«Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839). Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

В этих ранних редакциях действие поэмы происходило вне времени и пространства. Затем Лермонтов задумал приурочить поэму ко времени «пленения евреев в Вавилоне».

Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Горы Кавказа, Казбек, оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта. Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма . В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии.

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Еще в 1880-х годах первый биограф Лермонтова, П.А. Висковатов, писал о том, что поэт, «странствуя по Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, положенные в основу новой редакции «Демона». Однако он не подкрепил своих предположений развернутыми доказательствами, а либерально-буржуазная критика, стремившаяся связать творчество Лермонтова с западноевропейской литературной традицией, естественно, обошла эту статью полным молчанием.

Поэма основа на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против бога. К этому образу, олицетворяющему дух отрицанья, обращались многие европейские писатели Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете, Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Дж. Байрона. В основе сюжета - стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте. Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния.

Сочинение


О многом грустном говорила
Цветы родимого ущелья
Души, готовой отцвести,
Печально за стеной высокой
Лишенной чувства и ума,
Над нею льют свой аромат
(Так древний требует обряд)
Улыбка странная застыла,
Среди молитв, равно далеко

Героев поэмы соединила и разъединила любовь.
В ней было хладное презренье

Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, он в один миг становится и победителем и побежденным. Тамара тоже предстает и грешницей, и высокой героиней; Демон – достигающим своей цели и поверженным. Человечность Тамары в конечном итоге торжествует над бесчеловечностью Демона. Тамара приносит свою жизнь в жертву любви. Она страдает ради Демона. Тем самым она сохраняет ту чистую веру в добро, которой Демон лишен, несмотря на его искреннее стремление к ней. Вечная жизнь обоих превращается в миг взаимного согласия («Двух уст согласное лобзанье…»). Смерть Тамары означает ее вечную жизнь в светлом мире и вечную разлуку с Демоном, обреченным на вечное страдание и бессмысленную, бесцельную судьбу. До рокового поцелуя герои тяготели друг к другу, после него они оказываются абсолютно разъединенными.

Демон стремится поместить Тамару в искусственный мир, созданный им из самых прекрасных природных явлений («Я дам тебе все, все земное…»). Волшебная естественная оправа для внутренне мятежного, беспокойного духа, в котором раздут пламень эгоизма и для которого потеряно ощущение объективной ценности явлений,- что может быть порочнее этой поистине сатанинской мечты! Обещая Тамаре вечное страдание и глубину восторгов, вечную жизнь без смысла и цели, холодное безучастие к добру и злу, Демон хочет получить взамен утраченные объективные ценности, обрести смысл и цель собственной жизни, возродиться для наслаждения вечным счастьем. Внутренне не переродившийся, он несет чужой душе только зло. Возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением.

Наряду с этими чертами в Тамаре есть известная отрешенность, противоречивость обуревавших и застывших теперь чувств, холодная гармония безжизненной красоты:
И сжаты мертвою рукою…
Как мрамор, чуждой выраженья,
В пылу страстей и упоенья;
Таинственной, как смерть сама
Исполнены той красоты,

Угасшая Тамара отрешена от естественного мира, но земная одежда сообщает особую привлекательность ее «праздничному наряду». Лермонтов и во внешнем убранстве героини, и в неясном выражении ее лица выделяет близость к земле, подчеркивает естественную натуру Тамары:
От божества и от людей
И были все ее черты
И ничего в ее лице

