Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.

Объекты и субъекты творческого процесса Главные объекты творческого журналистского процесса:· окружающая действительность;· личности (как отдельные, так и группы, общности);· социальные институты;· аудитория СМИ.Главные субъекты:§ средства массовой информации;§ журналисты;§ аудитория СМИ; § социальные институты.

На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Однако главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория – с другой.