Во второй части речь идет о Тамаре. Здесь Демон не менее красноречив. Если для себя он избирает добро, прежнюю безотчетную веру и раскаяние в злых умыслах, то Тамаре обещает «пучину гордого познанья», неземные страсти и неземные муки («Тебя иное ждет страданье, Иных восторгов глубина…»). Демон, нарушая «монастырскую» судьбу Тамары, отделяет княжну от чистого блаженства, так же как вследствие его искушений Тамара уже отдалилась от мира людей и естественной природы:
Земле беззвучное прости.
Последней мысли выраженье,
Не намекало о конце
Ты не угаснешь без страстей,
Она внимательным глазам:
Мелькнувши по ее устам.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон"). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон» Проблема противостояния свет и тьмы в фантастическом рассказе типа Манфреда и Демона Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»
  • Скала угрюмого Казбека
  • Для того чтобы понять притягательность и привлекательность демонизма, нужно увидеть в нем и вторую сторону, сопряженную с первой и заключающуюся в безграничности человеческих возможностей, в свободной творческой воле человека. Те узкие пределы, которыми отмечен патриархально-естественный мир Тамары, уже не вмещают открывшуюся Лермонтову и человеку его времени широту реальной жизни, как не вмещает ее и несправедливый мир, устроенный богом. Жизнь вырвалась из своих берегов, предустановленных общественным развитием и теми формами, которые оно приняло. Вторая сторона демонизма и являет собой ту отрицательную энергию, которая уничтожает эти отжившие формы социальности, общественности, которая расшатывает до основания старую мораль и основанный на ней порядок жизни.

    Мистический финал (явление ангела, уносящего душу Тамары в рай) отражает, однако, реальную, объективную ценность любви Тамары, ее готовность жертвовать собой ради добра и неспособность Демона на преодоление эгоистических вожделений. Герои вновь возвращаются к прежним состояниям – Тамара, разобщенная с естественным состоянием, в мир чистой духовности (с темой рая связана и тема монастыря, куда добровольно заточила себя княжна), а Демон остается по-прежнему одиноким во вселенной. Тамара достойна высокой любви, Демон же лишен этого чувства. Трагедия героев развертывается па широком фоне природы, которая сохранила свою естественность, непосредственность и величие. Объективный мир – реальная жизненная ценность – продолжает жить прежней внутренней одухотворенной и гармонической жизнью:

  • Как беззаботное дитя.
  • Природа тешится шутя,
  • Их вечный мир не возмутит.
  • Порыв Демона к свободе, к гармонии с мировым целым утверягдается в качестве законного и неотъемлемого права личности. Мысль о трагедии индивидуалистического сознания сочетается с апофеозом личности, которая постигла несовершенство мира и обрела недостижимый идеал нового общественного бытия. Лермонтовский Демон открывал передовому человеку 30-х годов безграничные пути свободы, раздвигая узкие рамки существенности, которые сковывали духовно-практическую активность личности.

    Проводя анализ («Демон» Лермонтова), следует прежде всего отметить, что это произведение поэта и поныне считается одним из самых противоречивых, загадочных и глубоких в творчестве Михаила Юрьевича. Вся сложность заключается в том, что анализировать поэму можно с разных ракурсов: космического, который представлен отношением Демона к Богу и Вселенной, психологического и даже философского. Лермонтов не был первым человеком, который в своих произведениях обращался к образу падшего ангела, объявившего Богу войну. До него данную тему по-разному трактовали и Гёте («Фауст»), и Байрон («Каин») и, конечно же, Мильтон («Потерянный рай»).

    Образ Демона в поэме Лермонтова

    Анализ: «Демон» Лермонтова примечателен, в первую очередь, тем, что автор необычно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению ключевого образа. Лермонтовский Демон - это удивительное сочетание огромной внутренней силы, стремления избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и трагического бессилия, связанного с невозможностью достичь желаемого. Читателю Демон представляется этаким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только Богу, но также и всему миру, всем людям.

    Главный герой - «царь познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Демон в поэме Лермонтова отвергает мир, в котором отсутствует истинное счастье, где люди равно боятся как любить, так и ненавидеть, постоянно пребывают во власти мирских страстей. Однако это глобальное отрицание демонстрирует не только силу Демона, а и его слабость. Ведь с высоты бесконечных просторов космоса он просто неспособен увидеть и оценить всю прелесть земной природы.

    Надменное уединение тяготит Демона, он часто тоскует об общении с людьми и миром. «Жить для себя» ему опостылело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к простой девушке Тамаре. Однако для него остаются недостижимыми поиски красоты, гармонии, любви и добра.

    Философские вопросы, поднимающиеся в произведении

    Анализ («Демон» Лермонтова) проводить несколько сложно, ведь автор воздержался от выражения личной позиции, позволив произведению жить своей жизнью, быть многозначным. Намеченное в более ранних поэмах разоблачение индивидуалистического мышления присутствует и в «Демоне». Разрушительное начало Михаил Юрьевич трактует как антигуманистическое. Однако в то же время некоторые вопросы, поставленные в «Демоне», так и остаются неразрешёнными. К примеру, неясным остаётся, кого поэт видит в своём Демоне - носителя зла (пускай и страдающего) или же жертву несправедливости? Отчего была спасена душа Тамары - просто в угоду строгой цензуре того времени или же именно такая развязка была задумана с самого начала как неизбежный идейный ход? Примирительной или нет является концовка произведения и поражение Демона? Анализ («Демон» Лермонтова) сосредотачивается вокруг этих и многих других вопросов. Которые, к слову, являются убедительнейшим доказательством высокой философской нагрузки произведения. Диалектическое сочетание «добра» и «зла» в поэме, красочное изображение жажды идеала и его утраты, враждебность по отношению к миру и желание примириться с ним - все эти темы пронизывают поэму красной нитью, делая её поистине уникальным произведением.

    в поэме «Демон»

    Анализ поэмы «Демон» Лермонтова - это и обращение к её художественному своеобразию. Являясь колоритным образцом романтизма, произведение практически полностью строится на антитезах. Герои постоянно противопоставляются друг другу: Демона и Бога (земли и неба), Демона и Ангела (смерти и жизни), Тамары и Демона (реальности и идеала). Присутствуют в творении поэта и контрастирующие друг с другом этические и социальные категории. Утверждение и отрицание, гармония и борьба, добро и зло, ненависть и любовь, тирания и свобода - в «Демоне» эти противоречивые понятия буквально схлестнулись друг с другом.

    Заключение

    Чем так привлёк внимание читателей к поэме Лермонтов? «Демон», анализ которого мы проводим, - это произведение, в котором объединились мощная поэтическая фантазия, пафос сомнений и отрицания, неповторимый лиризм поэта, загадочность, простота и понятность изложения.

    На фоне всего этого читателям и всему миру задаются важные философско-нравственные вопросы, на которые человечество ищет ответы тысячелетиями.

    Поэма «Демон» имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее в течение всей жизни. Замысел ее относится еще к 1829 году, когда Лермонтову было 15 лет, а окончательно завершена она в 1841 году. Пять-шесть вариантов поэмы дают полное представление о созревании таланта поэта. Но творческая особенность художника такова, что и сам вариант появляется как совершенное художественное произведение, подготавливающее почву для более совершенного.

    «Демон» - грандиозное сооружение, поглотившее всю лирику. И как написано! Несмотря на юность, поэт выражал себя во всех жанрах, но жанр поэмы - любимый, и здесь можно видеть не только ранние подражания пушкинским поэмам, но и прямое соперничество с ними. В течение всей жизни поэт убегал в мир кавказской природы. Здесь сосредоточилось все богатство лирического восприятия мира. Кавказ как «благорастворение воздухов», множество цветов, растений, гамма красок. Кавказ как представление о рае земном.

    Эти картины предстают перед нами и в жизненно ясных образах, и в то же время они полны поэтической прелести: горы, благоухание цветов, лесов и лугов. Никто из русских романтиков не поднялся на такую высоту в поэтическом изображении Кавказа, как Лермонтов. Здесь и география (Казбек, Эльбрус, Арагва, Кура), здесь и небо Кавказа («черные ночи с огромными горящими звездами»), здесь дыхание Кавказа, его ласкающая теплота... И главный герой Лермонтова - Демон.

    Вместе с тем в поэме постоянно присутствует идея греха, проступка и раскаяния. Трагедия Демона - это трагедия человека, не могущего преодолеть в себе демоническое начало. Демон не может стать ангелом добра. Красота природы, ее величие, благорастворение, спокойствие не могут не подействовать на Демона и не поколебать его ожесточения. Спасение герой видит в любви. Красота мира создает гармонию, которая располагает природу существа к прощению и любви. Но зло торжествует, и все, кто около этого духа зла, гибнут. Поэт был бы сусален и неубедителен, если бы действующие лица спаслись и вступили из мира необходимости в мир радости и всепрощения. Преступление и гибель реально существуют, и исцелить это вздохом и слезой едва ли возможно. Реальность вступает в борьбу с романтикой, и последняя не может победить. Но это не значит, что реальность непобедима вообще. Демон Лермонтова глубоко верит в то, что красота победит мир, спасет, завоюет его. Мир природы может обновить героя, и он обретет свободу, радость, умиротворенность.

    Проблема зла и добра решается у Лермонтова по-своему. Победа добра над злом проходит быстро и бегло, а тема Духа зла и его страданий так поэтически мощно, сильно написана, что остается главенствующей. Лермонтовский Демон очеловечен. Дух отрицания и сомнения страдает от утраты смысла жизни, он ищет приложения своим огромным внутренним силам, но на пиру жизни ему нет места. Мучительно ощущает Демон Лермонтова свое одиночество. Выход герой хочет найти в любви, но и здесь чутье художника подсказывает невозможность счастья. Через романтическую форму «Демона» поэт показал психологическую трагедию людей 1830-х годов. Лермонтовский «дух отрицания» страдает отутраты смысла жизни. Образ Демона куда драматичнее, чем изображение Люцифера, Сатаны, Мефистофеля у поэтов,бравших эту тему. Лермонтов показывает олицетворенный демонизм, со всем тем, что свойственно человеческой природе, которую одолевают стремление к свободе, познанию и мрачный дух сомнения. Это не демон обычных представлений: он близок к человеку, исстрадавшемуся от гибельных страстей. Знание не принесло ему отрады, зло опостылело, эгоизм и отрицание не дали счастья Демону Лермонтова.

    Лермонтов ощущает «черное» и «белое», поражение и торжество, добродетель и порок. Он знает, что это черты, присущие человеку. Но он хочет отрицать это, спорить с тем, что человек соткан из этих двух начал. Вот почему его Демон очеловечен и выпадает из ряда всей этой нечисти (Сатана и т. д.). Эти муки преодоления в себе демонического начала и есть главное настроение поэмы, ее пафос.

    Поэма была так мощна и убедительна, что произвела переворот в области искусства по силе своего влияния на других художников. Врубель, углубившись в понимание сути Демона, остановился перед этим шедевром, не найдя для него реальных земных красок. Он создал целую гамму красок в результате обжига стекла, глины и металла. Вот почему так горели и переливались всеми цветами радуги крылья поверженного Демона. Рубинштейн написал оперу, воспроизведение которой на сцене представляет огромную трудность. Через этот искус пришлось пройти шедевру поэта, и приходишь к мысли, что это произведение, где в схватке над бездной оставлены борющиеся силы, ещеждет своего исследователя.

    В поэме «Демон» раскрывается романтизм как основной принцип, стиль поэта. Лермонтов не расстался с романтизмом на протяжении всей жизни, как не расстался с «Демоном». Переступить черту романтизма ему не было дано. Если Пушкин сумел подчинить все богатство звуков, цвета, света реалистическому началу, то Лермонтов не захотел, и не успел, и не смог поверить в реализм. Романтизм для него остался высшим проявлением искусства.

    Романтизм - стиль, такой же завершенный, как реализм. Но реализм не всегда давал ту почву, которая нужна человеку. Одиночество в реализме - крах, конец, беда. Одиночество в романтизме - лозунг, религия, символ веры. Романтик верит в светлое будущее души. Вот почему «романтизм - это душа» (Жуковский). Но это не только Жуковский. Это целая школа романтизма. Рядом с Лермонтовым надо поставить Герцена и Огарева. Все многообразие мысли того времени пронизано романтизмом, независимо от идеологической направленности персоналий. Они, двое мальчишек, которые «могли поместиться около ботфорта императора» (Герцен), угрожали крепостному строю России! И император подняться до них не смог. Вот это замечательный переход, ибо русское освободительное движение переживало романтизм. Во времена николаевского режима литература выступала с романтическим утверждением величия и славы человека. Вот она - диалектика! С одной стороны, символом 1840-х годов была казарма и канцелярия, с другой стороны, им противостояла вера в светлое будущее России.